18+

Таблица Менделеева в часовом обрамлении

Текст:

20.08.2010

Un_macho

Вот уже несколько лет развитие мировой часовой индустрии проходит под знаком бурного применения инновационных материалов. Является ли это началом поворотного этапа в ее истории? Или же мы имеем дело с коммерческим трюком, единственная цель которого – обойти конкурентов? WATCH анализирует сложившуюся ситуацию.

В последнее время мы все чаще становимся свидетелями использования в часовом производстве самых странных материалов, когда-то применявшихся исключительно в автомобильной и авиационной индустриях. Такая тенденция имеет по крайней мере две причины. Во-первых, стремление часовых брендов хотя бы чем-то отличаться от конкурентов. И во-вторых, новые, высокотехнологичные материалы позволяют добиваться большей прочности, надежности и внешней красоты механизма, требуя при этом меньше ухода и гораздо более продолжительных интервалов между смазками.

В итоге сегодня поиском новых материалов активно занимаются не только суперпремиальные и богатые бренды. Мануфактуры среднего звена также не довольствуются традиционными нержавеющей сталью, золотом или платиной. Даже экспериментами с карбоновым волокном и керамикой уже давно никого не удивишь – их можно встретить в наручных часах почти любой ценовой категории. А место платины как самого распространенного материала для производства корпусов и циферблатов постепенно занимают родий, рутений, иридий, осмий и палладий.

Циферблат из рутения

Хотя иридий уже давно используется в канцелярской промышленности для изготовления авторучек, а необычно белый родий известен и повсеместно применяется для внут­реннего и внешнего покрытия часов и драгоценностей, другие материалы этого семейства долгое время оставались вне поля зрения часовщиков. Сегодня же и рутений, и палладий робко, но уверенно делают первые шаги в часовой промышленности.

Если речь заходит об изготовлении циферблатов, то прочный темно-серый рутений можно назвать несомненным лидером. Особенно любят этот металл в компании Nomos. Как-то раз владелец бренда Рональд Шверт­нер попросил своих мастеров найти подходящий материал для создания циферблатов специальной австрийской серии. В итоге был выбран рутений. Когда Швертнер увидел, какие циферблаты можно изготавливать из этого материала, он пришел в полный восторг и сразу же решил использовать рутений в своих лимитированных линиях. Немаловажен и тот факт, что стоимость моделей Tangomat и Tangente с циферблатом из рутения почти не отличается от цены обычных часов. «Источником вдохновения нам послужила красота материала и ничего более», – говорит Швертнер.

Палладиевый корпус

Несколько лет назад этот металл произвел в часовой индустрии настоящую сенсацию и сегодня остается одним из самых востребованных. Подобно платине, палладий – не только редкий, но очень долговечный материал. Его поверхность почти не тускнеет и в течение десятков лет будет радовать вас потрясающе белым блеском. Кроме того, при 95-процентном содержании он, как и платина, прекрасно поддается формовке. Палладий не требует специального покрытия и отличается большим удобством в использовании, несмотря на тот факт, что данный материал на 12,6 процента тверже платины.

Палладий остается одним из самых доступных драгоценных металлов, поэтому его использование позволяет удерживать цену на часы в разумных границах

Особое достоинство палладия стоит искать в его рыночной стоимости – она в шесть раз ниже платины, что делает этот драгоценный металл вполне доступным. Сегодня за палладий придется выложить около 215 долларов, в то время как 14-каратное золото стоит в два раза дороже (а цена за платину и вовсе составляет 1100 долларов за унцию). Президент Ulysse Nardin Рольф Шнейдер так комментирует решение своей компании об использовании палладиевого корпуса в новой модели часов Macho: «За последнее время цены на золото и платину взлетели вверх, нам сложно объяснить нашим клиентам, почему определенная модель часов вдруг стала в разы дороже. Для большинства покупателей модели с тяжелым корпусом из платины или белого золота уже не по карману. Стоимость механизма и материалов, в обрамлении которых он находится, должны быть в определенном равновесии. Именно желание добиться такого баланса и подтолкнуло нас заняться поисками недорогого драгоценного металла, довольно редко использующегося в ювелирном деле и часовой промышленности. Этим идеальным материалом для больших и тяжелых часов Macho стал палладий. Кстати, сегодня его стоимость уже выросла, что лишний раз доказывает увеличение спроса на этот металл. Однако замечу: для производства небольших плоских часов или часов со сложной технической начинкой, в которых механизм выступает важным ценовым фактором, мы по-прежнему будем применять корпус из золота или платины».

На вопрос, добавляет ли использование палладия дополнительную ценность часам, Шнейдер с уверенностью отвечает: «Я не думаю, что новый материал делает модель лучше. Он просто делает ее другой, и не только в отношении дизайна». Герберт Ани, генеральный директор Perrelet, приводит те же доводы, обосновывая свое решение использовать палладиевый корпус для лимитированного выпуска Jump Hour в 2006 году. «Палладий редко использовался в часовой промышленности, и когда мы искали “оригинальный” материал для эксклюзивной коллекции, которая должна была отличаться еще и привлекательной ценой, то обратились именно к нему. Тем более что палладий чище, чем 18-каратное золото, и отличается необыкновенной прочностью, прекрасными формовочными свойствами и невероятным блеском. Как ни крути, лучше него просто не найти».

Магниевые эксперименты

Для создания магниевых часов Mag Bang генеральному директору Hublot Жан-Клоду Биверу пришлось углубиться в мир необычных металлов. Магний особо износостоек и на 30 процентов легче алюминия и титана. Однако до экспериментов Hublot он никогда не использовался в часовом производстве по одной простой причине – его обработка сопряжена с большими трудностями. Биверу удалось довести проект до конца только с помощью итальянских партнеров, не имеющих никакого отношения к часовой промышленности.

