Человек-невидимка
09.12.2010
Серией работ с красноречивым названием «Затаившийся в городе» китайский фотохудожник Лиу Болин заявляет о своем неприятии какой-либо публичности: выступая в качестве модели для собственных фотографий, он одновременно делает все, чтобы его появление в кадре стало как можно более незаметным.
Красота городского ландшафта оказывается здесь делом второстепенным. Лиу Болин озабочен только одним: найти для своих снимков самый неприметный фон. После выбора идеального места начинается работа по превращению художника в неотъемлемую часть окружения. Для этого Болин и его помощники с максимальной тщательностью используют кисть и краски. И только потом снимают все это на пленку. Результат – на первый взгляд самое обычное изображение рядовой пекинской улицы. И только при ближайшем рассмотрении зритель делает неожиданное открытие: на фотографии Лиу Болин с ловкостью хамелеона как бы растворяется в красках и формах урбанистического пейзажа.
Вы известны как «человек-невидимка». Каким образом возникла идея создания проекта «Затаившийся в городе»?
Все началось в 2005-м. Я находился в SO Village (загородный район Пекина, где живет много художников. – Watch), когда правительство неожиданно объявило о сносе квартала. Пытаясь как-то защитить любимое место от исчезновения, я спрятался там, став единым целым с его улочками. Так было положено начало проекту. И я сознательно использую слово «прятаться», а не «исчезать», как бы высказывая своими работами безмолвный протест художника против безжалостной государственной системы.
А вы уверены, что зрительская аудитория понимает ваш замысел?
Я использую в своих работах прием тромплей, один из способов создания оптической иллюзии. Краска на моем теле и заднем фоне становится частью Пекина. Но здесь скрыт более глубокий смысл. Неоднородность китайского общества и быстрый экономический рост страны стали причинами возникновения целого ряда острых социальных проблем. Они-то и служат для меня источником вдохновения. Выбор места для проведения фотосъемки также неслучаен. Я выполняю роль своеобразного посредника. То, что вы видите, – это не просто раскрашенный человек, стоящий часы напролет без движения, а законченная картина, в которой и художник, и его окружение играют свои определенные роли.
Насколько сложно для человека, существа социального, приспособиться к окружающему миру? И почему, по вашему мнению, большинство людей стремятся «раствориться» в нем?
Человеческая жизнь коротка, она длится лишь несколько десятков лет. Но я верю в то, что мы творцы своей судьбы или по крайней мере ее большой части. Для меня игра в прятки – своеобразная стратегия, способ обретения силы. Однако часть людей как раз привыкли не выделяться на общем фоне, быть «невидимками». Быстро меняющееся окружение и жизненные ситуации, частью которых эти люди являются, понуждают их к тому, чтобы стать малоприметными. Это позволяет им меняться, оставаясь при этом частью единого целого.
Вы как-то сказали, что чувствуете себя «изгоем общества». Почему?
Я считаю, что китайская культура и политика антигуманны. Индивидуализм в моей стране под запретом. Желающий эволюционировать вынужден делать это скрытно. По сути, мне так и не удалось найти место под солнцем в китайском обществе: я не имею ни подходящей работы, ни денег... Долгие годы я чувствовал себя ненужным окружающему миру. Из такого самоощущения в итоге и родился мой проект.
Вам требуется специальное разрешение для создания в Пекине своих фотографий?
Я никогда не спрашиваю разрешения и всегда выбираю для проведения съемок общественные места. Но к некоторым объектам – таким как дворцовый комплекс или Запретный город – доступ закрыт. Мне еще не удалось сделать там фотографии. Конечно, иногда приходится нарушать закон. Так, снимать поезд в депо запрещено. Но я заплатил служащим 400 йен (около 50 евро), чтобы те выгнали его на открытое пространство. Таким образом мне все-таки удалось снять «Красный Восток».
На что нацелено ваше искусство?
Я хочу, чтобы зрители, глядя на мои работы, задумались о том, какое влияние на нас оказывает различное окружение, к чему это приводит и как мы вписываемся в рамки нашего мира.
Сколько времени у вас занимает создание одной фотографии?
Иногда пять-шесть часов, а иногда и десять. Все зависит от сложности сцены. Для достижения максимального эффекта нам приходится работать крайне медленно и с большой тщательностью, при этом каждый сантиметр нанесенной краски должен соответствовать заднему фону.
Какие приемы вы используете, чтобы обмануть бдительность зрителя?
В моей работе я никогда не применяю возможности цифровой техники. Мои фотографии подлинны, никакого фотошопа, перед вами лишь зеркальное отражение реальности. Полная оптическая иллюзия наносится на меня шаг за шагом при помощи краски. И именно это делает весь процесс столь интересным. Я хочу, чтобы мое тело слилось с окружающим миром и таким образом дало мне возможность выразить свою идею.
Некоторые факты биографии
Лиу Болин родился в 1973 году в китайской провинции Шаньдун. В 1995-м, после окончания Шаньдунского колледжа искусств, продолжил обучение в престижной Китайской национальной академии изящных искусств. После многочисленных выставок на родине в 2008-м его работы впервые попали за рубеж. К настоящему моменту Болин с успехом провел персональные выставки в Париже, Нью-Йорке и Майами и сегодня по праву считается одним из известнейших фотохудожников Китая.
Oris рекомендует
В начале 2010 года спонсором фотографических экспериментов Лиу Болина стала часовая компания Oris. Эксклюзивно для этого швейцарского бренда художник создал несколько работ на тему феномена времени.
Оставить комментарий