Деревянные послания миру
23.11.2015
Вилли Вергинер – итальянский скульптор и художник по дереву. Когда смотришь на его молодых девушек, оплетенных растущими прямо из рук цветами, мальчиков с прижимающимися к ним кроликами, мужчин и женщин, наполовину раскрашенных в яркие цвета, наполовину светящихся цветом дерева, животных, утопающих в мрачных красках нефти или жизнеутверждающей зелени, – невольно вспоминаешь Пиноккио или Галатею: кажется, что скульптуры Вергинера так же, как они, рано или поздно оживут и войдут в мир. Правда, с собой они принесут не любовь или радость, а нотки сюра и страшные мысли о беспощадном загрязнении окружающей среды. Именно об этом почти в каждой своей работе говорит Вергинер.
Почему вы решили заняться именно скульптурой? Есть какая-то предыстория вашей любви к этому виду искусства?
Там, где я вырос, резьба по дереву имеет глубокие корни. В XVII веке в наших краях уже было несколько скульпторов, работавших с этим материалом в стиле барокко, а к XVIII столетию Валь-Гардена стала крупнейшим центром резьбы по дереву. По большей части это искусство по-прежнему сосредоточено в религиозной сфере. Я освоил ту же технику, однако решил пойти другим путем.
Чем именно вам нравится дерево? Как оно отличается от более традиционных материалов?
Дерево – это живой материал, более современный и менее классический по сравнению с бронзой или мрамором.
Как вы обрабатываете свои скульптуры, чтобы они были долговечнее, ведь дерево, как вы только что сказали, – живой материал и потому очень капризный.
Тот материал, который я использую, подходит только для внутренних работ. Снаружи любое дерево через некоторое время повреждается, его долговечность зависит от вида древесины. В помещении с ним нет проблем, оно может существовать сотни и сотни лет. Важно, чтобы срубленное дерево выдерживалось в течение минимум пяти лет, это исключит образование в нем щелей или трещин.
Насколько я знаю, вы в основном работаете с липой. Чем она вас так привлекает? Какие еще породы дерева используете и почему?
Вы правы, моя любимая порода – липа. Эта древесина также широко использовалась в Германии в эпоху готики. Достаточно вспомнить известного скульптора Тильмана Рименшнайдера. Я люблю липу за ее мягкость, отсутствие сучков, нейтральный цвет и равномерную окраску прожилок. Для небольших скульптур иногда беру яблоню или грушу – у них древесина тверже.
Сколько времени уходит на создание одной скульптуры?
Это зависит от размера. Так, на скульптуру в натуральную величину уходит около шести недель.
Существует множество значений цветов: зеленый – это растительность и возрождение, фиолетовый – страх и тревожность, красный – агрессия и конфликт, желтый – радость и позитив. Когда вы раскрашиваете скульптуры, то вкладываете ли в цвета общеизвестную символику или, может быть, у вас есть личные значения?
Я думаю, что цвет – наиболее важная составляющая моей работы, ведь в художественной школе я изучал именно живопись, а не скульптуру. Цвет преобладает над формой. Он не подчеркивает содержание, и содержание становится предметом размышления и сомнения и в конечном счете меняется. Между цветом и древесиной возникает напряжение, противоречие, а также единение и гармония.
Расскажите немного про процесс создания скульптур. Вы всегда знаете наперед, во что превратится дерево, или импровизируете? Какой этап вам наиболее приятен?
Я часто использую мотопилу и другие инструменты для деревообработки, чтобы минимизировать затраты труда, однако основную часть работ выполняю все же с помощью резцов и напильников. Это те же самые инструменты и тот же способ обработки, что применялись в XIV веке. Я никогда не беру целые бревна: они распиливаются на большие доски и выдерживаются пять лет. Потом доски склеиваются в блоки, из которых уже и вырезаешь задуманное. После того как с помощью мотопилы удалены наиболее крупные части, приступаю к обработке молотком и долотом. Работа становится все более точной и детальной. На последнем этапе в дело идут напильники и наждачная бумага, а затем финальный этап – окрашивание.
Художники занимаются искусством с разными целями: кто-то таким образом восстает против несправедливости, кто-то за что-то агитирует, кто-то лечит собственные душевные травмы. Вы сами к какому типу относитесь?
В последние годы почти все свои работы я посвящаю защите окружающей среды, но, конечно же, в них также проступают страхи, радости, мечты, ожидания, то есть моя сущность и подсознание.
Что в современном мире значит быть художником, скульптором? Что лично для вас это значит?
Это значит свободно творить, быть открытым для новых идей, много путешествовать и в то же время иметь возможность уединиться в своей мастерской. Конечно, у меня есть свои обязательства, я тоже иногда нахожусь под стрессом из-за навалившихся срочных дел и проблем. Но в любом случае я чувствую себя достаточно удачливым и свободным.
Оставить комментарий