15 инноваций Женевы. SIHH-2018
03.04.2018
Деловой год начинается у часовщиков тогда же, когда и календарный, – в январе. С открытия в женевском Palexpo Международного салона высокого часового искусства – Salon International de la Haute Horlogerie (SIHH). В этом году в 28-й раз он собрал на своей площадке 35 брендов: 18 постоянных и 17 так называемых независимых (Сarre des Horlogers). Директрисе SIHH Фабьен Лупо, которая давно мечтает сделать свой салон «Давосом часовой отрасли» и окончательно затмить BaselWorld (а эта выставка и правда переживает не лучшие времена), наверняка было особенно приятно видеть шесть новичков: Armin Strom, DeWitt, Ferdinand Berthoud, Élégante by F.P. Journe, Romain Gauthier и такого гранда мирового люкса, как Hermès.
Нам же было отрадно наблюдать, что разговоры про кризис в отрасли наконец-то закончились, – часовщики попросту научились работать в новых условиях. О самых их инновационных разработках мы и рассказываем в нашем обзоре с SIHH-2018.
A. Lange & Söhne
Triple Split
Конечно, главной новинкой для марки из Гласхютте на SIHH стали часы 1815 Homage to Walter Lange с замирающей секундной стрелкой, посвященные памяти Вальтера Ланге, скончавшегося год назад. Их пуристский дизайн и оригинальный способ реализации сложной функции – отличный пример безупречности в трактовке основателя компании. А вот безупречность, помноженная на инновационность, была продемонстрирована в модели Triple Split – первом в мире механическом сплит-хронографе, способном производить накопительное и сравнительное измерения временных отрезков в часах, минутах и секундах длительностью до 12 часов. Все это делает модель единственными на сегодняшний момент часами, которые можно задействовать, например, в Ironman, главном триатлонном марафоне планеты, для измерения результатов победителя и остальных участников.
Цвет и материал стрелок на циферблате из цельного серебра имеют здесь значение: синие сплит-стрелки сделаны из вороненой стали, серые стрелки хронографа – из родированной стали, а часовая и минутная – из родированного золота. В спокойном режиме стрелки совмещены (кроме тех, конечно, что показывают текущее время). При запуске хронометража начинается одновременное вращение «синих» и «серых» до тех пор, пока не будет нажата кнопка сплит-хронографа, сохраняющая измеренный промежуточный результат. Тогда «синие» остановятся, а «серые» продолжат вращение и, соответственно, измерение. Второе нажатие кнопки сплит-хронографа заставит «синих» присоединиться к «серым» и продолжать синхронно с ними вращаться, измеряя суммарный результат. Все пары стрелок имеют функцию flyback – нажав на кнопку на отметке «4 часа», можно обнулить показания предыдущего хронометража и начать новый отсчет.
Внутри модели заключен мануфактурный калибр L132.1 с ручным подзаводом, ставший полностью новой разработкой. Тираж лимитирован 100 экземплярами.
Audemars Piguet
Royal Oak RD#2 Perpetual Calendar
Ultra-Thin
Марка Audemars Piguet отмечает в этом году 25-летие своей коллекции Royal Oak Offshore, что дало ей повод выпустить четыре веселые модели с разноцветными циферблатами: фиолетовым, бежевым, бирюзовым и хаки (впрочем, часы Offshore всегда были не лишены юмора и отличались смелым окрасом). На стенде марки невозможно было не обратить внимание и на модель в камуфляжном прикиде с бежевым циферблатом, украшенным узором гильоше mega tapisserie, с зеленым керамическим безелем и каучуковым ремешком.
Однако с технической точки зрения, конечно, всех превзошел концепт самого тонкого в мире вечного календаря с автоподзаводом. Основным вызовом для инженеров здесь стала трехъярусная конструкция, традиционная для «вечников» с автоподзаводом. Поэтому от нее решили попросту отказаться, интегрировав в базовый механизм и детали календарного модуля, и ротор. Это позволило уменьшить механизм до 32х2,89 мм при размерах корпуса 41х6,30 мм. Узор гильоше grande tapisserie на циферблате также добавил ему тонкости. Фаза Луны, расположенная на «12 часах», воздает оммаж первой модели наручных часов Audemars Piguet с вечным календарем, выпущенной еще в 1955 году.