Глава Hublot так объяснил свое решение: «Будущее высококачественных в техническом отношении часов напрямую зависит от уменьшения их веса. Исследования в этой области полностью подчинены стремлению избавиться от нескольких лишних граммов и увеличить надежность модели. Вес – главный враг высоких технологий, поэтому с Mag Bang компания Hublot избрала правильный путь. Это начало новой эры в часовом искусстве».

Кстати, корпус Mag Bang изготовлен не только из магния. Он также содержит титан, керамику, синтетические волокна, тексалий (плетеный материал, похожий на карбоновое волокно) и каучук. Что побудило Бивера обратиться к этим необычным материалам? «Концепция Hublot гласит: “Слияние”. В 1980 году она уже принесла свои первые плоды с появлением золотых часов с ремешком из черного каучука. Никто еще никогда ранее не использовал натуральный каучук для производства ювелирных изделий или часов. С тех пор мы развили концепцию “Слияния” и работаем с материалами, которые наши покупатели могут встретить в кораблях, самолетах, спорткарах, клюшках для гольфа и т.д. Эти вещества представляют для нас особый интерес благодаря своим свойствам, увеличивающим удобство ношения часов, а также благодаря совершенно новой палитре красок», – рассказывает Бивер.

Старая новая бронза

В 2006 году итальянская компания Anonimo попыталась отличиться от конкурентов, вспомнив про «новую – хорошо забытую старую» бронзу. Если речь заходит об экспериментах с передовыми материалами для корпусов, директор Anonimo Федерико Массачеси берется за дело с предельной осторожностью. «Появлению на рынке конечного продукта из бронзы предшествовали почти 32 долгих месяца исследований. Мы решили уделить особое внимание специальному алюминиевому покрытию, потому что окисление этого легкого материала предохраняет против коррозии (идеально для использования в водной стихии) и придает красивый теплый оттенок (коричневатый, а не зеленый)».

Модели из необычных металлов не всегда выглядят премиальными, хотя сами материалы могут оказаться очень дорогими

«Специальные покрытия Ox-Pro, Drass и бронза – лишь начало первого этапа исследований и разработок, над которыми мы постоянно трудимся, – продолжает Массачеси. – Я полностью верю в новые материалы и в отделку драгоценными металлами, благодаря этому мы можем гарантировать покупателю свежий и оригинальный дизайн».

Цалий и «текучий металл»

Сегодня уже все часовщики согласны, что без использования инновационных материалов занять лидиру­ющее положение в мировой часовой индустрии почти невозможно. Прежде всего потому, что разработка новых механизмов – весьма дорогостоящая процедура, а рынок моделей стоимостью 10 тысяч евро и выше уже не так велик, как в докризисное время. Однако потребители должны привыкнуть к новому облику часов, созданных из высокотехнологичных материалов. «Иногда от моделей, в производстве которых мы использовали необычные металлы, веет некоторой дешевизной, несмотря на то что они созданы из очень дорогих материалов», – сетует Федерико Массачеси.

Примером такого не слишком удачного эксперимента стала попытка TAG Heuer по созданию часов Microtimer, корпус которых пытались выполнить из «текучего металла» – аморфного сплава, больше похожего на пластмассу, чем на металл. «В 2003 году мы создали несколько прототипов Microtimer с использованием “текучего металла”, после чего исследования длились еще целый год. Но мы так и не смогли достичь эластичности, соответствующей нашим нормам. Кроме того, отполированные поверхности “текучего металла” не отличались ровностью. Мы попытались усовершенствовать технику полировки, но нам не удалось даже приблизиться к уровню качества нержавеющей стали. В итоге мы не решились выпускать на рынок продукт с непривлекательным внешним видом и высокой ценой. Это был неутешительный результат. А ведь материал обладал отменными свойствами в отношении стойкости к царапинам и износоустойчивости», – рассказывает Стефан Линдер, директор по производству TAG Heuer.

Кстати, вышеназванные бренды – отнюдь не первопроходцы в этой области. В 2004 году на BaselWorld компания Harry Winston представила модель Project Z1 с корпусом из цалия – сплава циркония с особо темным блеском. Хотя этот металл не является драгоценным, новый высоко­технологичный сплав от Рональда Уинстона вызывает определенные ассоциации с бриллиантами (что в принципе понятно, учитывая профессиональные интересы главы Harry Winston) и ракетным топливом (и здесь есть свое объяснение: Рональд имеет диплом Гарварда по специальности инженера-химика). Уинстон назвал материал цалием, обозначив тем самым присутствие в его составе циркония. Однако точные составляющие этого материала хранятся в строжайшем секрете. Вместе с тем известно, что сплавы циркония давно используются в реактивных двигателях и хирургических инструментах. Глава Hublot Жан-Клод Бивер уверен, что эксперименты с инновационными материалами – абсолютно правильное решение. «Их развитие позволит часовой промышленности двигаться тем же путем, по которому сегодня идут авиа-, авто- и кораблестроительная индустрия. И это будет настоящий рывок вперед».

Фото по теме

Оставить комментарий

B3e5a37406aed0a77947bcb3a265937843dea09c



 
22.01.2021
Otkr
Художества на запястьях
Пожалуй, абсолютно все часовые бренды уверены: делая часы, они творят высокое искусство. чтобы убедиться в этом, надо хотя бы...
18.01.2021
Shutterstock_1718886205_for_web
Люкс спешит на помощь
2020 год стал не только годом карантина и закрытых границ, но и удивительным временем объединения против общей опасности...
01.12.2020
4
Русские часы из Альценау
Александр Шорохов переехал в Германию в начале 1990-х и через 10 лет основал в городке Альценау, неподалеку от Франкфурта,...