Апокалипсис ради человека и мира
04.04.2016
Глобальная катастрофа, человечество погибло, а выжившее меньшинство сражается с восставшими монстрами-киберзахватчиками-зомби-искусственным разумом на руинах прежней цивилизации в надежде на светлое будущее. К такому постапокалиптическому миру мы привыкли – таким нам его показывают в кино, видеоиграх, книгах и сюр-фотографиях. Совсем другой мир раскрывается перед нами в работах молодого CG-художника Юрия Шведова. Это философский взгляд на крушение – его герой продолжает жить на этих развалинах. Он неизменно один, но, оказавшись в пустынном мире, где больше ничего нет, кроме серого неба над головой и законов природы, он начинает постигать нечто более важное и вечное, чем все блага цивилизации – то, что сейчас мы теряем все больше.
Вы родились в семье художников. Получается, ваша судьба стать тоже художником была заранее предопределена?
В моем случае семья, безусловно, оказала колоссальное влияние на развитие во мне интереса к творчеству. С самого раннего детства я часто бывал в мастерских родителей, дяди и тети, их друзей-художников, наблюдал за работой, слушал разговоры об искусстве. Вы знаете, у меня в семье ведь еще много музыкантов – это открыло для меня не менее интересный мир театров, закулисья, оркестровых ям и концертов. На меня никогда не давили, и я был свободен в своем выборе. Но мастерская родителей, та атмосфера, наполненная ароматом красок, холстов и свежего дерева, все-таки сделала свое дело. Я стал много рисовать, и это занимало почти все мое время. Тогда и было принято решение, что я пойду по стопам семьи. Она же помогла в определении стиля и развитии профессиональных навыков. Для художника очень важно, чтобы его окружали люди со схожими интересами и всегда готовые помочь. Мне в этом плане повезло, и я очень благодарен своей семье.
Вы работали художником-постановщиком в кино, и это в ваших работах очень ощущается, так же как и некоторая комиксоидность, вы же и комиксы рисовали. Этот опыт повлиял как-то на то, что вы рисуете много своих личных постеров к кинофильмам?
Да, я действительно поработал в разных сферах, связанных с творчеством, и работа постановщиком была одной из самых интересных. Долгие смены, необходимость каждый день учиться чему-то новому, быстро принимать решения и знакомиться с интересными людьми – все это я до сих пор вспоминаю с трепетом. К тому же работа в кино была моей давней мечтой из-за деда – Юрия Сергеевича Шведова, режиссера-кинооператора. Он умер еще до моего рождения, но та атмосфера домашнего уюта, созданная им, фотографии, вещи и истории, которые рассказывались в нашей семье, – все это стало одной из главных причин моего увлечения кинематографом.
Если говорить о комиксах, то интерес к ним у меня появился еще в школе. Мы с друзьями постоянно говорили о них, кино, мультфильмах, сами придумывали какие-то истории, что-то рисовали на полях тетрадей. Прошло несколько лет, и мы все оказались в компании, занимающейся выпуском комиксами. Мы вели свой проект, разрабатывали стилистику и персонажей.
Плакаты и постеры захватили мое воображение окончательно в институте, на занятиях плакатной графики. В поисках референсов для учебной работы я узнал о многих художниках, которые вдохновляют меня по сей день – Олли Мосс, Сэм «Вулфи» Коннели, художники студии Mondo. Тогда же я был поражен изобретательностью и красотой классических постеров к легендарным фильмам прошлого.
В основном вы работаете с компьютерной графикой и цифровой обработкой фотографий. Если говорить о технической стороне, какими программами и редакторами предпочитаете пользоваться? И почему остановились именно на них?
