Эмалевые секреты Ulysse Nardin
14.10.2016
Новая история марки Ulysse Nardin началась в 1983 году, когда Рольф Шнайдер, приобретя компанию, дал ей новый импульс для развития. К заслугам бренда следует отнести несколько принципиальных направлений развития, оказавших влияние на индустрию в целом. В разгар торжества кварцевых технологий Ulysse Nardin выпускал только механические, в том числе сверхсложные часы и возрождал и развивал декоративные ремесла, в частности эмали. Покупка в 2012 году фабрики Donze Cardans подтвердила правильность выбранной стратегии. По приглашению президента марки Патрика Хоффманна WATCH побывал на производстве и увидел все своими глазами.
На сегодняшний день производственные мощности Ulysse Nardin включают в себя две мануфактуры, обеспечивающие марке практически полную независимость, и эмалевую фабрику. Всего на часовой бренд работает свыше 150 специалистов.
Мануфактура в Ла-Шо-де-Фоне
На мануфактуре в Ла-Шо-де-Фоне производятся детали механизма – платины, мосты, колеса, винты и все кремниевые компоненты, вплоть до пружины. Традиционно тяжелое производство располагается на первом этаже или даже в подвальных помещениях. Также тут делают необходимые инструменты и детали для станков – этим занимаются четыре инженера-конструктора. Несколько программистов обеспечивают работу станков с ЧПУ, изготавливающих платины. За каждым процессом закреплен отдел контроля качества. Кроме того, в Ла-Шо-де-Фоне изготавливаются прототипы новых моделей.
На верхних этажах мануфактуры расположены отделы декоративных техник – собственные калибры мастера украшают традиционными узорами: «женевскими полосами», «солнечными лучами», прелажем, зеркальной полировкой и другими. Сборка сложных механизмов осуществляется вручную.
Фабрика Donze Cardans
В 2012 году Ulysse Nardin сделала перспективную инвестицию – купила фабрику эмалевых циферблатов Donze Cardans, основанную Франсисом Донзе в 1972 году. Небольшое производство – на фабрике работают всего шесть эмальеров и три- четыре стажера – удовлетворяет потребность в циферблатах очень многих известных часовых компаний.
К заслугам фабрики нужно отнести возрождение различных видов эмалевого искусства как раз в то время, когда вся индустрия находилась в упадке из-за кварцевого кризиса. Как показала история, такой подход оправдал себя и возбудил интерес к почти забытым уникальным ремеслам. В чем же суть и сложность такого производства?
Эмаль – стекловидный материал, состоящий из кварца, шпата, каолина и оксидов металла в форме кристаллов. Последние могут входить в состав эмали сами по себе или добавляться мастером, и именно они придают эмали бесконечное разнообразие цветов. Затем смесь глазируется при очень высокой температуре. Весь этот процесс неразрывно связан с художественной обработкой металла, так как основой для эмали всегда выступает металлическая пластина (золотая, серебряная или медная).
Самое удивительное в эмали то, что ее краски практически вечны, они не выгорают и не блекнут. Так, до сих пор остается неизменной колористическая гамма расписных эмалей XVII–XIX веков. Однако у этого материала есть и один существенный недостаток: хрупкость. Реставрация поврежденных эмалевых рисунков, к сожалению, невозможна: при новом обжиге сгорают краски, а «холодный» метод восстановления, практикуемый в наши дни, малоэффективен, так как дополнения отличаются от оригинала по цвету и фактуре.
На предприятии Donze Cardans мастера владеют тремя основными эмалевыми техниками: сhamplevé (выемчатой), сloisonné (перегородчатой) и flinqué (на гравировке). В первом случае при помощи стамески на циферблате вырезаются ячейки, которые заполняются эмалью. Затем изделие обжигается до тех пор, пока эмаль не начнет плавиться. После того как поверхность остывает, ее подвергают полировке.
