18+

Курт Клаус отметил свое 80-летие

27.10.2014

01_kurt klaus assembling a complication

26 октября Курту Клаусу исполнилось восемьдесят лет – преодолен очередной рубеж на пути к осуществлению его мечты о долголетии.

Свое 79-летие Курт Клаус праздновал в Азии. Там, где часовой мастер, изобретатель и преданный друг марки IWC наслаждается своим особым почетным статусом уже мно­гие годы. На небольшом торжестве в его честь, как это принято, зашла речь о трех заветных желаниях именинника. Два из них его попросили озвучить, а последнее оста­вить в секрете. Клаус недолго раздумывал: «Во-первых, я хочу дожить до ста лет, во-вторых, сохранить при этом светлую голову». Третье желание, как его и просили, оста­лось под покровом тайны.

«Я счастлив и доволен жизнью», – говорит он про себя. И, безусловно, понимает, что стал «героем своего времени» – од­ной из легенд в истории швейцарской часовой мануфактуры, основанной в 1868 году. В этой саге, связывающей Клауса с IWC Schaffhausen пятьдесят семь с половиной лет, еще не поставлена точка.

В главном здании мануфактуры до сих пор стоит его письменный стол. Совсем недавно Клаус вернулся из одной из своих образовательных поездок по Китаю и Корее. Ведь он не только посланник классического часового искусства. Курт Клаус относится к тем немногим, кто посвятил этому тонкому ремеслу десятилетия, наполнил его глубоким содержанием и поэтому кто, как не он, лучше всех может преподнести философию часового дела любителям изящной механики на других континентах. Он убеждает и вдохновляет.

Благодаря одному из чудес механики – «Механизму Вечности» – его имя навсегда вошло в историю часового дела. Этому изобретению уже 29 лет, но оно до сих пор не утратило своей актуальности. Курт Клаус стал известен в 1985 году как изобретатель и конструктор автономного вечного календаря производства IWC. Кроме того, он существенно модернизировал это усложнение, которое первоначально использовалось в крупных часах, но потом, с течением времени, переместилось в микрокосмос карманных и наручных часов. Курт Клаус избавил владельцев часов с вечным календарем от необходимости корректировки механизма и сделал часы удобными в повседневном обслуживании. Легендарный изобретатель синхронизировал все указатели календаря, включая невероятно точный указатель фаз Луны, и впервые добавил к и без того слож­ной комбинации четырехзначный указатель года. Его временной диапазон – более пятисот лет – вызвал фурор в часовой области. Первыми усложнение получили часы Da Vinci, что подчеркнуло философский смысл, заложенный в их названии.

Для воплощения своей конструкторской задумки Курту Клаусу потребовалось около девяноста деталей. Замысел создателя подчинялся девизу: функциональность и про­стота использования. Появление хронографа, оснащенного календарем, стало для IWC важным ключом к успеху, особенно после многих лет так называемого «кварцевого кризиса». Долгое время хронограф был своего рода синонимом IWC и символом «эпохи Возрождения» механических часов. Для мануфактуры в Шаффхаузене, которая до этого имела славу производителя простых надежных часов высочайшего качества, хронограф открыл новую часовую эру моделей с восхитительными сложными механиз­мами.

А ведь Курт Клаус, уроженец Санкт-Галлена, хотел всего-навсего стать хорошим часо­вым мастером. Уже во времена его юношества профессия часовщика считалась почет­ной, но пропуск в нее получали ученики с особенными чертами характера – спокойно-невозмутимые усидчивые интроверты. Каким и был Клаус, поступивший в 1951 году в школу часового дела в Солотурне. После четырех лет успешного многоэтапного обучения и прохождения обязательной в Швейцарии воинской службы, он работал в фирме Eterna в местечке Гренхен, а в 1956 году взялся за поиски постоянного места работы.

«Только не в Гренхене!» – настойчиво запротестовала его будущая жена. И Курт Клаус обратился в IWC Schaffhausen с вопросом: «Вам не требуется молодой часовщик?» Приглашение на собеседование он получил незамедлительно. Письмо было подписано ни кем иным, как техническим директором IWC Альбертом Пеллатоном – культовой фигурой среди часовых специалистов. На тот момент им уже был изобретен первый автоматический механизм – калибр 85 от IWC с особенной системой подзавода. Гениальная разработка, которая и по сей день носит имя своего создателя.

Клаус положил на стол Пеллатона свой аттестат и отличные рекомендации, после чего получил ответ, который навсегда определил отношение конструктора к своей работе в IWC: «Вы знаете, часовой мастер мануфактуры IWC – это все-таки более высокий уровень». Тогда впервые Клаус столкнулся с требованием к бескомпромиссному каче­ству – безоговорочным правилом, вписанным в ДНК мануфактуры с момента ее основания Ф. А. Джонсом. И его Клаус сделал своим внутренним кредо.

