18+

Всемирная история роскоши. Маленькое черное платье

Текст: Ирина Удянская

02.04.2018

Hires

«Автомобиль может быть какого угодно цвета, при условии того, что он черный», – сказал однажды Генри Форд. Эта фраза как нельзя лучше подходит и к маленькому черному платью, которое давно уже превратилось в легенду и предмет культа, незаменимую вещь в гардеробе любой женщины, стильный, сексуальный и лаконичный образ голливудских звезд. Кстати, в Америке в 1920-х годах маленькое черное платье называли La Ford, на французский манер, подчеркивая, что это «Ford в мире платьев», – такой же эталон элегантности и хорошего вкуса.

Миф
Кураторы музеев моды и историки костюма любят рассказывать трогательную историю о том, как девочка, воспитанная в приюте, где все ходили в тоскливом черном, выросла и влюбилась в олигарха, интеллектуала и игрока в поло Артура «Боя» Кейпела, который помог ей открыть в Париже модный магазин. Дело Габриэль Шанель быстро шло в гору, но однажды Кейпел, спеша к ней, чтобы отпраздновать Рождество, попал в автокатастрофу и разбился. Безутешная Шанель не могла носить траур, так как не была официальной женой Кейпела, зато в течение нескольких лет шила только черное. И заставила облачиться в «траур» всех парижских модниц. В 1926 году в октябрьском номере журнала Vogue появилась модель, которая впоследствии стала иконической: заниженная линия талии, прямоугольник Н-образного силуэта, напуск, позволяющий скрыть любые дефекты фигуры. Это маленькое черное платье, впитавшее в себя стилистику ар-деко, подходило абсолютно всем и продавалось как горячие пирожки.
Такова легенда, но на самом деле маленькое черное платье придумала не Шанель.
Черные наряды любили и венецианские аристократы XVI века, и голландские бюргеры XVII века, и поэты-романтики Байрон, Шелли, Китс, овеянные меланхолической аурой. А в XX веке многие дизайнеры предлагали свои версии маленьких черных платьев лет на пять раньше Шанель. Дреколь, Пату, Вионне, Дженни, Ланвен – все они пытались найти идеальную формулу la petit robe noir, изобрести «униформу для всех женщин с хорошим вкусом», просто Шанель оказалась чуть более талантливой и настойчивой.

Детали
Габриэль Шанель, как в свое время Микеланджело, отсекла от платья все лишнее и ненужное, эта модель вне времени до сих пор завораживает своей экспрессивной простотой. Помимо заниженной талии, характерной для эпохи джаза, здесь есть еще одна важная конструктивная деталь: два треугольника, которые сходятся в одной точке, делают изящной любую фигуру. Длина миди, на полторы ладони закрывающая нелюбимые мадемуазель Коко колени, длинные рукава, вырез лодочкой, нитка жемчуга, шляпка-клош, подчеркивающая все прелести только вошедшей в моду в 1920-х стрижки каре, – универсальный код элегантности. «Это платье носили все – актрисы, светские дамы, горничные», – вспоминала Габриэль Шанель. Некоторым критикам маленькое черное платье казалось слишком «монастырским» и «сиротским». В итоге все сошлись на том, что в таком наряде женщины могут «играть в бедность, не теряя элегантности».
Впрочем, за время своего существования маленькое черное платье, свои версии которого есть у каждого значимого дизайнера, претерпело массу трансформаций.

Икона
Вторую жизнь маленькому черному платью подарил дизайнер Юбер де Живанши в 1961 году, когда создал легендарный наряд для Одри Хепберн в фильме «Завтрак у Тиффани». Утонченный образ Холли Голайтли в черном платье с диадемой и длинным мундштуком был признан классическим. Это платье стало визитной карточкой всего фильма наряду с белым летящим платьем Мерилин Монро в «Зуде седьмого года» или струящимся декольтированным платьем Риты Хейворт в «Гильде».
Момент, когда Холли Голайтли идет по пустынной утренней 5-й авеню в Нью-Йорке в длинном платье в пол, поедая завтрак из бумажного пакета, поистине незабываем. В 2006 году этот наряд был продан на аукционе Christie’s почти за 1 млн долларов.

Скандал
Последний скандал, в котором было замешано маленькое черное платье, разразился совсем недавно. На последнюю 75-ю церемонию вручения премии «Золотой глобус» все голливудские актрисы демонстративно пришли в черном в знак солидарности с жертвами Харви Вайнштейна, Кевина Спейси и других джентльменов, обвиненных в сексуальных домогательствах. В прошлом году это событие потрясло Голливуд гораздо больше, чем какой-либо фильм или сериал.
И что касается стиля, следует признать, что маленькое черное платье в его бесчисленных вариациях от Yves Saint-Laurent, Prada, Dior, Givenchy, Gucci, Armani, Versace, Tom Ford на всех актрисах смотрелось сногсшибательно.

Факты
1. Актриса Сара Джессика Паркер, звезда сериала «Секс в большом городе», настолько предана маленькому черному платью, что даже замуж за Мэтью Бродерика выходила в черном подвенечном наряде, несмотря на то что это считается дурной приметой.
2. Для тех, кто считает себя недостойной маленького черного платья, существует одноименная диета от доктора Майкла ван Стратена, рассчитанная на тех, кому нужно в сжатые сроки влезть в модельный размер, и фитнес-гимнастика Little Black Dress Workout, с помощью которой можно добиться аналогичного результата.
3. Самое дорогое в мире коктейльное платье тоже является маленьким черным – оно стоит 15 млн долларов, пошито Chloe и Reese и украшено 85 бриллиантами, сертифицированными американским геммологическим институтом (для сравнения – свадебное платье Кейт Мидд­лтон обошлось всего в 400 тыс. долларов).
4. Благодаря образу Одри Хепберн в легендарном черном платье на бретелях с многорядным жемчужным ожерельем и сверкающей диадемой в фильме «Завтрак у Тиффани» ювелирный дом Tiffany & Co стал всемирно знаменитым. Доходы компании резко увеличились, и Хепберн даже предложили стать лицом марки.

Фото по теме

Оставить комментарий

3248401352b2d433b304ab0e4a802a3b8bd71e52