Cartier
Révélation d’Une Panthère
Уже который год французский дом Cartier сосредоточен на перезагрузке существующих коллекций. Если на прошлогодней SIHH мы видели обновление Panthére, затем отпраздновали 100-летие великих Tank, то героем этого года стали Santos – марка обновляет модели, выпущенные еще в 2004 году, к тогдашнему 100-летию этих легендарных часов, которые считаются первыми наручными в мире. Но для нашего обзора мы выбрали завораживающие Révélation d’Une Panthère, в которых инженерам и дизайнерам марки удалось передать магию песочных часов.
Стоит вертикально развернуть корпус, и 900 золотых бусинок падают вниз, чтобы сложиться в узор – лик иконической для Cartier пантеры. На разработку этой потрясающей модели марка потратила пять лет, заработав за это время два патента – один для жидкости, используемой для остановки бусинок в нужный момент, а другой – для стекла, герметизирующего циферблат. Жидкость, залитая в него, должна быть вязкой и термостойкой, чтобы не замерзнуть при минусовых температурах. Кроме того, безопасной для золота, с которым она находится в постоянном и, главное, длительном контакте.
Модель в 37-миллиметровом корпусе из розового золота с безелем, декорированным бриллиантами, предлагается в трех версиях: с черным, зеленым или красным циферблатом и с соответствующей ему заводной головкой с бриллиантом, изумрудом или рубином. Причем красная и зеленая версии выпущены ограниченной версией в 100 экземпляров. Внутри часов – калибр 430 с ручным подзаводом.
Girard-Perregaux
Minute Repeater Tri-Axial Tourbillon
Вот уже второй год марка Girard-Perregaux активно расширяет коллекцию Laureato. Главное прибавление этого сезона – хронограф, который весьма сильно упрочивает позиции всей линейки. А вот по-настоящему инновационной новинкой, безусловно, стали уникальные часы, соединившие в себе минутный репетир и трехосевой турбийон. Буквально все в них подчинено не только точности измерения времени, но и чистоте звука.
Титан Grade 5 в качестве материала для 48-миллиметрового корпуса, его форма и внутренний диаметр (то, каким образом он подогнан к диаметру механизма), а также отсутствие циферблата, разнос часового и минутного счетчиков – все это было сделано инженерами Girard-Perregaux ради улучшения внутрикорпусной акустики. Сама марка описывает потенциального владельца этих часов как «эстета-аудиофила, живущего подчас в шумном мегаполисе». Внутри модели заключен калибр GP09560-0001 с ручным заводом, работой которого можно полюбоваться через сапфировые стекла, установленные с двух сторон корпуса. Это выдающееся произведение микромеханики имеет водонепроницаемость до 30 метров и предлагается для повседневного ношения на ремешке из кожи аллигатора с застежкой из титана.
Greubel Forsey
GMT Earth
Эти часы демонстрируют нам макет земного шара, видимого, словно из космоса, со стороны Северного и Южного полюсов. Такое выдающееся техническое достижение стало возможным благодаря оригинальной конструкции механизма в сочетании с формой и размерами корпуса, а также за счет оптимального использования сапфирового стекла. Земной шар, как и остальные элементы (индикация часов и минут, малая секундная стрелка), сделан трехмерным. Ближе к центру циферблата расположен индикатор GMT с треугольной красной стрелкой и указатель запаса хода с длинной тонкой стрелкой. Внизу во всем великолепии красуется земной шар, а также турбийон с 24-секундным периодом вращения, еще одним важным изобретением Greubel Forsey. Выпуск этой невероятной модели ограничен 33 экземплярами.
H. Moser & Cie
Endeavour Flying Hours
Уже несколько сезонов подряд эта марка привлекает к себе внимание своими минималистскими экспериментами, базирующимися на принципе «меньше – это больше». В этом году она показала модель Endeavour Tourbillon Concept, где на абсолютно пустом циферблате эффектно красуется турбийон. Но по-настоящему инновационным высказыванием стали часы Endeavour Flying Hours, предложившие свою интерпретацию «блуждающего часа», одного из старейших часовых усложнений.
Если в традиционном исполнении flying hour диски, отвечающие за часы, вращаются вокруг циферблата, то здесь они совершают оборот только по своей оси, в то время как главный сапфировый диск с минутным счетчиком, вращаясь на 240 °, «прыгает» по часам. Та цифра, которая проявляется на циферблате Funky Blue в белом цвете и выстраивается в один ряд с минутным счетчиком, и показывает точное время (впрочем, понять индикацию с первого раза не так-то просто). Вся эта сложная конструкция приводится в движение автоматическим калибром C806, разработанным на основе калибра HMC 200H совместно с Hautlence (эта марка также принадлежит H. Moser & Cie). 42-миллиметровый корпус сделан из белого золота и дополнен бежевым кожаным ремешком kudu. Лимитированный тираж составляет 60 экземпляров.
