Пять главных трендов BaselWorld
24.07.2017
От самой большой в мире часовой выставки в Базеле ждали откровений: подтвердит ли она общее депрессивное настроение в индустрии или, напротив, продемонстрирует оптимизм. И ей удалось одновременно удовлетворить эти диаметрально противоположные ожидания. На BaselWorld-2017, ставшей сотой по счету, хотя этого никто почти и не заметил, было все: сокращение площадей и количества участников, точно выверенные новинки от грандов и проходные коммерческие модели от них же, новые имена и усталые эксперименты от разочарованных часовщиков.
После недельного пребывания в Базеле WATCH составил свой рейтинг глобальных трендов, которым уже следуют часовщики и будут, как надеются маркетологи, следовать поклонники часового искусства.
В юбилейный год многие цифры, которыми ранее гордились как организаторы выставки, так и ее участники, пошли на убыль: на 4% меньше приехало закупщиков, примерно на 200 участников стало меньше. Однако число онлайн-зрителей пресс-конференции выросло в несколько раз: до 86 тыс. против 11 тыс. в 2016-м.
В первый же день 4,4 тыс. представителей прессы, посетившие в этом году Базель, недосчитались отдельного павильона для независимых марок. Те, кто занимал раньше Palace, переехали на третий этаж главного здания. На втором не оказалось стенда Boucheron. О своем желании покинуть Базель в следующем году заявили еще несколько брендов – Dior, Hermès, Festina Group, Graff. Скорее всего, в течение года этот список будет расширен. Многие небольшие марки расположились в ближайших отелях для презентаций своих новинок. Все участники без исключения жаловались на дороговизну и нежелание организаторов идти навстречу. Последние же уверяли, что только так они могут сделать упор на качестве, а не на количестве брендов. Уже официально объявлено, что в 2018-м время проведения выставки сократится на два дня (с девяти до семи), что показывает, что у BaselWorld не все в порядке.
Традиционно вот уже несколько лет основные места на входе в главный павильон занимают TAG Heuer, Bulgari, Hublot, Zenith – бренды LVMH, чье часовое направление курирует Жан-Клод Бивер, один из мэтров индустрии. Далее располагаются стенды Patek Philippe, Rolex, Tudor, Chopard, центральную часть занимает Swatch Group. Остальные крупные марки практически не изменили свое местоположение. Но интереснее, конечно же, появление новых. Так, на втором этаже, между Casio и Seiko, в этом году обосновался Samsung со своими смарт-часами. А на третьем собственные часовые достижения показала компания Braun, больше известная широкому покупателю своими электробритвами, фенами и чайниками. Но, пожалуй, ее участие можно отнести все же к курьезам, а не к трендам BaselWorld. А вот Антуан Прецьюзо, независимый мастер, член Академии независимых часовщиков (AHCI), впервые за 17 лет присутствия в Базеле остался без места: несмотря на то, что цена на его часы доходит до 500 тыс. евро, аренду стенда он посчитал для себя слишком дорогим удовольствием.
Одно из главных ощущений с выставки – часовщики стали осторожнее. В кризисные времена, когда на рынке присутствует переизбыток часов, а молодые покупатели предпочитают гаджеты, им действительно лучше не рисковать и отдавать предпочтение старым, проверенным рецептам: вспомнить наследие, выпускать винтажные модели. От обилия таких перезапусков на BaselWorld создавалось впечатление, будто ты путешествуешь во времени. Причем чем меньше современные мастера вмешивались в старый дизайн, тем лучше воспринимала публика такую «новинку». Некоторые и вовсе решились на отчаянные шаги. Так, Rolex впервые поместил циклопическую линзу на стекло часов из коллекции Sea-Dweller, а Patek Philippe увеличил размер корпуса Aquanaut до 42,2 мм! Но эти изменения может понять и оценить лишь малое число настоящих ценителей часового искусства.
