Главный человек в Tissot
31.03.2011
Франсуа Тьебо – личность неординарная. Благодаря его свежим маркетинговым стратегиям удалось реанимировать бренд Breitling, основательно потрепанный кварцевым кризисом. С Tissot в составе Swatch Group Франсуа Тьебо начал работать еще в 1996 году. Сегодня он занимает пост председателя совета директоров Swatch Group, является президентом Швейцарского комитета по организации выставок, членом консультационного комитета BaselWorld и вице-президентом Ассоциации поставщиков часовой продукции на швейцарском рынке.
И по-прежнему курирует Tissot, о чем и рассказал читателям WATCH.
Вы по происхождению француз, но почти 40 лет живете в Швейцарии. Насколько вам изначально оказалась близка часовая отрасль?
Я родился и вырос, конечно, во Франции, но это регион Юра, который также считается часовым центром со столицей в Безансоне. Поэтому с детства вращался в этой среде. И когда передо мной встал выбор – чем заниматься в жизни, твердо знал, что моя работа будет связана со временем. После получения бизнес-образования в ICG PARIS начал карьеру на позиции менеджера, ответственного за экспорт продукции компании Rectus-Hora – французского производителя часов Roskopf, где координировал продажи на территории Ближнего Востока и Африки. Кварцевый кризис конца 1970-х – начала 1980-х заставил меня переехать в Швейцарию. Больше альтернативы не было: либо переучиваться и уходить из часового бизнеса, либо ехать в его центр и продолжать работу. Так я закрепился в отрасли, в которой тружусь по сей день.
Ваша работа помогла возродить несколько брендов – Breitling, Juvenia. Этот опыт пригодился, когда вы перешли в Tissot, или вы действовали по принципиально новым схемам?
Весь мой опыт, включая и тот, что я получил, работая во Франции, помог мне прежде всего разобраться в самой индустрии, понять принципы ее функционирования изнутри. Мне довелось на начальном этапе заниматься недорогими часами, затем в Breitling я уже столкнулся с продукцией более высокой ценовой категории. А в Juvenia работал с женскими моделями, в которых делался упор на дизайн и внешнюю красоту. В Tissot же, где штат составляет 200 человек, мне удалось создать прекрасный оркестр, играющий замечательную музыку, – если позволительно так сказать.
В Swatch Group марка Tissot играет особую роль: так, одними из первых мы пошли по пути совмещения цифровых и аналоговых часовУже работая в Swatch Group, вы курировали новые рынки, например Бразилию, Индию, Скандинавские страны. Насколько сильно приходилось менять общую концепцию позиционирования бренда? Как на этом фоне выглядела Россия, когда вы пришли на этот рынок? И как он менялся со временем?
Российский рынок, разумеется, поменялся довольно сильно – русские очень быстро учатся. Ведь до недавнего времени его вообще не существовало. Опять же появление и развитие новых средств связи, Интернета дает полный доступ к практически любой информации. Не стоит забывать и о давних исторических связях между Россией и Европой и то, что русские всегда имели страсть к прекрасному. Что касается позиционирования марки на вашем рынке, то, безусловно, еще есть над чем работать и что изучать: психология, скажем, столичных жителей отличается от психологии представителей любого другого российского города. Но в целом марка Tissot имеет четкую программу представления бренда на любом иностранном рынке, и затем на нее накладываются некоторые национальные особенности. Изучая схемы продажи нашей продукции в вашей стране, мы уже можем скорректировать и адаптировать многие моменты, учитывающие вкусы и покупательную способность клиентов.
Tissot – бренд с богатой историей. И он был одним из инициаторов создания Швейцарского общества часовой индустрии – Société Suisse pour l'Industrie Horlogère (SSIH), что послужило основой для Swatch Group. На ваш взгляд, мог бы Tissot существовать в XXI веке в одиночку?
Да, считаю, это вполне возможно. Такие марки, как Tissot, Longines, Omega или Breguet, – вполне самостоятельные предприятия, имеют собственные производственные мощности и, что очень важно, мировую известность. Я бы иначе поставил вопрос: какие преимущества у Tissot от пребывания в Swatch Group? Их два: производственное и дистрибутивное. Находясь в составе Группы, мы имеем доступ ко всем ее технологиям. А во-вторых, получаем в распоряжение сеть дистрибуции, которая раскинулась по всему миру.
Как удалось марке пережить нелегкие 2008–2009 годы? Какие уроки вы вынесли из кризиса?
Этот кризис – один из самых крупных и серьезных за последнее время. Он затронул всех без исключения. Однако на Swatch Group кризис отразился в меньшей степени – за это время компания не уволила ни одного сотрудника. Как этого удалось добиться? Основатель Swatch Group Николас Хайек создал такую модель управления, которая позволяет выдерживать бури и натиски любых кризисов. В основе Группы лежит самая востребованная и самая популярная марка часов – Swatch. Именно она обеспечивает существование нашему, самому крупному в мире, производителю часов и деталей. На следующей ступени находятся другие бренды, уже иной часовой категории, и так вплоть до самых престижных (Omega, Breguet, Blancpain). Эта так называемая пирамида Хайека действительно уникальна. Никакой другой часовой концерн не имеет столь же крепкой основы, как Swatch, а потому все они менее устойчивы. Цифры швейцарского экспорта в 2009 году по сравнению с 2008-м выявили снижение на 23,3 процента. Наша Группа потеряла всего 5 процентов. И это притом что Tissot и Longines, например, продемонстрировали даже некоторый рост продаж. Теперь же, когда тяжелые времена миновали, мы показываем более динамичное и стабильное наращивание оборота.
Нет ли в планах компании желания перепозиционировать марку Tissot и увести ее в более премиальный, скажем, сегмент?
Нет, никогда не было таких мыслей. Потому как мы твердо занимаем свое место в пирамиде Swatch Group. Как только выйдем из своих рамок – начнем конкурировать с собственными брендами, входящими в Группу, а это не нужно ни нам, ни им. Не следует забывать и богатейшую историю марки – это настоящие швейцарские часы. Люди, покупая Tissot, покупают и часть этого наследия. Один из наших лозунгов – «Золото по цене серебра», и мы гордимся таким подходом.
Оставить комментарий