Актуальная IZBA
20.04.2015
В современном культурном пространстве из-за глобализации и развития коммуникационных технологий все больше и больше стираются национальные черты. И как противодействие этому явлению резко растет спрос именно на национальную эстетику. Именно поэтому поклонники шотландского односолодового виски The Glenlivet ценят этот напиток за его сильный аутентичный характер и непреходящую актуальность – в нем традиции и современность собраны в гармоничном балансе. Эти ценности разделяют и молодые дизайнеры из Санкт-Петербурга, которые в своем проекте IZBA обратились к русскому культурному наследию, придав обычным предметам крестьянского быта современную интерпретацию. Участники проекта IZBA и стали новыми героями специальной рубрики The Glenlivet Hunters Club – клуба охотников за впечатлениями и новыми оригинальными идеями.
Среди множества различий между двумя главными городами страны особенно бросается в глаза иная атмосфера городской среды: не углубляясь в детали, можно сказать, что в Москве она более деловая, а в Петербурге – более творческая. Поэтому неудивительно, что именно в городе на Неве и родился уникальный проект IZBA, объединивший восемь дизайнеров. За их плечами – учеба в России и за рубежом, участие в отечественных и международных выставках, призы и награды, а также публикации в прессе. То есть к поиску символов национальной идентификации, которая могла быть представлена на мировом уровне, дизайнеры подошли весьма подготовленными.
ТАТЬЯНА КУДРЯВЦЕВА

У истоков идеи встали Татьяна Кудрявцева, куратор проекта, и Ярослав Мисонжников, дизайнер и продюсер IZBA. Площадкой для презентации было выбрано крупнейшее в дизайнерском мире мероприятие – Миланская неделя дизайна, где демонстрируются последние достижения в области оформления пространства. Для оглушительного дебюта необходимо было представить что-то особенное, в чем сходились бы традиции и современность и четко угадывался национальный колорит. От банальных матрешек и балалаек, тема которых, конечно, неисчерпаема и хорошо знакома иностранцам, но все же заезжена, решено было отказаться сразу. Отправными точками при формировании концепции послужили обычная русская изба и предметы, которые в ней находятся, выполняя сугубо прагматичные функции.
ЯРОСЛАВ МИСОНЖНИКОВ

