История марки Jaquet Droz открывает нам двери в новое измерение часового искусства. Оказывается, ее гениальные мастера были не только авторами превосходных механизмов, но и с увлечением конструировали восхитительных механических роботов, выполненных в стилистике Барокко.
Теология и технология
В золотом списке пионеров часового искусства имя основателя компании Jaquet Droz стоит одним из первых. Пьер-Жаке Дро – человек эпохи Просвещения, он преклонялся перед научным знанием и был гениальным новатором в области точной механики. Но природа не обделила его и чувством прекрасного. В традициях блистательного и роскошного XVIII века он создавал великолепные механизмы, которые впечатляют даже современных мастеров. Что уж говорить о его современниках?
От сверстников его отличала огромная любознательность. Именно поэтому городской священник помог Пьеру получить образование – он отправил его учиться на теологический факультет университета в Невшателе. Однако теология Пьера не привлекла, он решил стать знатоком современных (для своего века) технологий и в итоге превратился в одного из лучших специалистов в области микромеханики. Поначалу он занимался созданием часов, при помощи валиков и шестеренок ваял поющих птичек, золотых собачек и прочую механическую живность, которой влюблял в себя европейских и восточных монархов. А главными его шедеврами стали автоматические человеческие куклы, так называемые автоматоны. В этом деле он достиг столь невероятных успехов, что его несостоявшиеся коллеги-теологи не раз пытались уличить ученого в колдовстве. Но Пьер и его сын, пошедший по стопам отца, с блеском доказывали беспочвенность этих обвинений. Они разрабатывали гениальные, невероятно сложные механизмы, состоящие из нескольких тысяч разных деталей. Благодаря им куклы «оживали», потрясая современников Пьера своими «умениями». Многие считают их первыми, еще механическими, роботами-андроидами. В XVIII веке они производили сенсацию везде, где их показывали, ими восхищались даже обитатели китайского Запретного города и после такого представления не могли уже отказать себе в удовольствии купить часы, изготовленные столь гениальным мастером. Сегодня увидеть автоматоны может каждый – они хранятся в Музее истории и искусства Невшателя.
Художник, музыкант и каллиграф
Их трое: один отлично рисует, другой в совершенстве познал искусство каллиграфии, третий играет на небольшом органе. «Художник» – самый известный из них. Эта кукла состоит из двух механических блоков. Первый располагается в верхней части туловища, благодаря ему «человек» элегантными движениями делает на бумаге красивые рисунки. Он способен изобразить Людовика XV и его собаку с подписью «Mon toutou» («Мой песик»), королевскую чету Марию Антуанетту и Людовика XVI, а также сцену с Купидоном, который управляет колесницей, запряженной бабочками.
Второй блок служит для перезапуска первого. Сложному механизму для работы необходимы небольшие паузы, во время которых он производит смену «программы». Чтобы зрители не заскучали, мастера наделили «Художника» еще одним умением: он дует на свой рисунок, очищая его от карандашной пыли. Для этого в голове куклы устроены специальные мехи, которые резко спрессовываются через равные промежутки времени.
Удивительно, не правда ли? Но еще больше поражает тот факт, что все это было сделано в 1774 году. На создание одного такого шедевра в XVIII веке уходило до года. Хотя даже в наше время трудно изготовить что-то подобное за более короткий срок. Взять, к примеру, автоматон «Музыкант» – куклу в виде молоденькой девушки, состоящую из 2500 деталей. Специально для нее был спроектирован и изготовлен небольшой музыкальный инструмент – орган. Она играет настолько виртуозно, что многим кажется, будто внутри у нее музыкальная шкатулка. Однако если посмотреть на ее руки, видно, что кукла действительно касается клавиш, а ее глаза даже следят за движением пальцев. Уникальность этой игрушки еще и в том, что мелодии для нее написал сын Пьера-Жаке Дро – Генри-Луи.
Но самый сложный экспонат в этой коллекции – «Каллиграф», состоящий из шести тысяч компонентов. Он способен написать небольшой текст. Для этого механический юноша пользуется гусиным пером, которое он периодически макает в чернильницу и встряхивает, чтобы не поставить кляксу. А его голова в это время поворачивается к чернильнице.
Jaquet Droz очень дорожит автоматонами Пьера-Жаке – ведь это ее прошлое, своего рода ДНК, лежащий в основе современных часовых механизмов. Поэтому компания много сил тратит на возрождение старинных традиций. Сегодня специалистам Jaquet Droz можно заказать изготовление подобной куклы, самостоятельно выбрав ее внешность и костюм. Производство игрушки потребует чуть больше полугода, но ожидание стоит того.
«Скрыть