Индия: драгоценности, покорившие мир
11.04.2014
C 12 апреля по 27 июля в Музеях Московского Кремля пройдет уникальная выставка «Индия: драгоценности, покорившие мир». Впервые на выставке в России будут собраны воедино и представлены во всем великолепии около трехсот произведений ювелирного искусства, выполненных лучшими индийскими и европейскими мастерами и находящихся ныне во многих музейных и частных собраниях Европы, Азии и Америки.
Стиль Великих Моголов
Многообразие и уникальность ювелирных традиций Индии продемонстрируют прекрасные творения мастеров XVI-ХХ столетий. Наиболее яркий след в истории ювелирного искусства оставил изысканный и утонченный стиль, сложившийся в империи Великих Моголов. Изумительные драгоценности XVI-XVII вв. – периода расцвета империи – уже достаточно хорошо известны широкой аудитории. Ряд уникальных произведений этого времени займет важное место на выставке в Кремле. Однако в центре внимания новой экспозиции – великолепные украшения XIX – начала ХХ вв. – времени показного блеска и невероятной роскоши, когда после распада могущественной империи в Индии около шестисот княжеских домов соперничали друг с другом в демонстрации богатств. Эти грандиозные драгоценности являются лучшим свидетельством высочайшего мастерства индийских ювелиров и виртуозного развития ими наследия великой эпохи. При этом всеобщая ориентация на блистательный двор Моголов как образец для подражания привела к однородности ювелирного стиля в различных княжеских дворах Индии.
В XIX веке самым обширным и влиятельным государством стало княжество Хайдарабад в Декане. Его особое положение в центре субконтинента способствовало освоению местными ювелирами лучших ювелирных традиций как Севера, так и Юга. Их произведения, следующие канонам могольского стиля, поражают великолепным подбором камней, оригинальными формами и утонченной эстетикой.
История взаимного влияния Европы и Индии в области ювелирного искусства – еще одна важнейшая тема новой экспозиции. В 1858 г. Великобритания приняла на себя верховное управление страной, а в 1877 г. королева Виктория была провозглашена императрицей Индии. Следствием этого стал значительный рост числа европейцев, отправлявшихся трудится в этой далекой стране, среди них были и ювелиры. Работая в мастерских многочисленных махараджей, они способствовали постепенному проникновению в индийское ювелирное искусство европейских способов закрепки камней, новых драгоценных материалов и художественных приемов. В Европе, и в первую очередь в Англии, привозимые индийские произведения тоже вызывали неизменный интерес, что повлекло за собой появление первых западных украшений с экзотическими мотивами.
Начиная с 1880-х гг., индийские принцы сами стали подолгу жить в Лондоне и Париже или путешествовать по Старому Свету, перенимая европейские вкусы. Колоритность и самобытность этих людей, и особенно их невероятные финансовые возможности, в конце XIX – первой половине ХХ вв. дали миру яркое представление о том, на что походила жизнь при дворе Великих Моголов.
Выставочный зал Успенской звонницы
Одностолпная палата Патриаршего дворца Московского Кремля
12 апреля – 27 июля 2014
Махараджи как законодатели моды
С начала 1900-х гг. индийская тема прочно завладела вниманием французских ювелиров. Законодателем моды в этом новом направлении стал ювелирный дом Cartier. Вслед за ним длительные и плодотворные контакты с представителями индийской элиты установили и другие ведущие фирмы, в том числе Chaumet, Mauboussin, Van Cleef & Arpels. Их сотрудничество было очень многоплановым, и это наглядно отразят прекрасные экспонаты выставки. Почувствовав вкус к произведениям в европейском стиле, махараджи стали приобретать их для себя. В то же время они заказывали французским ювелирам и традиционные индийские украшения, в которых неизменно находили отражение европейские технологии и модные тенденции. Чуть позднее последовали крупные заказы на обновление наследственных драгоценностей индийских княжеских домов. Стремясь угодить взыскательным клиентам, ювелиры творчески интерпретировали характерные индийские мотивы, сочетая их с последними веяниями европейской моды. Особое впечатление на французских ювелиров произвели великолепные старинные резные самоцветы, вдохновив мастеров на создание целого ряда новых подлинных шедевров.