Изучение таких предметов привело команду в петербургский Этнографический музей, где ведущий специалист Дмитрий Баранов на примере обширной коллекции настоящих артефактов объяснил их роль в повседневной жизни сельского жителя. Так родился новый, актуальный образ русской традиционной избы.
Красный угол
Максим Максимов переосмыслил самое главное место в русской избе – красный угол, в котором стояли иконы, горела свеча, а ближайшее к нему место за столом считалось особенно почетным. При этом, как известно, иконы не вешались на стену, а выставлялись на особой полочке. Именно полка и стала основным предметом в «Красном углу» Максима Максимова. Выкрашенная в ярко-алый цвет, она действительно отлично вписывается в угловое пространство комнаты и готова служить хранилищем для наиболее важных предметов хозяина дома. В дизайне Максима неслучайно присутствует четкая установка на минимализм – это отсылка к прагматичности крестьянского уклада.
Традиционный рецепт – современный виски
Своим тонким и нежным вкусом The Glenlivet обязан уникальной по минеральному составу воде из родника Josie’s Well, аккуратной и продолжительной выдержке в прохладном и влажном микроклимате долины реки Ливет и особой форме дистилляционных кубов – высоких и тонких. Известно, что различия в их форме и размерах самым непосредственным образом влияют на вкус напитка: в высоких аппаратах виски получается более легким и утонченным, небольшие по размеру и широкие перегонные кубы дают, напротив, виски The Glenlivet.
Лучина и светец
Еще один предмет, обязательно присутствовавший в каждой избе, – лучина. Вплоть до начала XX века горящая щепка, пропитанная маслом, в специальном держателе – светце – освещала избы по всей России. Очевидно, что преображенная лучина в современной интерпретации являет собой настольную лампу, причем сохраняющую изначальную конструкцию. Источником света в ней выступают светодиоды, которые не нагреваются и служат бесконечно долго. Под конкретный интерьер можно подобрать лампу нужного цвета.
А Катерина Копытина развила идею светца и трансформировала его в напольную подставку – любой подвесной светильник может быть расположен на современном светце и по-новому озарять привычное пространство.
Подсвечник Ярослава Мисонжникова изготовлен из мрамора и имеет три уровня, позво ляющих пламени свечи находиться на одной высоте. Этот односвечник повторяет идею традиционного приспособления из якутского жилища, обнаруженного среди экспонатов Этнографического музея.
Самое ценное
В каждой избе всегда был предмет, где хранились драгоценности, документы и другие важные мелочи. Разновидностей шкатулок имелось превеликое множество, но особенно ценились те, что могли похвастать секретным замком, максимально усложняющим посторонним доступ к содержимому, – как его открыть, знали лишь мастер да хозяин шкатулки.
Дизайнер Алексей Галкин представил свой вариант хранения ценных предметов – модульная система его шкатулки позволяет менять конфигурацию в зависимости от нужд владельца. Не обошлось и без секретного замка: деревянный брусок сдвигается в сторону, и мраморная крышка без труда поднимается – все просто и надежно, как и положено в крестьянском быту.
Бороды не рубить
В допетровскую эпоху бороду на Руси носил каждый мужчина. Символизируя верность православным традициям, она являлась обязательным атрибутом патриархального уклада. Специальным указом император Петр I постановил бороды сбрить, но и сегодня борода продолжает играть заметную роль в русской культуре.
Дизайнер проекта IZBA Александр Каныгин по- своему интерпретировал эту традицию, предложив деревянную бороду-аксессуар. В его коллекции – бороды самой разной длины и оттенков. Другое применение им найти также несложно – они прекрасно дополнят интерьер и жилого, и рабочего пространства.
Также Александр обратился к сказкам, обыграв символическую фигуру Змея Горыныча и создав из его образа развивающую игрушку-конструктор, которая в том числе может служить и декоративным элементом.
А вот один из знаковых народных инструментов – трещотка, имевшая и ритуальное назначение – для отпугивания злых духов, преобразилась при помощи Ярослава Мисонжникова в детскую качалку.
Богатое приданое
В каждой семье сбор приданого, которое вместе с невестой переезжало в дом ее мужа, занимал годы: заботливо отбиралась лучшая посуда, одежда, различные предметы быта и, конечно, самые разные ценности. Все это хранилось в сундуках и ждало своего звездного часа. Современный комод Максима Щербакова носит название «Приданое» и состоит из нескольких разноцветных конвейеров‑сундуков, а также скамьи. Некоторые детали покрыты сусальным золотом, одним из наиболее почитаемых в традиционной культуре декоративных материалов.
Пирамида подушек, также ассоциирующихся с деревенским домом, преображена дизайнером Анной Дружининой в пуфик, где под одной наволочкой объединены четыре подушки разного размера. Новое прочтение Анна дала и традиционному женскому головному убору – кокош нику. Ее надувной капюшон повторяет общие черты исторического убора, а также имеет функциональное значение: защищает прическу от дождя и ветра.
У каждой русской девушки в приданом был отрез ткани, из которой затем шили праздничные наряды. Светлана Герасимова нанесла на ткань рисунок, отсылающий к романтическим образам славянской мифологии – русалкам и их мужским представителям – русалам. Так получился модный и в то же время очень народный принт.
Возвращение к истокам
The Glenlivet 12 Excellence выходит на рынок весной этого года, чтобы заменить The Glenlivet 12. Новинку можно будет узнать по абсолютно прозрачной бутылке, которая «выставит напоказ» исключительный цвет напитка – ярко-золотистый. Такой оттенок – результат выдержки в бочках из-под хереса. Когда-то именно в них выдерживались все виски, однако впоследствии производители заменили их на более экономичный вариант – бочки из-под бурбона. Выпуская на рынок The Glenlivet 12 Excellence, винокурня The Glenlivet возвращает производство виски к его истокам, возрождая великие шотландские традиции. Благодаря выдержке в хересных бочках во вкусе The Glenlivet 12 сильнее выражены яркие ноты спелых и пряных фруктов.
Вне избы
На Неделе дизайна проект IZBA был представлен на одной из самых передовых площадок – в дизайн-квартале Ventura Lambrate, где выставляются наиболее экспериментаторские работы, и вызвал большой интерес со стороны профессионального сообщества. Так, британский Wallpaper* взял «Шкатулку» Алексея Галкина для своей специальной съемки лучших предметов Salone del Mobile 2014. Кроме того, российские дизайнеры были приглашены стать участниками выставки Born in the USSR, организованной тем же Wallpaper в рамках лондонского фестиваля 100% Design в сентябре прошлого года. Международный интерес к проекту IZBA вполне понятен и обусловлен прежде всего концепцией, лежащей в его основе: традициями, их переосмыслением, переводом на язык современности, адаптацией и актуализацией. Таков мировой тренд не только в дизайне.
Сформировавшаяся вокруг IZBA группа не собирается останавливаться на достигнутом. Новый проект будет уже на другую тему, к коллективу добавится еще несколько сильных дизайнеров. А премьеру проекта на этот раз решено было сделать не в Милане, а в родном Санкт-Петербурге.

Керамические фантазии Суздаля

Преображение мира

Оставить комментарий