Работа в графических редакторах помогает сэкономить много времени, что очень важно в наши дни. Но так как 13 лет я учился рисованию маслом, акварелью и темперой, работе с материалами, печатными техниками вроде литографии, офорта, линогравюры, то до сих пор стараюсь переносить все это в компьютер. Пользуюсь Adobe Photoshop CC, а рисую на графическом планшете Wacom Intuos Pro. Почти ко всем работам делаю карандашные эскизы и пользуюсь множеством текстур, созданных с использованием традиционных материалов на бумаге, стекле и картоне. Это помогает не заскучать и привнести в цифровое рисование больше рукотворности и осязаемости.
Как правило, сначала зарождается идея, которая проходит инкубационный период, потом наступает момент реализации и воплощения, затем доработка уже готового произведения и его презентация. Какой из этих моментов вас привлекает больше всего?
Мои любимые моменты в работе обычно связаны с сильными выбросами эмоций, как правило, это зарождение идеи и презентация работы. В процессе создания картинки часто бывает много сложностей, стрессов и бессонных ночей. Но когда ты все доделал и опубликовал, можешь ненадолго расслабиться, отдохнуть и подумать о чем-то своем. Потом совершенно неожиданно приходит идея для новой работы – она может подстерегать где угодно. И это захватывает тебя полностью, пока ты снова не погрузишься в сложности процесса.
Интерьер в стиле «грубоватый лофт», приглушенный свет, звенящая тишина, где люди непроизвольно разговаривают только шепотом, кирпично-оранжевые стены с неровными швами, а на них ваши картины – такой в своем воображении я увидела вашу выставку. Для вас идеальная выставка – какая она?
Да, я тоже представляю себе что-то подобное. В наше время интернет помогает художнику в поиске аудитории и дает возможность презентации своего творчества 24 часа в сутки. Но это не может заменить атмосферу выставки в большом пространстве. Они случаются далеко не каждый день, но всегда дарят много положительных эмоций. Сейчас работаю над новой серией работ, с которой планирую устроить несколько показов. Это всегда большой объем работы, но сложности и волнения – часть нашего дела, за что мы его и любим. Для меня в презентации работ всегда на первом плане стоит атмосфера подачи, ощущения, сопутствующие просмотру, и способы передачи нужного настроения зрителю. Большие пространства очень этому способствуют, к тому же почти все мои работы именно о них.
Как-то принято считать, что творческие люди полностью зависят от вдохновения. Что такое вдохновение для вас? И надо ли его ждать? Или нужно просто работать каждый день и приучать свою музу к жесткой дисциплине, как, например, делал Валерий Брюсов?
Вдохновение – важная вещь. Каждый получает его из своих источников и видит по-разному. Для меня это всегда было ощущение необходимости реализовать свой замысел, начать новую работу и довести ее до конца. Постоянное желание создавать что-то для себя. Но даже когда идея еще не сформировалась в голове, руки уже хотят работать. Поэтому период отдыха у меня не занимает больше двух или трех дней. Для меня всегда важно находиться в поиске новых идей и планирования. Это мой вечный двигатель.
Я когда впервые увидела ваши работы – это была постапокалиптическая серия, то сразу подумала о S.T.A.L.K.E.R., Metro: Last Light, BioShock. Я сейчас не о сюжетах говорю, а об общей атмосфере отрешенности, о приглушенности красок и тонов. А вы сами не хотели бы нарисовать свою компьютерную игру, тем более что вы занимались мэттпейнтингом?
Видеоигры – еще одна важная вещь, которая помогла мне стать тем, кто я есть. Morrowind, Portal, The Last of Us, Farenheit, Journey, Limbo и многие другие с большим открытым миром, особой цветовой гаммой и постапокалиптическим настроением сильно повлияли на меня. Я и сейчас продолжаю вдохновляться их атмосферой и черпать идеи. У меня и моих друзей был опыт работы над играми, концептами окружений, разработки персонажей. Может, как-нибудь мы и соберемся командой для реализации собственного проекта.
Откуда вообще такая любовь к этой теме постапокалипсиса?
