18+

Время Дягилева

Текст: Ирина Удянская

12.08.2010

20

В 2009 году весь мир отмечал 100-летие самой знаменитой театральной антрепризы ХХ века – «Русских сезонов» Сергея Дягилева. В Лондоне устраивались пышные приемы и демонстрировалась уникальная коллекция вещей Федора Шаляпина, в Париже артисты Большого театра и Гранд-опера вместе танцевали фрагменты дягилевских балетов, в Санкт-Петербурге гамбургский гуру Джон Ноймайер гастролировал с «Вацлавом», «Павильоном Армиды» и Le Sacre, поставленными «по мотивам» «Русских сезонов». Москва решила отметить юбилейную дату грандиозной выставкой «Видение танца», прошедшей в Третьяковской галерее и подготовленной совместно с фондом культуры «Екатерина» и Новым национальным музеем Монте-Карло.

Огромный темно-синий зал, разделенный на несколько зон, укромные уголки, в которых демонстрируются эффектные экспонаты вроде веера Анны Павловой или пуантов Тамары Карсавиной, «виртуальные» залы, где на плазменных панелях в режиме нон-стоп проигрываются редкие записи баланчинской «Кошки», мясинских «Парада» и «Треуголки», костюмы, эскизы, макеты декораций, знаменитые афиши Жана Кокто, подготовленные для выступления дягилевской труппы в театре Châtelet, фотографии танцовщиков и балетных мизансцен – выставка в Третьяковке впечатляет своим масштабом и четко выстроенной концепцией.

Структура экспозиции создана по тематическому принципу, «подсказанному» самим Дягилевым. Большинство его гастрольных программ, поразивших Европу и определивших развитие мирового музыкального театра в ХХ веке, включали три типа балетных спектаклей – романтическую классику вроде фокинских «Шопенианы» и «Умирающего лебедя», ориентальную восточную экзотику и русские сказки. Кроме того, Дягилев, чьим творческим кредо всю жизнь был призыв «Удиви меня!» (когда участники антрепризы переставали это делать, он с ними мгновенно и безжалостно порывал), каждый год стремился продемонстрировать публике своего рода «балет будущего», квинтэссенцию хореографического авангарда. Выставка в Третьяковке включает в себя все четыре этих направления. Изысканные эскизы Льва Бакста к «Карнавалу», имперская роскошь куртуазного «Павильона Армиды» Александра Бенуа, портреты и фотографии Вацлава Нижинского, Анны Павловой, Михаила Фокина, Тамары Карсавиной, Ольги Спесивцевой представляют ранний, достаточно хорошо знакомый российской публике период дягилевской антрепризы. «Восточная тема» отразилась в сказочных эскизах Л. Бакста к «Шахерезаде» и «Клеопатре», русская – в работах Н. Рериха, А. Головина, Н. Гончаровой, М. Ларионова, Б. Анисфельда к «Весне священной», «Жар-птице», «Садко», «Золотому петушку», «Борису Годунову».

Парад авангарда

«Русские сезоны» наглядно продемонстрировали зрителям, что такое синтез искусств, о котором так много писали и говорили в начале ХХ века. Балеты дягилевской антрепризы – это гармоничный союз танца, актерского мастерства, музыки, живописи, сценографии. Дягилевские эскапады взорвали изнутри величавую помпезность и консерватизм имперских театров. Сенсации и скандалы, художественные прорывы и откровения, массовая истерия цивилизованных европейцев, сопровождавшая каждое выступление русских артистов, – гениальному импресарио, деспоту и авантюристу удалось собрать вокруг себя самых талантливых людей эпохи. В «ближний круг» Дягилева входили Пабло Пикассо, Игорь Стравинский, Вацлав и Бронислава Нижинские, Серж Лифарь, Леонид Мясин, Джордж Баланчин – люди, сформировавшие культурную парадигму ХХ века.

Дягилев был великим авантюристом. Но только с таким отношением к миру можно было придумать и организовать «Русские сезоны»

Больше всего на выставке поражают авангардные работы позднего периода «Русских сезонов». Творческой активности Дягилева не смогла помешать даже Первая мировая война. К этому времени он уже утратил интерес к «мирискусникам» и модерну. В отличие от Бакста, Бенуа и Фокина, отстаивающих свой стиль, Дягилев просто не мог себе позволить стать старомодным. Его привлекали смелые эксперименты парижской школы, поиск новых форм у Пикассо, Матисса, Дерена, Брака, Руо, сюрреалистические фантазии де Кирико. Редкие эскизы, документы и фотографии, костюмы и постановочные макеты предоставил для «Видения танца» Новый национальный музей Монте-Карло – именно там находилась репетиционная база «Русских сезонов» в 1920-х годах. Фантастически смотрятся кубистские костюмы «менеджеров», созданные Пикассо для балета «Парад» в 1917 году, а на рисунке Мишеля Жорж-Мишеля запечатлена реакция зрителей на это действо – авторы довольно переглядываются в ложах, а зрители в изумлении вскакивают с мест, спорят друг с другом, кричат и дерутся.

Центром авангардной экспозиции стал подлинный занавес по эскизу Пабло Пикассо к балету «Голубой экспресс» (Музей Виктории и Альберта, Лондон), для удобного осмотра которого предлагалось подняться по специальному пандусу (кстати, костюмы для этого авангардного хореографического опуса на модную тогда пляжную тему делала Коко Шанель). Особый интерес вызывают и реконструкции сценических решений поздних дягилевских спектаклей – космические планеты «Оды» (художник Павел Челищев), гигантские механизмы «Стального скока», придуманные Георгием Якуловым, прорезанные пустотами прозрачные поверхности «Кошки» от конструктивистов – братьев Наума Габо и Антона Певзнера. Любуясь сценическим оформлением дягилевских спектак­лей, поневоле думаешь о том, как было бы здорово, если бы сейчас у нас нашелся человек, который бы сумел убедить Ульяну Лопаткину станцевать в новом балете Алексея Ратманского в декорациях от Дэмиена Херста и костюмах от Йоджи Ямамото.

Организаторы выставки приурочили к ней и отличную культурно-просветительскую программу с лекциями, тематическими вечерами, демонстрацией восстановленных дягилевских балетов и редких фильмов о Нижинском, Шаляпине, Пикассо, Стравинском, Серже Лифаре и других героях «Русских сезонов».

Фото по теме

Оставить комментарий

Acb603bf1eb4f720af1bb815eee1ee5e1a3847dd



 
17.07.2019
L1200624
Алиса Лобанова на закрытом показе Dolce & Gabbana Alta Moda
Доменико Дольче и Стефано Габбана возводят итальянскую моду в абсолют и свой эксклюзивный показ Dolce & Gabbana Alta Moda...
17.07.2019
A199282_large
25-летний юбилей семейства спортивных моделей Audi RS
Первая модель семейства Audi RS — Audi RS 2 Avant — вышла на рынок 25 лет назад, положив начало невероятной...
04.07.2019
откр
Путеводитель по российскому театру. Часть II
Может ли известный артист быть хорошим администратором, способным сформировать новую репертуарную политику, наладить контакт с...