«Фарерские острова ближе, чем ты думаешь!»
09.11.2015
30 октября в доме Ирины Архиповой в рамках I арт-фестиваля «Фарерские острова ближе, чем ты думаешь» прошел удивительный концерт пианиста и композитора Кристина Блака. Вместе со скрипачкой Ангеликой Нильсен, гитаристом Хейином Зиской Давидсеном, контрабасистом Торлайком Мортинсеном, барабанщиком Пером И. Хойгордом Петерсоном и саксофонистом Виллу Вески, он привез в Москву музыку, написанную, кажется, не человеком, а самой природой.
Музыка Фарерских островов – это музыка, к которой нужно привыкнуть, но прочувствовав ее, поняв и услышав красоту диссонансов, ее уже невозможно разлюбить. Тебе хочется слушать все больше и больше, погружаясь в ее глубину и многогранность.
Весь концерт прошел в домашнем формате – небольшой уютный зал, отделанный в темно-бордовых тонах, знающие чего ждать от вечера люди, улыбающиеся друг другу, сам Кристиан Блак, оказавшийся очень дружелюбным и простым в общении человеком, к тому же обладающий отменным чувством юмора. Он любовно представлял каждую композицию, прежде чем ее сыграть, и рассказывая о том, что его вдохновляло, когда он писал ее, об эмоциях и чувствах, которые он испытывал при ее создании.
Почти всю музыку, которую мы услышали в первом отделении, Блак написал на маленьком острове Дюпон, где живет всего восемь человек. Она посвящена камням и деревьям, туману и ветру, небу и дождю. И действительно, окунаясь в красоту звуков, ты будто переносишься в совершенно иной мир и видишь тот безграничный простор и воздух, синюю-синюю воду, загадочные леса и каменные плато – немного таинственные и местами даже мистические места.
Синкопированные ритмы, сложные изломанные мелодические рисунки, хроматизмы, триоли и секстоли, причудливо переплетающиеся вместе и в то же время существующие как бы по отдельности, диссонансы, нисходящие и взлетающие вверх пассажи: все это создает тот удивительный мир, который поначалу сбивает с ног своей непохожестью на все то, к чему мы привыкли, и который потом либо влюбляет в себя, либо отталкивает. А в самую структуру этой природной музыки вкрадываются кельтские мотивы, джаз всех мастей, фьюжн, пост-рок, скандинавский фолк и этника.
Во втором отделении концерта прозвучали композиции более «интернациональные», как сказал сам Кристиан, написанные в Лапландии, Гренландии, Аризоне. Начали звучать более привычные уху европейские вкрапления, но когда ты уже почти привык к этому, вдруг ворвалось низкое, почти шаманское, горловое пение Блака, разрушая все музыкальные стереотипы и установившийся было штиль. Вся его музыка такая – она удивляет и шокирует, она полна сюрпризов и неожиданных эффектов. Такой же стала композиция «Вороний конгресс», оставляющая тревожное послевкусие, созданное тяжелыми запилами и виртуозными рифами на гитаре, пронзительной, почти кричащей скрипкой, дрожащими на высоких нотах фортепианными трелями, холодно-приглушенными ударными и угрожающе-мягким контрабасом с переливами плачущего саксофона. Совершенно незабываемая музыка, имитирующая воронье собрание и вызывающая самые мрачные ассоциации.
Кристиан Блак не разделяет свою музыку на короткие композиции. Он играет ее блоками по пять-шесть и, заканчивая одну, тут же начинает другую, создавая ощущение тянущейся бесконечности и непрекращаемости. Как ни странно, от этого не только не устаешь, но и чувствуешь еще большую потребность в продолжении. Это как с природой – ее никогда не бывает много, так же и с действительно хорошей музыкой – ею невозможно пресытиться.
Организаторы фестиваля «Фарерские острова ближе, чем ты думаешь» обещают, что он станет постоянным и будет проводиться каждый год. Что ж, остается только надеяться, что это окажется правдой и фестиваль превратиться в приятную традицию осенней жизни.
Оставить комментарий