При работе с перегородчатой эмалью контур рисунка, который будет нанесен на циферблат, воспроизводится либо на самом циферблате, либо на бумаге. Тонкие нити золотой проволоки, чья толщина составляет лишь 0,05 мм – не толще человеческого волоса, – сгибаются вручную и прикрепляются к контуру. Мельчайшие детали также создаются с помощью золотой проволоки и помещаются внутрь контура. Затем для каждой ячейки подбирается цвет. На циферблат наносится пять слоев эмали. Это делается для того, чтобы заполнились все цветные ячейки на циферблате, после чего он подвергается обжигу (при 800– 1200 ºС) в печи в общей сложности пять раз и затем полируется. Такое множество цветных слоев создает ощущение особой глубины и объемности. В месяц изготавливается 10–12 циферблатов.
Наконец, последняя техника сочетает в себе гравировку и нанесение эмали. Ее главный эффект состоит в том, что эмаль кладется на гравированную поверхность, и чем тоньше эмалевый слой, тем явственнее проступает рельеф, создавая таким образом иллюзию объема. При обжиге эмаль плотно заполняет углубления и чуть прикрывает выступающий рельеф. Стекловидная масса может быть бесцветной или, наоборот, цветной, но всегда прозрачной. Объемность гравированного изображения прекрасно подчеркивается эмалевыми бликами, игрой света и тени. На создание одного такого циферблата требуются 54 процесса, 12 процедур горячей сушки и до 80 часов кропотливой ручной работы.
Минутный репетир с хронографом Chicago была произведен на мануфактуре Ulysse Nardin в 1893 году специально для промышленной выставки в Чикаго.
Мануфактура в Ле-Локле
В Ле-Локле находится головной офис Ulysse Nardin, производство и сборка сверхсложных часов, а также музей, расположенный в мансарде. Его помещение небольшое, но среди экспонатов встречаются весьма уникальные предметы. Самым выдающимся из них считается карманный минутный репетир с хронографом, разработанный для выставки в Чикаго в 1893 году. Также тут хранятся палубные морские хронометры, создавшие славу бренду в XIX веке. Множество карманных и наручных моделей – хронографы, вечные календари, репетиры. Конечно же, собрано выдающееся трио – знаменитая «Трилогия времени», разработанная профессором Людвигом Окслином и состоящая из трех моделей: Astrolabium, Planetarium и Tellurium.
Отдельное место занимают St. Basil Cloisonne – часы «Собор Василия Блаженного на Красной площади», специально выпущенные еще 10 лет назад в честь двойного юбилея: 160-летия Ulysse Nardin и 200-летия музеев Московского Кремля. Они представлены в особой коробке-яйце, чей дизайн разработан на мануфактуре, а воплощен русскими художниками из Санкт-Петербурга.
Впрочем, Ulysse Nardin предстоит проделать большую работу по систематизации своей музейной коллекции: сфотографировать все модели, выпустить каталоги и, возможно, в обозримом будущем найти для нее более просторное помещение, чтобы сделать музей публичным. Марка, внесшая столь существенный вклад в часовое искусство, просто обязана рассказать о своих достижениях и истории широкой публике.
Новая жизнь в группе
Два года назад Ulysse Nardin стала частью французского холдинга Kering, активно наращивающего в последнее время свой люкcовый портфель (сейчас ему принадлежат такие бренды, как Gucci, Saint Laurent Paris, Bottega Veneta, Balenciaga, Brioni, а также Boucheron, Girard-Perregaux и JeanRichard). Сумма сделки тогда не разглашалась, но, по оценкам газеты The Financial Times, годовой доход часового производителя Ulysse Nardin на период продажи в 2014 году составлял около 315 млн франков, в то время как остальные марки, входящие в Kering, включая часовой департамент Gucci, зарабатывали 375 млн.
Сегодня Ulysse Nardin по-прежнему занимает довольно скромное место в структуре группы – в финансовых отчетах холдинга часовые производители даже не выделены отдельно, а отнесены в категорию «Другие премиальные бренды». Между тем марка сохранила свою автономность и в то же время получила ресурсы огромного конгломерата. А это означает стабильность и дальнейшее активное развитие, что косвенно подтвердили на выставке в Базеле часы Grand Deck, ставшие самой необычной моделью Ulysse Nardin за долгие годы.
Комментарии (1)
Ринат 08.08.2020 14:40
Выгорел циферблат!!!!)
Оставить комментарий