«Да, я прошел школу Пеллатона», – не без гордости утверждает он. Клаус начал с азов: с установки модулей колесной передачи и механизма спуска. Только потом спектр за­дач молодого специалиста отдела сервисного обслуживания расширился и услож­нился. Пеллатон распознал в нем талантливого конструктора, способного находить сложные решения, и дал ему шанс показать себя в работе над разработкой прототи­пов. В запасе у Клауса много историй из того времени, и каждая из них связана со стремлением к совершенству. Пеллатон не был особенно расточителен на похвалу, каждую он вымерял микрометром: «Да, хорошо, но могло бы быть еще чуточку лучше». К примеру, наблюдая со спины за работой ученика отдела деталей, который обтачивал шейку вала с допустимым предельным отклонением размера 0,003 миллиметра, Пеллатон мог позволить себе замечание: «Вас никто не принуждает доходить до предельного значения».

В середине 1970-х годов, после долгих лет процветания часовой индустрии, наступил «кварцевый кризис». Неполный рабочий день и определенные виды работ, для того чтобы выжить – Клаусу приходилось, к примеру, оснащать механизмы карманных часов IWC календарем. Великолепные часовые образцы, которые поначалу пользовались успехом у покупателей. Но времена карманных часов канули в Лету.

Вскоре после того, как IWC перешла в руки немецкого производителя инструментов VDO Adolf Schindling AG, под руководство Гюнтера Блюмляйна, в 1980-м году мануфак­тура (в сотрудничестве с Porsche Design) взяла курс на производство спортивных моде­лей, в том числе из титана. Одновременно с этим Ханнес Пантли, заместитель Блюмляйна и начальник отдела продаж, выступил инициатором того, чтобы Клаус привнес свои новаторские идеи в разработку наручных часов с вечным календарем. Развитие нового спортивного направления не должно было означать вытеснение традиционного часового искусства. Клаус не заставил себя долго упрашивать. Его первая идея – выполненный от руки и рассчитанный на калькуляторе чертеж – уже содержала основные положения его будущего изобретения. Блюмляйн молниеносно понял ценность концепции и одобрил ее дальнейшую разработку. Кроме того, он дал указание: если и воплощать многообещающую инновацию в жизнь, то в рамках хронографа. Ничего подобного тогда не было.

Четыре года Клаус при поддержке чертежника разрабатывал детали проекта, без компьютера или специальной графической программы CAD. Поздними вечерами и по выходным он работал над созданием своего шедевра, нередко под «аккомпанемент» любимого композитора Вивальди. Не один раз он прослушал полный репертуар легендарного итальянца. Время от времени Курт задумчиво бродил по лесу в пригороде Шаффхаузена в поисках решения самой главной проблемы. Как одно единственное движение базового механизма, которое осуществляется в полночь при переключении даты, распределить таким образом, чтобы произошел корректный перевод всех индикаторов календаря (с учетом цикла високосных лет)? И он нашел ответ. Говоря простыми словами, задача была решена с помощью круглого поворотного многофункционального рычага с собачками, который определял длину месяца на ступенчатом диске. В конце месяца он задавал верный ход переключения – на один (месяцы с 31 днем), два (месяцы с 30 днями), три (в феврале високосного года) или четыре дня (в феврале обычного года) вперед. За правильное переключение в случае коротких месяцев отвечали специальный эксцентрик и дополнительная собачка. Другая приводная цепь вела к указателю года. Шестеренки указателя фаз Луны с определенным количеством зубцов приводились в движение дополнительным переключающим пальцем.

Детали и колесики для этого механизма Клаус фрезеровал и обтачивал собственно­ручно в небольшой мастерской рядом со своим кабинетом. Первые механизмы для Da Vinci он устанавливал в ночь перед открытием часовой выставки в Базеле в 1985 году, монтируя их в элегантный золотой корпус. «Механизм Вечности» был на финишной прямой в этих соревнованиях со временем.

Когда выдавалось свободное время, Клаус отправлял своих любимых борзых породы уиппет на соревнования. В этом вопросе он тоже не был новичком. Кубки призеров до сих пор стоят в его квартире. Стоит отметить, что даже после успеха Da Vinci награда нашла своего героя не сразу, о спокойном почивании на лаврах не могло быть и речи.

В 1987 году Ханнес Пантли впервые взял Курта Клауса в путешествие по Азии. В Сингапуре, Гонконге и Токио он рассказывал часовым мастерам о правилах настройки своего вечного календаря, перевод которого вместе с другими указателями осуществляется синхронно движением вперед, ни в коем случае не в обратную сторону. Важный момент. Дело в том, что некоторые владельцы часов поддаются искушению проверить, действительно ли произойдет переключение следующего года или столетия. Эта новая задача – обмен опытом с коллегами, очень вдохновила Клауса. О совместной работе с изобретателем вечного календаря Ханнес Пантли вспоминает следующее: «То, что сделал Курт Клаус для спасения механических часов и его вклад в развитие IWC, невозможно переоценить. В нем идеально соединились способность создавать новое, глубокая вера в будущее часового дела и прекрасные человеческие качества. Работать с ним было одно удовольствие».