В Европе 1920-1930-е гг. стали временем всеобщего увлечения индийскими драгоценными резными камнями, эмалями и жемчугом. Ювелирные дома создавали одни произведения буквально в «индийском» стиле, другие — в европейской стилистике, с использованием роскошных или просто характерных индийских камней. Благодаря непосредственным контактам с махараджами и их крупным заказам, а также творческому обмену идеями высокое ювелирное искусство Франции и великие традиции индийских украшений оказались тесно переплетены. В течение ХХ в. европейские ювелиры неоднократно возвращались к индийской теме, создавая каждый раз новые ее интерпретации.
Современные ювелиры Индии
Однако в Индии, несмотря на огромное влияние могольского стиля или проникновение европейских идей, всегда продолжали существовать и другие великие ювелирные традиции. Ярким образцом одной из них являются чрезвычайно эффектные драгоценности Южной Индии, которые никогда ранее не демонстрировались в России и составят особый раздел выставки. Декор и формы ювелирных изделий этого региона уникальны. Подобно жестам, позам и фигурам танца, передающим сложный сюжет, изделия южноиндийских мастеров наполнены символическим смыслом. Чрезвычайно выразительные экспонаты выставки отразят основные художественные предпочтения и технологические приемы местных ювелиров, представив как удивительные произведения из чистого золота с виртуозными чеканными композициями в высоком рельефе, так и украшения, сплошь усыпанные драгоценными камнями, среди которых всегда преобладали рубины.
Ярким свидетельством длительного взаимодействия культур, переплетения и творческого развития разных традиций станет выразительный комплекс авторских работ двух выдающихся современных индийских ювелиров – Мунну Касливаля и Вирена Багата. В их произведениях слились воедино мастерское владение сложнейшими ювелирными техниками и блистательный дизайн. Организаторы выставки глубоко сожалеют о внезапной кончине в 2012 г. Мунну Касливаля и посвящают этот проект его памяти.
Роскошные украшения, представленные в экспозиции, будут сопровождаться эскизами, а также живописными миниатюрами и фотографиями, запечатлевшими индийских правителей различных исторических эпох во всем великолепии.
В двух выставочных залах Музеев Московского Кремля будут представлены произведения из Музея Виктории и Альберта, Британского музея и Национальной портретной галереи (Лондон), Музея Барбье-Мюллер (Женева), собрания Аль-Сабах (Кувейт), собрания Халили (Лондон), частного музея США, собрания Фарбер (Женева), а также из коллекций и архивов ведущих ювелирных домов и галерей: Cartier, Chaumet, Van Cleef & Arpels, Bhagat, Gem Palace, FD Gallery, Siegelson, Amrapali Jewels и многих частных собраний.
К выставке издан богато иллюстрированный каталог на русском и английском языках, содержащий изображения и подробные описания экспонатов выставки, а также статьи ведущих зарубежных и российских специалистов, посвященные тематике разделов выставки.
Уникальные экспонаты
Среди блистательных экспонатов выставки особого внимания заслуживает целый ряд уникальных произведений. Главным символом власти, показателем статуса и богатства правителей в Индии являлись особые украшение для тюрбана – сарпеши. Они чрезвычайно варьировались по своему внешнему виду, что прекрасно демонстрируют изысканные экспонаты выставки из разных коллекций. Символом власти является роскошный головной убор конца XIX в. из собрания Халили в Лондоне. Он относится к редкому типу тюрбанов-корон высших сановников Непала.
Искусство гравировки и резьбы на поверхности алмазов, рубинов и изумрудов индийские мастера довели до высочайшей степени совершенства. Ярким свидетельством этому станут исключительные по своему значению экспонаты особого раздела выставки, представляющего «пять великих драгоценных камней» – махаратнани. Среди них посетители увидят подлинное сокровище Великих Моголов, – великолепную шпинель, известную как «Рубин Тимура» (собрание Аль-Сабах, Кувейт). Свое название камень с шестью владельческими надписями правителей получил по имени легендарного прародителя двух великих династий, упомянутого в первой из них, датируемой до 1449 года. Посетители увидят также изумительные резные изумруды (собрание Халили, Лондон), к которым могольские императоры питали настоящую страсть, и прекрасные произведения из жемчуга.