Эксперименты с цветом, формой, функционалом и материалами продолжаются, но они больше не имеют того значения для продаж, как еще пять лет назад. Очевидно, что часовщики сейчас стоят на распутье – новых стратегий пока нет, а старые не дают той отдачи, как прежде. Но индустрия все же очень инертна, и года три у нее в запасе точно есть, однако уже сейчас надо начинать делать нечто принципиально новое. Хочется верить, что ношение механических часов не потеряет своей популярности, как это случилось когда-то, например, с тростями – казалось, ничто не заставит мужчин от них отказаться, но после Первой мировой войны этот аксессуар в одночасье превратился в анахронизм.
Тренд № 1. Часы как игрушка
Поскольку часы как функцию мало кто рассматривает всерьез вот уже лет 30, с конца кварцевого кризиса, да и часы как предмет статуса и имиджа миллениалам не слишком интересны, набирает силу новая тенденция – часы как развлечение, дорогая механическая игрушка, чем, по сути, они и являлись лет 200 назад.
Hautlence
Дальше всех в игровом тренде ушел бренд Hautlence, показав в прошлом году модель Labyrinth за 10 тыс. евро. А в этот раз в тот же корпус часовщики марки поместили механизм игры Pinball, стоящей уже 30 тыс. Что в первом, что во втором случаях определение времени в задачи этой модели не входит – там нет ни стрелок, ни цифр. Зато часами можно бесконечно играть, развлекая себе и окружающих.
Konstantin Chaykin
Константин Чайкин работает в серьезном ценовом сегменте, некоторые его часы коллекционеры готовы покупать за 50–60 тыс. евро. Но в этом году он привез в Базель особую модель. Ее полюбили абсолютно все по трем причинам. Прежде всего Joker кажется совершенно живым – его глаза (часы и минуты) вращаются, а язык (индикатор фаз Луны) двигается из стороны в сторону. Второе – часы смешат, и около стенда Чайкина было постоянное оживление. А третья причина – цена. При лимите в 99 экземпляров в стальном корпусе 7 тыс. евро кажутся весьма привлекательным предложением.
Christophe Claret
Во многом благодаря Кристофу Кларэ высокая часовая механика вновь открыла для себя мир игр: тут и покер, и рулетка – все это мастеру удавалось разместить на запястье. В этом же году он показал, что игровые функции в часах способны быть еще и полезны. В Maestro 3D Memo можно установить напоминание о каком-то важном событии по принципу узелка на память. Конусный индикатор поворачивается красным рубином, и владелец точно не забудет что-то сделать, а перевернув конус белым бриллиантом, сможет спать спокойно. А X-TREM-1 StingHD имеет специальное покрытие для сапфирового стекла: если подышать на него, появится изображение черепа.
MB&F
Максимилиан Бюссер никогда не называл свои изделия часами – только хронологическими машинами, что сразу давало ему индульгенцию на выпуск необычных моделей. Ну а сотрудничество с L’Épée 1839 помогло ему создать красивые и забавные игрушки для взрослых. В настольных часах-ракете Destination Moon живет астронавт по имени Нил – маленькая фигурка в скафандре, выполненная из цельного серебра и нержавеющей стали, которая примагничивается к трапу, соединенному с заводной коронкой.
Chanel
В этом году французская марка отмечает 30-летие с того дня, как открыла для себя прекрасный часовой мир. Поэтому новинок Chanel показала много – от серьезных, как Première Camélia Skeleton с первым женским мануфактурным калибром, до шуточных Mademoiselle J12 в керамическом корпусе белого или черного цветов. На циферблат помещена фигурка Габриель Шанель, часы и минуты показывают ее руки.