IWC
Portugieser Constant-Force Tourbillon Edition «150 years»
Мануфактура из Шаффхаузена в этом году отмечает 150-летие. По этому поводу лимитированным тиражом выпущено 28 уникальных моделей в коллекциях Portugieser, Portofino, Da Vinci и Pilot’s Watches. Особенно хороши своим пуристским дизайном часы IWC Tribute to Pallweber с цифровой индикацией времени, потребовавшей сложнейшего технологического решения для того, чтобы оснастить ею мануфактурный калибр IWC 94200.
Однако для нашего обзора мы выбрали модель, где впервые скомбинированы турбийон постоянной силы и указатель фаз Луны такой высокой точности, что корректировка на один день ему понадобится только через 577,5 года. Часы представлены сериями по 15 экземпляров в платиновом корпусе в двух вариантах: с белым лакированным циферблатом и воронеными стрелками или синим лакированным циферблатом и стрелками с родиевым покрытием. Новый мануфактурный калибр IWC 94805 с ручным подзаводом имеет запас хода 96 часов. Кроме того, модель оснащена запатентованным механизмом постоянной силы, осуществляющим передачу абсолютно одинаковых импульсов на колесо спуска. В сочетании со встроенным турбийоном, который нивелирует воздействие силы тяжести на колебательную систему, это обеспечивает высочайшую точность хода.
MB&F
MoonMachine 2
Перед нами второй совместный проект MB&F и финского независимого часовщика Степана Сарпаневы, интервью с которым можно прочитать в этом номере. В столь причудливом приборе для измерения времени мы имеем первый в мире указатель фаз Луны проекционного типа.
Лун здесь несколько: большая шириной 8,5 мм и толщиной 0,45 мм украшает ротор завода на верхней части циферблата под сапфировым стеклом, две маленькие диаметром 4,5 мм и толщиной 0,35 мм установлены на лунный диск, который вращается под кольцом Korona (это, как и хмурый лик Луны, фирменная особенность дизайна Сарпаневы) и отображает таким образом текущую лунную фазу. Все присутствующие в часах спутники Земли изготовлены из золота и отделаны вручную, что представляет собой настоящее достижение, если принять во внимание их миниатюрные размеры.
В модели используется корпус Horological Machine Nº 8, первого творения MB&F, только тут он стал на 0,5 мм толще, чтобы вместить в себя дополнительный лунный диск. Корпус и обусловил весь внешний вид часов: с ротором в форме боевого топора и вертикально расположенными индикаторами текущего времени. Часы выпущены тремя ограниченными сериями по 12 экземпляров в каждой: из титана с Лунами из белого золота на фоне голубого неба, из черненого титана с Лунами из белого золота на фоне темно-синего неба, из титана и розового золота с Лунами из розового золота на фоне антрацитового неба.
Montblanc
Star Legacy Suspended Exo Tourbillon Limited Edition 58
160-летие основания мануфактуры Minerva в Виллере, которая в 2007 году стала частью часовой империи Montblanc, – безусловно, главная тема для марки в этом году. Именно ей посвящены все новинки, показанные на SIHH. А сложнейшая модель с «подвешенным» турбийоном Exo, выпущенная ограниченным тиражом 58 экземпляров, наглядно демонстрирует, что Montblanc не просто хранит наследие Minerva, но продолжает его развивать, внося свой выдающийся вклад.
На разработку нового запатентованного усложнения – «подвешенного» турбийона Exo – у марки ушло три года. Его инновационная конструкция только с одним изогнутым рычагом из нержавеющей стали позволила поднять большое балансовое колесо (диаметром 14,5 мм с 18 винтами) над циферблатом на 3,2 мм и тем самым создать эффект парения в воздухе. Поскольку трехмерная конструкция ExoTourbillon асимметрична, выравнивание моста с одним рычагом стало настоящим вызовом для часовщиков. Еще одна ключевая особенность ExoTourbillon – скорость его вращения. Каретка совершает один полный оборот в минуту. Таким образом, владелец этой модели может не только узнавать секунды, индицируемые при помощи каретки, но и оценить красоту движения турбийона. В целом новая конструкция турбийона Exo позволяет экономить больше энергии, чем традиционная, поскольку балансовое колесо установлено вне вращающейся каретки и на него не влияет ее инерция.