В родных пенатах Клауса ожидал непочатый край дел. Освоив новые технологии конструирования в CAD, он стал частью небольшой команды, которая взялась за очередное, еще более сложное испытание, которое воплотилось в 1990 году в модели Grande Complication. А еще три года спустя мир заговорил о часах Il Destriero Scafusia. К слову, его заслуги не забыли и в саксонском городе Гласхютте (Германия), где он активно работал с 1990 года над возрождением традиционного часового бренда A. Lange & Söhne.

Для большинства молодых амбициозных часовых мастеров мануфактуры IWC, работающих в небольших группах, он был своего рода отцом и безусловным авторитетом. Особенно, когда речь шла о новых разработках, таких как сплит-механизм (1992 год), модуль мирового времени (1998 год), механический глубиномер модели GST Deep One (1999 год), мануфактурный калибр 5000 с автоподзаводом системы Пеллатона (2000 год) или адаптация календаря Курта Клауса (2003 год) для крупной модели Portugieser Perpetual Calendar.

Даже когда Клаус официально вышел на пенсию в 65 лет, он еще десять лет продол­жал оставаться своего рода добрым волшебником, покровителем расширившегося к тому времени конструкторского отдела. Затем руководство мануфактуры решило, что Клаусу идеально подойдет роль друга марки, популярного собеседника для прессы и преподавателя часового искусства. Он был своего рода козырем для удаленных рын­ков, который необходимо было пустить в ход. Так начались многочисленные зарубеж­ные турне конструктора.

Глава IWC Жорж Керн, который с конца прошлого столетия уверенно глобализирует марку, в 2007 году особенным образом выразил признание Клаусу. В тот момент, когда семейство Da Vinci обрело собственный хронограф и новую форму бочонка, были выпущены часы Da Vinci Perpetual Calendar Edition Kurt Klaus с характеристиками предыдущих моделей и выгравированным портретом Курта Клауса на задней крышке – для начала тиражом пятьсот экземпляров в корпусе из желтого золота и пятьдесят – из платины и белого золота. Спрос на специальную серию был настолько велик по всему миру, что тираж почетного «издания» в честь легендарного часового мастера IWC был выпущен повторно – тысяча экземпляров в корпусе из розового золота и три тысячи – из нержавеющей стали. Тут и Клаус, при всей его скромности, не мог не испытывать гордости. После этого он сопровождал разработку одной из самых сложных моделей-последовательниц своего хронографа с календарем. Часы были представлены в 2009 году как Da Vinci Perpetual Calendar Digital Date-Month, а устройство их механизма базируется на многих предыдущих идеях Клауса. По элегантности и функциональности этой надежной конструкции до сих пор нет равных. Между тем, автономный вечный календарь является фирменным знаком мануфактуры IWC. Клаус шел к этому без страха, вооруженный своей невероятной изобретательностью.

Глава IWC Жорж Керн так отозвался об исключительном таланте часового гения: «Мануфактура IWC Schaffhausen может гордиться такими сотрудниками, как Курт Клаус. Без их профессионализма, неукротимой воли воплощать невозможное и при этом никогда не опускать руки было бы невозможно продолжение традиций, сложившихся в 1868 году. Его вклад в развитие предприятия – пример для подражания и источник вдохновения для всех работников. Мы благодарны ему за это».

На сегодняшний день Курт Клаус свободен от оперативных заданий и административ­ных поручений. И он каждый раз радуется следующему путешествию – в Харбин, Гон­конг или Токио, где опытные коллекционеры и знатоки часового дела с нетерпением ждут очередного профессионального диалога с мастером. Для них он – живая легенда и возможность соприкоснуться с ценностями высокого часового искус­ства, которые и олицетворяет марка IWC. Клаус очень тонко чувствует это, и именно это его вдохновляет.

При всех его профессиональных заслугах самое большое счастье в его жизни – это се­мья: супруга, с которой он познакомился еще в Санкт-Галлене, трое детей и трое вну­ков. «Ко всему прочему, я уже дважды прадед», – добавляет Клаус с улыбкой. Несо­мненно, его будут поздравлять его близкие. И IWC приготовила для него особенный подарок: в музее часовой марки в Шаффхаузене пройдет специальная выставка, посвященная жизненному пути и разработкам Курта Клауса.

Фото по теме

Оставить комментарий

889b85226331f8c782fe73e6ac7c5723adefaa6c



 
22.01.2021
Otkr
Художества на запястьях
Пожалуй, абсолютно все часовые бренды уверены: делая часы, они творят высокое искусство. чтобы убедиться в этом, надо хотя бы...
18.01.2021
Shutterstock_1718886205_for_web
Люкс спешит на помощь
2020 год стал не только годом карантина и закрытых границ, но и удивительным временем объединения против общей опасности...
01.12.2020
4
Русские часы из Альценау
Александр Шорохов переехал в Германию в начале 1990-х и через 10 лет основал в городке Альценау, неподалеку от Франкфурта,...