Corum
В Базель марка привезла широкий спектр всевозможных новинок: от классики (впервые легендарный Golden Bridge представлен в прямоугольном скелетонированном корпусе) до забавных Disconnect Watch (обычные электронные часы в корпусе Bubble). Но особое место на стенде заняла модель, созданная совместно с представителями разных творческих профессий: художниками, фотографами, композиторами. Тренду превращения часов в игрушку, пожалуй, прекрасно соответствует часы, сделанные в соавторстве с диджеем Маттео Чеккарини. Они не только позволяют узнать время, но и сами любят понаблюдать за своим владельцем.
Romain Jerome
Это марка давно и успешно играет в игры. На первом месте в ее модельном ряду часы со сценами из популярных видеоигр – Pokémon, Tetris, Pac-Man, Space Invaders, Super Mario Bros. В Базеле, на третьем этаже отеля Ramada, где сгруппировались независимые бренды, Romain Jerome показал Deep Blue Octopus с осьминогом, светящимся в ультрафиолетовом спектре.
Тренд № 2. Ставка на винтаж
Кризис – не лучшее время для экспериментов, поэтому бренды делают ставку на хорошо проверенное старое и активно занимаются перевыпуском именитых моделей.
Grand Seiko
Главная новость от японской компании: отныне Grand Seiko – самостоятельный бренд, даже на циферблате этот логотип будет единственным. В честь знакового события в трех вариантах – стали, золоте и платине – переиздана первая модель под именем Grand Seiko. В ее платиновой версии платина 999-й пробы сочетается с 18-каратным золотом, используемым для часовых индексов (именно так это было в оригинальных часах). Основа циферблата здесь также сделана из золота, что позволяет логотипу Grand Seiko отчетливо выделяться. В золотой версии 18-каратное золото использовано для изготовления корпуса и всех часовых индексов, в стальных же часах также есть чуть-чуть золота – оно присутствует в эмблеме льва Grand Seiko на задней крышке корпуса. Все три версии оснащены калибром 9S64 с ручным заводом, но платиновая модель отрегулирована особым способом и обеспечивает выдающуюся точность хода: -1/+5 секунд в сутки.
Omega
В 1957 году Omega выпустила сразу три модели, ставшие впоследствии классикой: Seamaster 300, Railmaster и Speedmaster. В этом году, 60 лет спустя, имеется прекрасный повод напомнить о них покупателям. Переиздавая свое наследие, марка попыталась максимально точно его воспроизвести, для чего была впервые использована технология цифрового сканирования. Все три новинки имеют корпус из полированной нержавеющей стали и черный «тропический» циферблат. Ограниченная серия каждой модели включает 3557 экземпляров. Они предлагаются в подарочном футляре с двумя запасными ремешками: кожаным и Nato, а также инструментом для регулировки.
TAG Heuer
В ознаменование своего 55-летия легендарная модель, созданная в 1962 году, возрождается в стиле неоретро с обновленными функциями и новым мануфактурным механизмом. Ее перезапуск был инициирован поклонниками TAG Heuer через открытое голосование в интернете в рамках проекта Autavia Cup (его начали в марте прошлого года). За эти часы отдали свои голоса более 50 тыс. человек, что позволило ей легко обойти 16 других исторических моделей марки. По сравнению с оригиналом диаметр корпуса новой Autavia увеличен до 42 мм, водонепроницаемость составляет до 100 метров. Появился указатель даты на отметке «6 часов», а также разработан мануфактурный автоматический механизм хронографа Heuer-02.
Longines
В этом году Longines отмечает 60-летие коллекции Flagship. По этому случаю бренд представил в Базеле Flagship Heritage 60th Anniversary 1957–2017. Оригинал, которому посвящена новинка, хранится в музее Longines и считается одними из любимых часов актрисы Кейт Уинслет, посланницы элегантности бренда. Модель выпущена ограниченной серией и имеет три версии корпуса: сталь, желтое и розовое золото. Задняя крышка украшена гравировкой в виде корабля, как и у исторических часов.
