18+

Диснеевский блокбастер

Текст: Ирина Удянская

15.12.2015

Cher2092

В начале октября Музыкальный театр им. К. Станиславского и Вл. Немировича-Данченко представил первую премьеру сезона – оперу для детей и взрослых «Волшебная лампа Аладдина» на музыку Нино Рота – композитора, известного нам в основном по саундтрекам к фильмам Федерико Феллини и «Крестному отцу». В плане зрелищности, красочности и спецэффектов спектакль больше смахивает на полнометражный диснеевский мультфильм, и самые юные зрители это оценили.

Премьера «Аладдина» – как раз такой случай, когда шли на Нино Рота, а понравились сценография и костюмы. Работа художников Семена Пастуха и Дамира Исмагилова просто изумительна: пещера злого колдуна сложена из красиво подсвеченных конусообразных сталактитов и сталагмитов, на заднем плане ухмыляется видеопроекция гигантского голема-джинна из лампы, буквально из ниоткуда на столике в комнате Аладдина и его матери появляются фрукты и вино в изогнутых серебряных кувшинах, праздник во дворце султана поражает яркостью и многоцветьем – такое впечатление, что художник по костюмам Галина Соловьева использовала все свое воображение, изобретательность и существующую в этом мире цветовую гамму. Детский хор, разряженный под сапфиры и рубины, изображает баснословное богатство Аладдина, очаровательный джинн кольца – упитанный синий мужчина в самом расцвете сил – пританцовывает в духе героев индийских мелодрам, вызывая единодушный восторг у зрительного зала. Видно, что на спектакль театр не пожалел средств: будущий детский «утренник» напичкан спецэффектами, модным нынче 3D-мэппингом и анимацией, в общем, глаз от сцены не оторвать, все поставлено с голливудским размахом.

Сама же музыка отнюдь не так приятна и мелодична, как саундтреки Нино Рота к фильмам, – в первом акте ни одной арии, сплошные речитативы (просто какой-то Вагнер для маленьких!). «Волшебная лампа Аладдина» создана в 1965 году, в разгар сотрудничества Нино Рота с Феллини, и тем более удивительно, что в партитуре не слышно цитат из «Сладкой жизни» или «Восьми с половиной», скорее уж что-то, отдаленно напоминающее Римского-Корсакова. Впрочем, второй акт, в котором есть красивейшая лирическая сцена с принцессой Бадр-аль-Будур и хором белых невольниц, в музыкальном плане более интересен. Был еще и третий, но в постановке МАМТ партитуру вполне оправданно урезали до двух. А ведь у себя на родине, в Италии, Нино Рота, как ни странно, чуть ли не более известен как автор академической музыки: пять его балетов и 12 опер (среди которых «Шустрая белка», «Соломенная шляпка» и «Ночь неврастеника») довольно часто ставят в театрах страны.

Сюжет «Волшебной лампы Аладдина» взят из сказок «Тысячи и одной ночи». Безалаберный арабский нищий тинейджер и карточный шулер Аладдин (вокально невыразительный, но симпатичный Сергей Николаев) поддается на провокации злого мага Магреббина (потрясающий, немного гротескный Дмитрий Степанович) и с риском для жизни достает из пещеры волшебную лампу, сватается к прекрасной принцессе Будур (лауреат международного конкурса Мария Макеева с отличным как голосом, так и чувством юмора) и увозит ее в свежеотстроенный джинном дворец. Оттуда Магреббин красавицу похищает, а Аладдину приходится ее спасать (как спасать… бойкая женщина, едва заслышав любимого, сама травит зельем злобного мага). В сюжете полно несуразностей, дикция у артистов такая, что понять, о чем поют, решительно невозможно, но и не особо нужно: пролетит Аладдин на ковре-самолете, зловеще покивает выросший до размеров задника колдун, кокетливо качнет бедрами принцесса Будур – красочная сказка понятна и без слов, и без арий.

Фото по теме

Оставить комментарий

Aec3255122c23e95b74c8ba659017abf431a7bd0