Все началось еще в детстве, в Киргизии. Я видел много красивых пейзажей, практически не испорченных цивилизацией. Высокие скалистые горы, ледяные реки, космического цвета грунт близ заброшенных урановых рудников. Среди всей этой природы высились дома. Песок с озера залетал в разбитые окна, растения прорастали сквозь асфальт, а металлические детали вышек для прыжков в заброшенных бассейнах покрывались ржавчиной. Это завораживало меня. Завораживает и по сей день. Мне всегда нравилось рисовать заброшенные дома, старые автобусные остановки, стены которых размыты дождевой водой, и пустынные пейзажи. Думаю, это очень спокойные сюжеты, но в то же время тревожные. Мне нравится такое сочетание.
Постапокалипсис как-то неразрывно связан с сюрреализмом – и то и другое дает безграничные возможности для фантазии. Как бы вы сами охарактеризовали тот жанр, стиль, в котором вы работаете? И что было до того, как вы нашли свою тему?
Многие художники из тех, в окружении которых я рос, изображали сюрреалистические сюжеты. Их работы всегда были перед моими глазами, я рассматривал их часами, и мне нравилось то, что многое можно додумать самому. В воображении сразу запускался целый завод по производству историй и ассоциаций. Когда размышлял о своем пути, хотелось совместить загадку сюрреализма и элементы реалистического изображения того, что вижу каждый день. Я увлекался работами концепт-художников, что работают над играми и фильмами, одновременно пытаясь совместить их подход с тем, что ты видишь у старых мастеров. Я рисовал все подряд, пытаясь понять, что мне нужно. Когда впервые обратился к теме постапокалипсиса, понял, что это очень гибкая и просторная сфера, где могут уместиться разные визуальные идеи. Честно говоря, до сих пор нахожусь в поиске и разрабатываю свою стилистику изображения, которая бы совместила мой предыдущий опыт и тот, который станет для меня совершенно новым. Это сложно, но только ты заставляешь себя просыпаться и работать каждый день.
А если брать цветовую гамму? У вас отсутствуют яркие цвета вообще – только приглушенные, чуть задымленные, со всеми оттенками серого. Как долго вы искали этот цветовой эффект? Сознательно избегаете яркости?
Да, сознательно. Меня всегда больше интересовала фактура и глубина тона, с цветом мне трудно работать. Поступив на графический факультет в МГАХИ им. Сурикова, я познакомился с литографией, офортом и линогравюрой, что открыло целый мир изобразительных средств, где цвет используется, как вспомогательный элемент. Позднее, уже работая на компьютере, я был покорен возможностью тонкой настройки цвета, когда он может приобретать практически неуловимые оттенки, в которых можно передать настроение именно так, как нужно. Монохромность и едва различимые цвета помогают мне почувствовать масштаб вещей и осязаемость фактур.
Настала пора моего любимого вопроса! Создавая свой мир, вы никогда не думали, что однажды, проснувшись утром, вы можете оказаться внутри него? Что тогда вы будете делать?
Это и моя любимая тема для размышлений! Конечно, хотя страшно, я побаиваюсь исчезновения цивилизации, ее благ и удобств. Думаю, что в мире, где от горизонта до горизонта лежит черный песок и торчат обломки зданий, мало кому будет дело до приобретения искусства и посещения галерей. Но, по сути, мы и в наши дни живем на руинах былых цивилизаций. Все когда-то обнуляется, рушится, ржавеет. В этом есть что-то красивое, правда? Но пока я могу пить молочные коктейли и сидеть в интернете, буду этим наслаждаться.
Мои любимые моменты в работе обычно связаны с сильными выбросами эмоций, как правило, это зарождение идеи и презентация работы. В процессе создания картинки часто бывает много сложностей, стрессов и бессонных ночей. Но когда ты все доделал и опубликовал, можешь ненадолго расслабиться, отдохнуть и подумать о чем-то своем
Оставить комментарий