Hamilton
Источником вдохновения при создании этих часов с инверсным окрасом под панду стали Chronograph B 1968 года выпуска. Черно-белое оформление циферблата в Intra-Matic 68 Auto Chrono подчеркнуто окошком индикатора даты с темным фоном, белой центральной секундной стрелкой хронографа и черными лакированными стрелками счетчиков. В корпус из полированной нержавеющей стали установлен автоматический механизм H-31 с 60-часовым запасом хода. То, что это современные часы, выдает корпус диаметром 42 мм, что превышает размеры оригинальной модели, а также состав Super-LumiNova, нанесенной на часовую и минутную стрелки.
Tissot
Коллекция Heritage Banana посвящена наручным часам 1916 года. Они экспортировались и в Россию и в августе 1917-го были отправлены их владельцем в Tissot для ремонта. Получить их назад он уже не смог – успевшая к этому времени произойти Октябрьская революция установила ограничения на ввоз ювелирных украшений. Стрелки новых часов имеют изящную форму и окрашены в синий цвет, как и в оригинальной модели, на циферблат нанесен логотип Tissot Heritage. Внутрь корпуса из нержавеющей стали с PVD-покрытием из розового и желтого золота установлен кварцевый механизм. Циферблат закрыт минеральным стеклом.
Tudor
Обновленная дайверская модель Heritage Black Bay практически не отличается от своей предшественницы 1960 года за исключением механизма – это автоматический калибр MT5612 с запасом хода около 70 часов. Он позволил добавить функцию даты. Диаметр стального корпуса с чередующимися поверхностями – матовыми и полированными – составляет 41 мм. Его водонепроницаемость – 200 метров. Стальной безель вращается в одном направлении. Выпуклое сапфировое стекло защищает циферблат черного цвета с крупными часовыми метками, покрытыми люминесцентным составом. Часы предлагаются на браслете из нержавеющей стали или на искусственно состаренном кожаном ремешке. В комплект также входит дополнительный тканевый ремешок.
Тренд № 3. Разработки ради чистого искусства
Как бы ни трясло индустрию, традиции haute horlogerie никуда не делись, разработки в этой сфере по-прежнему составляют отдельный тренд. И нынешний Базель опять продемонстрировал немало моделей, создаваемых ради чистого искусства.
Patek Philippe
Непререкаемый авторитет индустрии на выставке в Базеле не разочаровал, привезя сюда большое количество новинок. Такой гранд, как Patek Philippe, может позволить себе искусство ради искусства и по-прежнему задает в этом деле тон. Одной из ярких новинок марки стали женские ювелирные часы с калибром 240, который отмечает в этом году 40-летие. На этом же калибре построена и Calatrava Skeleton, отдающая дань высокому часовому искусству. Не забыты и усложнения – вечный календарь Ref 5320G. Продолжаются эксперименты с формой и цветом – в 20-ю годовщину Aquanaut выпущена модель в увеличенном до 42,2 мм корпусе и с синим циферблатом. Кроме того, в этой коллекции появилась Aquanaut Travel Time – результат совместной работы с проектом Advanced Research, исследующем и внедряющем новые передовые материалы.
В калибре 324 S C FUS со вторым часовым поясом воплощены две инновации. Первая касается пружины баланса Spiromax, изготовленной из запатентованного материала Silinvar. Она оснащена двумя концевыми кривыми и оптимизирована с помощью внутренней втулки, что позволило свести погрешность хода до -1/+2 секунд в сутки. Вторая инновация относится к индикации времени второго часового пояса: вместо стандартного механизма из 37 деталей использована 12-компонентная стальная конструкция с пересекающимися листовыми рессорами, в которой шарнирные соединения заменены на «гибкие».
