18+

Двойной юбилей в Пермской опере

28.04.2015

Shutterstock_94169416

В Пермском театре оперы и балета пройдет фестиваль, посвященный 175-летию Петра Ильича Чайковского и 50-летию с момента присвоения театру имени композитора. В течение 10 дней будут исполнены все балеты гения, две оперы, которые относят к вершине его мастерства, а также симфонические и камерные сочинения композитора.

На сцене Пермской оперы в разные годы были поставлены все сценические произведения композитора — три балета и восемь законченных опер. К 1965 году, когда Пермскому театру оперы и балета было присвоено имя Петра Ильича Чайковского, в репертуаре уже значилось шесть из восьми законченных опер. Причем среди первых постановок были «Чародейка» и «Орлеанская дева», спектакли, которые редко включаются в репертуар театров: считается, что слушатели находят их скучными и затянутыми. Пермская же публика сломала стереотип, продемонстрировав вкус: «Орлеанская дева» сохраняется в репертуаре театра с 1969 года!

«Когда в 1965 году театру было присвоено имя Петра Ильича Чайковского, уроженца Прикамья, все мы пришли к решению: чтобы действительно иметь право называться Домом Чайковского, надо включить в репертуар все восемь его опер», — писал Иосиф Келлер, главный режиссер театра с 1947 по 1975 год, в своей книге воспоминаний «Репетиции. Спектакли. Встречи».

«Пиковая дама» к тому моменту в репертуаре театра уже была, первая постановка ее в Пермской опере датируется 1928 годом. Этой оперой в концертном исполнении 3 мая откроется Фестиваль Чайковского. Последнюю из опер Чайковского музыковеды называют и самой симфоничной — из-за драматургической композиции сквозного развития нескольких постоянных тем. За дирижерский пульт встанет Андрей Данилов, на одной сцене выступят артисты Пермского оперного — Лариса Келль, Татьяна Каминская, Надежда Бабинцева, Михаил Наумов, а также приглашенные солисты: тенор из Большого театра Роман Муравицкий, баритон Борис Пинхасович из Михайловского театра и бас из Мариинского театра Эдуард Цанга. Как утверждает Юрий Келдыш, только над двумя операми из десяти Чайковский работал с горячей увлеченностью, доходившей, по собственному признанию композитора, до «самозабвения»: «Пиковая дама» и «Евгений Онегин» — вторую можно будет увидеть на Фестивале Чайковского в сценической версии 6 мая. Заглавную партию исполнит Владимир Целебровский из Мариинского театра, а в трепетную Татьяну перевоплотится на сцене Зарина Абаева.

В операх Чайковского нашла наиболее полное отражение художественная концепция композитора, в центре которой — глубокий психологизм, отражение сложных движений души в острых и напряженных драматических ситуациях. Балеты Чайковского, в отличие от реалистичных опер, наполнены прекрасной романтической фантазией и вымыслом. Однако отношение композитора к балету было весьма серьезно, он не видел причин, почему музыка в балете (которая в то время была скорее в подчиненном танцу положении) не может стоять на уровне оперной или симфонической. Поэтому в музыку каждого из своих трех балетов Чайковский вносит новый обогащенный смысл и подчиняет ее развитию целостного драматургического замысла. «Лебединое озеро» зрители увидят 4 мая, «Щелкунчика» — в день рождения композитора, 7 мая, «Спящую красавицу» — 11 мая.

Произведения для камерного инструментального ансамбля составляют сравнительно небольшую в количественном отношении, но важную и характерную часть творчества Чайковского. 5 мая артисты оркестра musicAeterna в Доме Дягилева исполнят Секстет для струнных «Воспоминание о Флоренции» и Струнный квартет № 1. Куда больше у композитора камерных произведений для вокалистов — они были для Чайковского своего рода лирическим дневником:

многие мотивы, воплощенные в его крупных произведениях оперного или симфонического плана, впервые прозвучали в романсах. Камерную программу под названием «П. И. Чайковский — Н.Ф. фон Мекк: Роман в письмах» солисты оперы представят 7 мая в Доме Смышляева.

Завершится фестиваль Гала-концертом 13 мая. За пульт встанут Теодор Курентзис, Валентин Урюпин, Артем Абашев, Андрей Данилов и Петр Белякин. Оркестр musicАeterna, Большой симфонический оркестр театра и солисты оперы исполнят сочинения и фрагменты из опер и балетов Петра Чайковского, в том числе Итальянское каприччио, письмо Татьяны и ариозо Ленского из оперы «Евгений Онегин», «Вариации на тему рококо» для виолончели с оркестром, увертюру и арию Лизы из оперы «Пиковая дама» и знаменитый танец снежинок и адажио из балета «Щелкунчик».

Теодор Курентзис, художественный руководитель Пермского академического театра оперы и балета им. П. И. Чайковского:

— Этот фестиваль посвящен выдающейся личности, величайшему художнику, который когда-либо рождался на этом свете, и, естественно, самому важному музыканту России — Петру Ильичу Чайковскому, истинно русскому композитору. К какому бы либретто он не писал свою музыку — прованская история об Иоланте, французская легенда об Орлеанской деве, немецкая сказка о девушке, превращенной в лебедя, — он везде находил возможность использовать русские мотивы. И это несмотря на то, что в XIX веке у русской интеллигенции всё русское было под негласным запретом, считалось дурным вкусом, mauvais tone, как тогда говорили, даже язык образованных людей был французский, а не русский. А Чайковский начал популяризировать русскую культуру — во всех произведениях, в том числе и основанных не на русских историях. И это была большая смелость в то время.


Оставить комментарий

2aa3e6c3c457d8b4fed6064ac7569286fd5fe5ab