Два театра для одной актрисы
08.04.2015
Став директором театра Романа Виктюка в 2012-м, Ирина Апексимова всего за два года буквально подняла его на ноги – добилась финансирования для ремонта и реставрации здания, а также возглавила интересный проект «Театральный демарш». В марте этого года актриса была назначена директором любимовского детища на Таганке – Московского театра драмы и комедии. О своих новых, возрастных ролях и российских сериалах Ирина рассказала WATCH.
Tеперь вы не только актриса, но и эффективный менеджер-директор. Каково это – видеть свою профессию со всех сторон: и с творческой, и с административной?
Это очень здорово. И значит, что ты становишься настоящим профессионалом. Ты знаешь про свою профессию все – она раскрывает для тебя неожиданные моменты, о которых ты раньше даже не догадывался.
С какими трудностями вы столкнулись, став директором театра Романа Виктюка в 2012 году? Ведь с вами театр получил вторую жизнь: было отреставрировано здание, появились новые проекты. Каким он был до вас и каким стал с вами?
О, я даже не знаю, с чего начать перечислять. Москва знала Романа Виктюка, но не знала, что есть театр Романа Виктюка и что он располагается на Стромынке, 6. Я пришла в полуразрушенное помещение, здесь находился азербайджанский ресторан, куда люди приходили есть мясо, – говорят, оно там было очень вкусное. Правда, я ни разу к ним так и не зашла. В ресторане имелись пристройка и кухня, все красочное, разрисованное, расписанное. Совсем небольшая часть пространства отводилась под театр – малюсенький склад, где хранились декорации и костюмы, зал для репетиций и полуразрушенная сцена без аппаратуры. Честно говоря, я была в ужасе от столь плачевного состояния. Сейчас же театр занимает целое здание, ремонт идет полным ходом, работает очень хорошая, профессиональная административная команда.
Как вы планируете совмещать директорство в двух театрах со своей актерской деятельностью, ведь забот сейчас станет в два раза больше?
Я не планирую, просто буду совмещать директорство в двух театрах, что там планировать? И с актерством все будет в порядке. Да, забот прибавится, но сутки – они же длинные, можно все успеть, если захотеть.
На Западе телесериал как особый жанр совершил за последние годы невероятный скачок по качеству как режиссерской, так и операторской и сценарной работы. По вашему мнению как человека, работавшего с сериалами, возможно подобное в России? Я не говорю сейчас об авторских, независимых проектах, о которых, как правило, не всегда можно даже услышать, а о массовых сериалах для «нормальных людей», коротающих свои вечера перед телевизором.
Ну, послушайте, есть же сериал Валерия Тодоровского «Оттепель». По-моему, замечательный фильм – качественный, прекрасно снятый, с хорошей актерской работой. Или «Жизнь и судьба» по Гроссману. Но, конечно, у нас снимается очень много мусора. Но вы же не смотрите все, что выходит в Америке, правда? Отбираете только лучшее, специально ищете, скачиваете или смотрите онлайн, а потом соотносите это со всей кучей, которая выходит у нас, потому что эта куча находится перед глазами – показывается по телевизору. Думаю, когда-нибудь наше количество перейдет в качество. И еще один важный момент: невозможно делать каждый сериал качественным, ведь у нас очень насыщенное телевидение. Есть люди, которые целыми днями сидят дома, смотрят телевизор с утра до ночи, и просто нет финансовых и физических возможностей удовлетворить такой двадцатичетырехчасовой спрос исключительно качественным кино. Что-то должно быть проще, что-то дешевле, кто-то хочет меньше думать и больше смотреть фильмы, где какие-то симпатичные люди просто что-то говорят друг другу и влюбляются. Вспомните сериалы «Рабыня Изаура», «Богатые тоже плачут» – это же чушь собачья, однако их смотрела вся страна! Хочется людям вот такого простого страдания – они его и получают.
У нас нехватка возрастной драматургии, это большая беда. Почти отсутствует тема людей после 35, такое ощущение, что они перестают жить, любить, радоваться
Я недавно сходила на замечательный спектакль в Театре на Малой Бронной – «Ретро» режиссера Юрия Иоффе. Там главными персонажами были три старушки и колоритный дед, приехавший из деревни к дочери. После него я задумалась, что в основном-то на сцене, в кино и на телевидении – молодые люди лет до 35–40, а что потом?
Дальше кому-то везет стать директором театра. У нас нехватка возрастной драматургии, это большая беда. Почти отсутствует тема людей после 35, такое ощущение, что они перестают жить, любить, радоваться. Почему? Не знаю. Наверное, это какая-то дешевая востребованность. Это как раз одна из моих проблем, потому что в силу возраста я уже не могу играть, скажем, Джульетту. Мужчины-артисты еще держатся, поскольку у нас сейчас модная тема про пожилого мужчину и молодую женщину, поэтому такого материала в кино и на сцене достаточно. Женщины же после 40 у нас не существует, она сразу переходит на роль матери. Не знаю, что это – скудность ли мышления, отсутствие ли фантазии? Если бы могла ответить на этот вопрос, работала бы в театре как-то иначе и не лезла во всю эту административную историю.
Приближается лето – полумертвый сезон и для театров, и для кино. Вы планируете сделать что-то интересное, как было с прошлым июньским «Театральным демаршем»?
Да, мы планируем «Демарш» и сейчас практически находимся в низком старте: ждем ответа от нашего соучредителя, департамента, который его финансирует. Очень надеюсь, что «Театральный демарш» опять случится.
Оставить комментарий