Breguet
Часы Marine Équation Marchante 5887 из линии Grande Complication стали главной базельской новинкой Breguet. Они способны одновременно указывать календарное и истинное солнечное время посредством двух отдельных минутных стрелок. Индикация уравнения времени дополняется вечным календарем. Два окошка – одно в положении между «10» и «11» часами и второе между «1» и «2» – предназначены для отображения дней недели, а также месяцев и високосного года. Дата показывается внутри кольца на циферблате: ретроградная стрелка с наконечником в виде якоря двигается по дуге от отметки «9 часов» до «3 часа». Внутри часов – механизм с калибром 581DR с автоподзаводом. Модель имеет также и третье усложнение: 60-секундный турбийон с титановой кареткой, включающий балансир Breguet с кремниевой спиралью. Новинка представлена в корпусе диаметром 43,9 мм из розового золота или платины.
Jaquet Droz
Как и другие часы-автоматоны Jaquet Droz – The Bird Repeater, The Charming Bird и Lady 8 Flower, новинка Loving Butterfly Automaton сочетает в себе техническую сложность и эстетическое совершенство. При нажатии кнопки на заводной головке на циферблате оживает целый мир: бабочка тянет за собой колесницу, которой управляет купидон. Ее колеса вращаются благодаря оптической иллюзии, создаваемой с помощью сочетания фиксированных и подвижных элементов. 40 элементов из белого или розового золота – руки и лицо купидона, хрупкие лапки и усики бабочки – выгравированы и собраны вручную. Деревья толщиной всего лишь 0,2 мм представляют собой образец мастерства и уникальной техники, на которую запрошен патент. Разработка этого механизма, также ставшего объектом двух запросов на патент, заняла три года. Запас хода обеспечивается тремя барабанами, они заводятся вручную при помощи головки и позволяют бабочке, размещенной в профиль, совершить 300 взмахов крыльями на протяжении около двух минут. Доступны две версии этих часов – в 43-миллиметровом корпусе из белого или розового золота. Каждая выпущена ограниченной серией из 28 экземпляров.
Artya
Творческий пыл Ивана Арпы и работоспособность его команды позволяет ежегодно представлять множество новинок как с усложнениями, так с уникальными декоративными техниками. В этот раз марка Artya привезла в Базель результат своего сотрудничества с корейским часовщиком Ханмои Кимом, владеющим уникальной техникой обработки перламутра Na Jeon Chil Gee, признанной в Корее нематериальным культурным наследием. Требуется высокая концентрация и многолетний опыт, чтобы вырезать фигуры из такого хрупкого материала, затем помещать их на циферблат и покрывать лаком. Сам Иван Арпа познакомился с этой техникой в Корее, когда работал там над проектом «умных» часов Samsung Gear S3. В стальной корпус диаметром 44 мм заключен автоматический швейцарский механизм, который частично скелетонирован.
Bulgari
Третий год подряд часовой департамент этой марки устанавливает рекорды там, где вроде бы лидерство безоговорочно принадлежит брендам со столетней историей. Модель Octo Finissimo вслед за турбийоном в 2014-м и репетиром в 2016-м является самой тонкой: при толщине автоматического механизма BVL 138 Finissimo 2,23 мм корпус имеет размер 40x5,15 мм. Микроротор изготовлен из платины, что придает ему достаточную инерционную силу, а корпус и браслет – из титана. Запас хода составляет около 60 часов, водонепроницаемость – до 30 метров.
Тренд № 4. Повышенный интерес к независимым мастерам
Местом постоянной концентрации публики на BaselWorld был стенд ACHI (Академии независимых часовщиков) и пространство на третьем этаже главного павильона Les Ateliers, где собрались независимые мастера и маленькие ателье. Интерес покупателей к штучным моделям, созданными почти полностью вручную и по традиционным технологиям, свидетельствует о пресыщенности большими брендами с их массовыми моделями (даже независимо от сложности и цены). Кроме того, малые объемы позволяют быстро перестроить производственный цикл согласно новым вызовам рынка, тогда как на принятие решений у больших компаний порой уходят месяцы.