Трехмерность ExoTourbillon оказала влияние и на оформление 44,8-миллиметрового корпуса – собранный из восьми различных деталей, он выполнен в круглой форме и оснащен куполообразным сапфировым стеклом. На задней крышке – окошко из сапфирового стекла, через которую виден механический калибр MB M16.68. Кроме того, благодаря прозрачной задней крышке ExoTourbillon просматривается насквозь с обеих сторон. Часы комплектуются черным ремешком из кожи аллигатора, изготовленным на производстве Montblanc Pelletteria во Флоренции.
Panerai
L’Astronomo Luminor 1950 Tourbillon Moon Phases Equation of Time GMT – 50mm
Флорентийская марка продолжает расширять коллекцию Luminor Due, самую элегантную в своем портфолио, запущенную два года назад. Теперь в ней есть еще более утонченные модели – на SIHH были показаны четыре новинки в эффектной цветовой гамме и непривычном для Panerai корпусе диаметром всего 38 мм. Причем такие часы совсем не позиционируются как женские.
С точки же зрения технических достижений главной на стенде Officine Panerai в Женеве стала модель с индикаторами фаз Луны, первая в портфолио марки. Заключенная в 50-миллиметровый титановый корпус, она также оснащена турбийоном, календарем, функцией «уравнения времени» и индикаторами времени восхода и захода. Еще одна ее потрясающая особенность – инновационная система индикатора даты из поляризованных кристаллов, на которую мануфактура ожидает патент. Это почти оптическая иллюзия: цифры, невидимые во всех позициях, отчетливо проявляются, когда диск даты совмещается с маленьким окошком индикатора даты. Что позволяет не скрывать красоту скелетонированного механизма P.2005/GLS.
Но, конечно, ключевой компонент этих часов – усложнение фазы Луны, расположенное на обратной стороне механизма. Система из двух наложенных друг на друга дисков, вращающихся вместе, наглядно показывает не только меняющуюся Луну, но и различия между днем и ночью, при этом в светлое время суток на соответствующем диске появляется солнце, а в темное – звездное небо.
Часы изготавливаются исключительно под конкретного заказчика, который традиционно может выбрать материал корпуса, его отделку, цвет стрелок и тип ремешка. Но для хода часов важна и такая персональная характеристика, как место проживания будущего владельца, так как индикация фаз Луны всегда относится к части неба, находящейся над конкретным регионом, и, конечно, в ней обязательно учитывается разница между Северным и Южным полушариями.
Piaget
Altiplano Ultimate Automatic
На женевской выставке марка Piaget впервые наградила победителя учрежденной ею совместно с Федеральной политехнической школой Лозанны научной премией в области миниатюризации (им стал Мартин Ку, инженер из AgroParisTech), а также представила свои очередные рекорды в этой области – серийную Altiplano Ultimate Automatic толщиной 4,3 мм в корпусе из розового или белого золота, ставшую самой тонкой моделью в мире с автоподзаводом, и концептуальную разработку Altiplano Ultimate Concept толщиной всего 2 мм.
Секрет тонкости Altiplano Ultimate Automatic – в их инновационной конструкции, когда нет разграничений между внутренними и внешними элементами. В течение трех лет инженеры, часовщики и дизайнеры Piaget пытались сделать механизм и корпус единым целым, причем последний служит платиной, на которую прикреплены 219 невероятно тонких компонентов. Многие детали уменьшены до предела, до толщины волоса: так, некоторые колеса имеют диаметр всего 0,12 мм против 0,2 мм в традиционном механизме. Эта чрезвычайно сложная архитектура привела к созданию перевернутой конструкции калибра с мостами, расположенными со стороны циферблата, с передней стороны корпуса. И эта техническая особенность становится заметной эстетической изюминкой новинки.
Richard Mille
RM 53-01 Tourbillon Pablo Mac Donough
Прежде всего эти часы, выпущенные ограниченной серией в 30 экземпляров, поражают ценой – самая бюджетная версия стоит 830 тыс. евро. Но с точки зрения часового искусства главное в них – небывалая прочность: эта модель с турбийоном способна выдерживать перегрузки до 5000 g.
