18+

Эрмитаж и Montblanc

02.07.2013

А.А. Кузин и М.Б. Пиотровский (10)

27 июня 2013 года генеральный директор Государственного Эрмитажа Михаил Пиотровский и директор Монблан Россия Антон Кузин подписали протокол о намерениях «Об условиях подготовки и реализации программы сотрудничества по сохранению культурного наследия и развитию Государственного Эрмитажа на 2013–2015 годы».

На протяжении многих лет Дом Montblanc принимает участие в различных культурных проектах по всему миру, выступая покровителем искусств и активно воплощая в жизнь проекты, призванные сохранять и развивать культурное наследие.

Владея экспертизой и многолетним опытом разработки и создания уникальных часов, Montblanc будет помогать Эрмитажу в развитии лаборатории научной реставрации часов и музыкальных механизмов, включая  финансирование реставрации отдельных экспонатов. Обладая базой накопленных десятилетиями знаний, Montblanc сможет не только познакомить сотрудников реставрационной лаборатории с более чем вековыми традициями работы собственной часовой мануфактуры, но  и,  имея в наличии большой запас деталей для производства часов,  сможет предложить музею поставку элементов и материалов, необходимых для реставрации часовых механизмов. Также Montblanc готов предоставить лаборатории Эрмитажа специальные инструменты и оборудование. Таким образом, благодаря поддержке Montblanc у посетителей Эрмитажа появится возможность познакомиться с ранее не выставляемыми экспонатами в их почти первозданном виде.  

Кроме того, являясь давним сподвижником современного искусства, Montblanc планирует осуществлять поддержку программ, связанных с представлением современного искусства в Государственном Эрмитаже, тем самым давая возможность широкому кругу ценителей познакомиться ближе с молодыми авторами и их новыми работами.

Государственный Эрмитаж и Montblanc выразили намерение осуществлять сотрудничество и в других направлениях, связанных с хранением, реставрацией, изучением и представлением Государственным Эрмитажем предметов прикладного искусства.

Первым проектом, с которого начинается сотрудничество Montblanc и всемирно известного музея, станет реставрация одного из экспонатов Эрмитажа – «Чесменской чернильницы». История развития Montblanc неразрывно связана с письменными принадлежностями, и неслучайно именно «Чесменская чернильница» была выбрана как объект для реставрации – это уникальный набор для письма эпохи Екатерины II, сочетающий в себе произведение ювелирного искусства и утилитарный исторический предмет.

Чесменская чернильница

«Чесменская чернильница» – чернильный прибор с часами золоченой бронзы с живописью на эмали в 1775 году, был заказан Екатериной II в Париже ювелиру и эмальеру Augustin Barnabée De Mailly (1723 – после 1793). 

Прибор предназначался для Капитула первого в России воинского ордена Святого Георгия основанного в 1769 году, во главе которого стояла сама Екатерина Великая - его гроссмейстер. Екатерина предполагала поместить чернильницу в зале для торжественных собраний георгиевских кавалеров в Чесменском дворце.

Соответственно назначению чернильницы De Mailly придал ей облик монументального ансамбля. Декор отражает события турецкой войны 1768-1774 годов и прославляет победы и могущество России.

Расположение предметов, необходимых для прямого назначения прибора: бронзовый треножник на трех орлах, украшенных георгиевскими крестами и лентой, который служит чернильницей, мортиры  на переднем плане служат песочницей и перочиницей, а поставленные вертикально пушки на заднем плане являются подсвечниками. Между мортирами видны трофеи покрытые ковром, служащим крышкой вделанному в толщу нижней плоскости прибора несессеру.

На ковре миниатюра, изображающая сожжение турецкого флота при Чесме, и гравированная надпись по-французски: «L'embrasement de la flotte turque par celle de Sa Majesté impriale» (Сожжение турецкого флота флотом Ее Императорского Величества). На внутренней стороне крышки надпись по-латыни: CATHARINAE II RUSSORUM IMPERAT. AUG. HOSTIBUS DEBELLATIS PUBLICАЕ FELICITATI RESTITUTAE ANNO DOMINIMDCCLXXIIIII OFFER. BARNAB. AUGUSTIN DEMAILLI PARIS (Екатерине II, августейшей русской императрице, после победы над врагами и восстановления общественного благополучия посвятил в год Господень 1775 Барнабэ  Огюстен Демайи. Париж).

В центральной части композиции на круглом постаменте расположены часы-ротатор в виде глобуса, перерезанного двумя белыми вращающимися эмалевыми полосками с римскими и арабскими цифрами, служащими подвижным циферблатом. Верх часов украшен различными трофеями и воинскими атрибутами.

«Чесменская чернильница» в качестве одного из лучших памятников французского прикладного искусства второй половины XVIII века в эрмитажном собрании включена в состав постоянной экспозиции музея.

Фото по теме

Оставить комментарий

03d842f0f47bdfa01401555b4f9f5a0441f925b0



 
22.01.2021
Otkr
Художества на запястьях
Пожалуй, абсолютно все часовые бренды уверены: делая часы, они творят высокое искусство. чтобы убедиться в этом, надо хотя бы...
18.01.2021
Shutterstock_1718886205_for_web
Люкс спешит на помощь
2020 год стал не только годом карантина и закрытых границ, но и удивительным временем объединения против общей опасности...
01.12.2020
4
Русские часы из Альценау
Александр Шорохов переехал в Германию в начале 1990-х и через 10 лет основал в городке Альценау, неподалеку от Франкфурта,...