Футуристическая трагедия
02.04.2018
В «Гоголь-центре» завершился проект «Звезда», посвященный пяти ключевым поэтическим фигурам Серебряного века. Теперь к спектаклям «Пастернак. Сестра моя – жизнь», «Мандельштам. Век-волкодав» и выдвинутым в этом году на «Золотую Маску» «Ахматова. Поэма без героя» и «Кузмин. Форель разбивает лед» добавилось новое творение режиссера Филиппа Григорьяна – «Маяковский. Трагедия». Эпатажная футуристическая пьеса в духе театра абсурда идеально вписалась в стилевую манеру режиссера с его пристрастием к китчу и постмодернистской игре.
Спектакль посвящен не трагедии самого поэта, точку в которой поставил «товарищ Маузер» в доме на Лубянке, а малоизвестной, «освистанной до дырок» пьесе раннего Маяковского, где он вывел себя в качестве главного героя. «Трагедия» с ее зубодробительным текстом, для толкования которого Григорьян специально пригласил искусствоведа и драматурга Илью Кухаренко, вопиюще не сценична. В 1913 году ее поставили в Петербурге, пьеса прошла всего два раза, вызвала шквал негативных отзывов и больше на подмостках не появлялась: «Во время обоих действий публика неистово свистала, шумела, кричала… Когда Маяковский взял в руки чемодан и собрался уходить, раздался оглушительный вопль: “Держи его. Отдайте деньги. Мошенники”. В ответ на все эти крики со сцены несколько раз довольно внятно отвечали: “Сами дураки”».
В «Трагедии» есть все, что раздражало добропорядочную публику в творениях футуристов: абсурдные нагромождения уродливых, но экспрессивных образов, странные метафоры (какой-нибудь «громадный, жирный поцелуй», лежащий на диване), оскорбительные реплики, плакатность, жестокость. Если в том же 1913 году Маяковский пишет о том, что «любит смотреть, как умирают дети», то в «Трагедии» интересуется, здесь ли «хотят сжечь матерей». Впрочем, излюбленный Маяковским, да и всей русской литературой архетип умирающего дитяти, ребенка-страдальца тоже в спектакле использован и эффектно визуализирован. «Маяковский. Трагедия» начинается с того, что мальчик в костюме вечно умирающего Кенни из «Южного парка» приходит к отцу-архитектору (Максим Виторган) на стройку (отсылка к бесконечной московской реновации) и проваливается в открытый люк. Появляются взрослые – коммунальные службы, журналисты, МЧС – и начинают объяснять, «что такое хорошо и что такое плохо».
Даже если «Трагедию» читать с выражением, она длится всего 25 минут, так что режиссер придумал повторить текст три раза. Сначала его читает актер Никита Кукушкин, а на экране над сценой на его лицо с помощью анимации накладываются разные маски, потом текст оказывается представленным в пластическом этюде (хореограф – Анна Абалихина) – острые графичные тени движутся на фоне площади Маяковского с качелями. А в финале уже традиционно разыгрывается по ролям – и тут надо отдать должное художнику Гале Солодовниковой, сумевшей воплотить на сцене и Старика с черными сухими кошками, похожего на Хоттабыча, и Человека без глаза и ноги (что-то из фильмов Ромеро и Родригеса), и Человека без головы, и Человека с растянутым лицом (Буратино в майке с логотипом McDonald’s и окровавленными руками в кандалах), и Женщин со слезинкой, слезой и слезищей. В этом параде мертвецов найдется место и для блестящего поп-идола в белоснежном костюме, который, вместо того чтобы повеситься, поет, раскачиваясь на веревке над сценой (Евгений Сангаджиев), и для визжащего беременного трупа, размахивающего окровавленными кишками.
Попытка театрализовать несценическую пьесу с помощью современных технических средств вполне удалась. Мультимедийность и спецэффекты спектаклю к лицу – смотрится он как аттракцион и заскучать не даст никому. Зрители выходят ошарашенные, так что Маяковский был бы доволен.
Что?
«Маяковский. Трагедия»
Где?
«Гоголь-центр»
Кто?
Режиссер, художник-постановщик: Филипп Григорьян
Хореограф: Анна Абалихина
Художник по костюмам:
Галя Солодовникова
Саунд-дизайн: Филипп Карецос, Валерий Машков
В ролях: Максим Виторган, Никита Кукушкин, Евгений Сангаджиев, Ирина Выборнова, Ольга Добрина, Игорь Бычков
Когда?
14–15. 04
Оставить комментарий