Бой каминных часов
15.05.2014
Стиль французских часовщиков XVIII века, мастерство которых тогда достигло своего расцвета, легко узнаваем: механизмы они неизменно облачали в красивую форму. Поэтому каминные модели трехсотлетней давности (карманные в то время были большой редкостью) являют собой ценность не только с инженерной точки зрения, но в большей степени с культурологической. На выставке «Аллегории. Часы старых мастеров», состоявшейся в Центре изящных искусств на Волхонке, было представлено около 100 каминных и настольных часов того периода из частной коллекции Светланы Антоновой и ее супруга. WATCH выяснил, как зародилось это увлечение и какую высокую цель преследует.
Я знаком с коллекционерами карманных и наручных часов, но впервые встречаю тех, кто собирает каминные. Как у вас появилась страсть к ним? Как распределяются ваши с мужем роли в коллекционировании?
Пожалуй, все началось с одних из самых значимых часов в нашей коллекции – модели со скульптурной группой «День и Ночь» Микеланджело. Это знаковая вещь, которая и определила интерес к каминным моделям. Мы владеем антикварным салоном, и часы время от времени появлялись в нем, но только благодаря «Дню и Ночи» мы обратили на них внимание, осознали, что они не только предмет интерьера, но и несут в себе значимую смысловую нагрузку.
Какого-то специального разделения обязанностей у нас с мужем нет – мы коллегиально решаем, какие экземпляры покупать. Единственное, что еще он на себя берет, – реставрацию. Мужа больше интересует механическая сторона, а мне как раз нравится художественная – все эти скульптурные изображения, которые, с одной стороны, антураж для механизма, а с другой – вполне самодостаточное явление. Конечно, в деле восстановления часов нам помогают реставраторы, поскольку это многосоставная вещь и приходится привлекать бронзовщиков, деревянщиков, других мастеров. Некоторое время назад в нашей команде появился замечательный часовщик Владимир Хрущев, много лет курировавший коллекцию Политехнического музея, сейчас, к сожалению, закрытого. С его помощью все каминные модели XIX века находятся у нас в рабочем состоянии.
Почему в качестве предмета коллекционирования выбраны именно каминные часы и четко определенного периода?
Мне, например, просто интересен сюжет, скульптурное оформление часов настолько разноплановое, что почти каждые – особая история. Больше всего в нашей коллекции моделей XVII–XIX веков, но есть и XX, конечно. Если говорить о развитии часового дела, то очень интересно прослеживать общественную и культурную жизнь, которая всегда отражалась в каминных моделях. Например, выходит какой-нибудь роман, становится модным – и вот уже в часах запечатлены его персонажи, писатель. С бурным развитием промышленности появляются индустриальные модели.
По какому принципу вы собираете часы? Какие модели для вас наиболее ценны?
По сюжетам. В каждом из направлений есть свои известные модели, и мы стремимся их собрать.
Каминные часы создавались в одном экземпляре?
Нет, не в одном, потому что литейная форма позволяет отливать несколько экземпляров. Но самые ценные – первые отливки, потому что форма еще очень точная, а по мере использования она стиралась, обмыливалась, и каждая последующая отливка оказывалась все хуже. Из моделей мне, например, интересны движущиеся, с плавающими корабликами и так далее. Мы на выставку не перевозили такие часы, потому что транспортировка – сложный процесс: часы, как правило, связаны со шкатулкой, со специальным механизмом, все это очень непросто отсоединять и перевозить. От передвижения часы травмируются.
На данный момент в нашей коллекции более 200 каминных часов, и половина находится в рабочем виде. Правда, мы не держим их в состоянии хода – у часов снят маятник
Насколько коллекционирование для вас страсть, а насколько – инвестиция? Ведь с годами ваша коллекция дорожает, я полагаю.
Понятно, что цена со временем изменяется, но для нас с мужем это все-таки в первую очередь страсть. Мы не рассматриваем коллекцию как инвестицию, потому что процесс требует больших вложений.
Сколько часов насчитывается в вашей коллекции и каким образом вы ухаживаете за ними, ведь поддержание их в рабочем состоянии – залог продолжительной жизни коллекции?
На данный момент более 200. Не все еще приведены в порядок, потому что это трудоемко и долго. В рабочем виде у нас более 100 экземпляров, правда, мы не держим их в состоянии хода – у часов снят маятник. Единственное, что нужно раз в год, – промывать механизмы, менять смазку, независимо от того, ходят они или нет. При хранении на масло оседает пыль, оно густеет, окисляется, и нужно заменять. Изначально на часы предполагался колпак из дутого стекла, но он редко сохранялся до наших дней.
Как часто и где вы выставляете свои часы?
Достаточно часто, в последнее время они востребованы – самая значимая выставка состоялась в Историческом музее около года назад. Мы даже выпустили совместный каталог – серьезное исследование, которое написала замечательный эксперт по часам Ольга Мельникова. Выставлялись в Коломенском, в Пушкинском музее, ведутся переговоры об организации постоянной экспозиции в музее-усадьбе Архангельское. Я очень хочу, чтобы наши часы видели. Когда на выставку в Исторический музей приводили детей, их просто невозможно было оторвать от экспонатов, особенно когда часовщик заводил механизм боя. Поэтому я так мечтаю о постоянной экспозиции, в своем роде часовом музее, куда будут ходить дети – из детских домов, воскресных школ, ведь дети – наше будущее.
Оставить комментарий