Часы созданы для аргентинского игрока в поло Пабло МакДоноу, одного из сильнейших в мире, и прошли тестирование на его запястье в самых экстремальных полевых условиях. Секрет их прочности – в особом композитном стекле из двух сапфировых стекол с поливиниловой пленкой, разработанном Richard Mille совместно с компанией Stettler. Даже при прямом ударе клюшкой такое стекло покроется трещинами, но не разобьется. Не менее прочен и корпус с каннелюрами, также призванными усиливать его структуру, – он сделан из карбона TPT®, известного своей высокой устойчивостью к повреждениям и появлению микротрещин. Внутренний механизм удароустойчив благодаря уникальной «подвешенной» конструкции. Механизм висит на двух плетеных стальных тросиках толщиной 0,27 мм. Эти тросики натягивает мастер путем вращения винтов с каннелюрами в натяжителях. Такая система обеспечивает постоянную силу натяжения, сохраняющую равновесие всей конструкции.
Ulysse Nardin
Freak Vision
Коллекция Freak – самая авангардная в линейке Ulysse Nardin, настоящая лаборатория инноваций. В этом году марка расширила ее первой моделью с автоподзаводом – новые Freak Vision стали серийным воплощением тех новаторских идей, которые были показаны на SIHH в прошлом году в виде концепта Ulysse Nardin InnoVision 2.
Прежде всего новинка получила автоматическую систему подзавода Grinder, использующую малейшее движение запястья для передачи энергии на узел баланса. Вторая важная инновация – балансовое колесо из сверхлегкого кремния со стабилизирующими лопастями из никеля. Первой начав использовать кремний в часовой индустрии, Ulysse Nardin запатентовала технологию прямого сваривания кремния с твердыми элементами никеля, что позволило ей добиться практически невесомого балансового колеса. 45-миллиметровый корпус из платины со вставками из углеродного волокна претерпел рестайлинг: он стал тоньше благодаря особой огранке сапфирового стекла и трехмерности верхнего моста в форме корабельной палубы. Так механизм UN-250 получил больший обзор, и во внешнем виде модели появилась легкость и воздух. При этом новинка сохранила привычную для Freak функцию отображения времени: механизм в виде стрелки, вращаясь вокруг своей оси, показывает время, в него интегрирован карусельный турбийон, закрепленный только на одной оси.
Van Cleef & Arpels
Lady Arpels Planétarium
Как и предыдущая мужская модель Planétarium 2014 года, нынешняя женская новинка создана в сотрудничестве с голландским независимым часовщиком Кристианом ван дер Клау, одним из главных специалистов по астрономическим часам. В центре циферблата – Солнце из розового золота, которое окружают Венера из зеленой эмали, Меркурий из розового перламутра и Земля из бирюзы со своим спутником Луной в виде бриллианта. Все небесные тела на часах вращаются со своей фактической скоростью: так, оборот по циферблату для Меркурия составляет 88 дней, для Венеры – 224 и 365 дней для Земли. Оборот бриллиантовой Луны вокруг нашей планеты за 29,5 дня – одно из потрясающих усложнений этих часов, которое позволяет наблюдать магический небесный балет прямо на собственном запястье. Падающая звезда из золота с родиевым покрытием указывает время. 38-миллиметровый корпус выполнен из белого золота, безель декорирован бриллиантами. Апертура даты расположена на обратной стороне циферблата. Модель поставляется как на синем блестящем ремешке из кожи аллигатора, так и на браслете с бриллиантами.
Vacheron Constantin
Métiers d’Art Les Aérostiers
Отныне даже Vacheron Constantin делает это – выпускает демократичные модели. Главной новостью марки на SIHH стала, конечно, презентация абсолютно новой коллекции FiftySix в ценовой категории от 12 тыс. евро. Помимо установки на доступность haute horlogerie, которому часовые гранды в условиях мирового кризиса вынуждены соответствовать, здесь еще показательна и игра на поле ретро – модели FiftySix являют собой современную интерпретацию исторических часов 1956 года. Но конечно, марка не могла обойтись и без новинок в коллекции Métiers d’Art, благодаря которой она во многом и заняла высочайшее место в часовой индустрии. На завораживающем циферблате модели, посвященной пионерам воздухоплавания, присутствует витражная эмаль plique-à-jour – редкая техника, используемая маркой впервые. Золотые микроскульптуры в виде воздушных шаров выполнены в технике точечного орнамента, требующей от мастера-гравера трехнедельного кропотливого труда. Калибр 2460 G4/1 с автоподзаводом обеспечивает индикацию без стрелок. При этом часы, минуты, день недели и дата отображаются с помощью четырех дисков, расположенных вверху и внизу циферблата. Коллекция Métiers d’Art Les Aérostiers представлена пятью моделями с историческими изображениями пяти полетов на воздушных шарах, совершенных во Франции в период с 1783 по 1785 год.
Оставить комментарий