Kerbedanz
Небольшое ателье продолжает удивлять. Уютно разместившись на третьем этаже главного павильона, оно показало в этом году действительно нечто особенное: самый большой наручный турбийон Maximus. Диаметр его каретки составляет 27 мм, за шесть минут он делает полный оборот. Общая высота механизма – 13,2 мм. Как такового циферблата здесь нет, сверху 49-миллиметровый корпус закрывает выпуклое сапфировое стекло. С обратной стороны через прозрачную крышку можно разглядеть, что механизм оснащен четырьмя заводными барабанами и безупречно отделан. Для изготовления корпуса предлагаются три материала – титан, золото и платина.
Но не только часы привлекали на стенд Kerbedanz, в этом году марка пригласили в Базель своего партнера – армянский коньяк «Арарат», продажи которого в Швейцарию, как уверяли его представители, растут с каждым годом. Рассматривать творения Kerbedanz с бокалом конька в руках было особенно приятно.
ACHI
Возле стенда академии было многолюдно с утра до вечера. Свои работы представили девять ее членов, три кандидата, пять претендентов и один приглашенный гость. Свой первый хронограф, созданный руками от задумки до финального воплощения, привез японец Хадзимэ Асаока. И даже если кое-какие технические решения вызывают вопросы, часы заслуживают свою цену – около 120 тыс. швейцарских франков. Непревзойденный мастер Мики Элета из Сербии, живущий, правда, в Цюрихе, продемонстрировал пусть и игривый, но очень скрупулезный проект настольных часов BY 21Dez12ME, где главные роли играют инопланетяне. Ким Джапри из Дрездена показал часы Belier с оригинальной индикацией – только после пристального изучения модели понимаешь, что стрелки двигаются в обратную сторону. Испанец Рауль Пагес, помимо часов, привез уникальный автоматон – ползающую черепашку, энергию на передвижение ей дает механический калибр, сконструированный мастером.
Тренд № 5. Персонализация
Конечно, идея персонализации не нова, всегда можно было получить часы, выполненные на заказ в одном-единственном экземпляре, заплатив за это соответствующую сумму и подождав несколько лет. Но тренд наших дней – индивидуальный, персональный подход для каждого по очень разумным ценам.
Armin Strom
Пожалуй, именно эта марка сегодня является лидером по персонализации часовых моделей – запущенный ею виртуальный конфигуратор помогает не просто выбрать цвет циферблата и материал ремешка, но даже детали механизма, материал корпуса, колеса и заводные барабаны, а также определиться с цветом платины, стрелок и застежек. При этом приложение сразу же подсчитывает, насколько вырастет цена часов. Этот сервис доступен для шести моделей из разных коллекций бренда.
Fendi
Модный дом Fendi не пытается конкурировать с часовыми грандами, предпочитая действовать на своей территории. Коллекция Fendi IShine предполагает преображение циферблата с помощью заводной головки. Вращая ее, можно менять камни, расположенные на месте часовых отметок. Так, 12 белых топазов сменяются на 12 красных и розовых или устанавливаются 12 черных шпинелей. Запущенная маркой в прошлом году программа персонализации Policromia Made-To-Order постоянно совершенствуется, предлагая возможность игры с материалами, цветами и фактурами и даже размерами.
Christiaan van der Klaauw
Голландская марка, известная своей любовью к астрономии, представила проект для японского дистрибьютора – галереи Stella Polare. Каждая из трех моделей Real Moon Stella Nebula уникальна в силу материала корпуса и циферблата – это аммолит, который считается самым ценным камнем органического происхождения. Его сложный узор никогда не повторяется, поэтому каждые часы, по сути, существует в одном-единственном экземпляре. Кроме того, модель примечательна сферической Луной, движущейся с реальной скоростью и с такой точностью, что корректировка на один день потребуется лишь спустя 11 тыс. лет. На ротор автоматического калибра CVDK7382 может быть нанесена любая надпись по индивидуальному заказу.
Оставить комментарий