Индия оставалась единственным источником алмазов в мире вплоть до XVIII в. С самых древних времен местные камнерезы владели особыми знаниями, необходимыми для того, чтобы мастерски раскалывать алмазы. Подлинным шедевром виртуозной работы индийских ювелиров является уникальное алмазное ожерелье эпохи Великих Моголов (частное собрание). Каждая из пяти подвесок XVII в., составляющих ожерелье, представляет собой плоский алмаз, полученный путем расщепления природных камней неправильной формы. В Европе такие камни использовали как драгоценную оправу для миниатюрных портретов, в связи с чем за ними закрепилось название "портретные" алмазы. Вес центрального камня в ожерелье приблизительно равен 28 каратам и это – самый крупный из известных до настоящего времени подобных алмазов.
Украшенная изумительными эмалями золотая хукка (колба кальяна) – уникальное произведение, созданное в придворных мастерских раджпутских правителей Удайпура в XVIII в. (собрание Халили, Лондон). Ритуал курения кальяна, установившийся в придворном церемониале этого княжества со столицей в Меваре, был чрезвычайно значим. Кальян является непременным атрибутом местных правителей в живописи этого региона с первой половины XVIII в.
Павлин – символ радости, красоты и гордости
Роскошные экспонаты выставки представят и другие ювелирные традиции Индии. Так южноиндийские украшения способны поразить воображение эффектным внешним видом и высочайшим мастерством исполнения. Наиболее загадочны крупные золотые серьги XIX-XX вв. в виде абстрактных геометрических форм (Музей Барбье-Мюллер, Женева). Удивительно напоминая современные украшения, они создаются в Индии на протяжении уже нескольких столетий. Редкая группа культовых подвесок продемонстрирует высочайшее мастерство южноиндийских камнерезов. Подлинным шедевром является небольшое храмовое украшение XVIII в. (высотой всего 10 см) с фигурой богини Лакшми, изображенной объемно в грациозной позе (Частный музей, США). На ее лице, выполненном из рубина, великолепно переданы черты и мягкая улыбка, от образа богини исходит ощущение абсолютного покоя. Также искусно обозначены складки ткани на рубинах одеяния богини.
В Индии грациозный павлин является символом радости, красоты и гордости. Именно этот образ одним из первых начал использоваться европейскими ювелирами в украшениях, напоминавших об экзотической стране. Несомненной удачей для посетителей выставки станет возможность увидеть одно из ранних произведений с таким мотивом, созданное фирмой Chaumet около 1867 г. – изысканную корсажную брошь в виде пера павлина (собрание Фарбер, Женева). Другой пример европейской интерпретации этого образа – великолепная брошь-эгрет в виде изящной птицы с эффектным подвижно закрепленным хвостом, созданная фирмой Mellerio в 1905 г. (Частное собрание). Она была приобретена махараджей Капуртхалы и позднее преподнесена Аните Дельгадо, махарани Прем Каур.
В конце XIX – начале ХХ в. ведущие европейские ювелирные дома получили доступ к старинным резным изумрудам. Интерес к индийским самоцветам привел к появлению у Cartier целого ряда великолепных драгоценностей с такими камнями, которые снискали особую славу в Европе. Некоторые из них будут представлены на выставке (собрание Cartier, Британский музей, Лондон и др.). Не меньшую популярность приобрели и яркие произведения в стиле tutti frutti, родоначальником которого также выступила фирма Cartier.
Квинтэссенцией стиля ар деко, сочетавшего смелые геометрические формы и экзотические мотивы, можно назвать выразительное колье с резными индийскими рубинами (собрание Siegelson). Оно было создано ювелирным домом Van Cleef & Arpels в 1929 г. и будет представлено на выставке.
Эффектным напоминанием о подлинной роскоши ушедшей «эпохи махараджей» служит драгоценное колье в индийском стиле с рифлеными изумрудами и бриллиантами, выполненное в 1971 г. домом Van Cleef & Arpels по заказу принцессы Салимы, супруги Карима Ага-хана IV, представителя княжеского рода Бароды (собрание Van Cleef & Arpels).
Великолепные произведения XXI века представят новую страницу легендарной ювелирной истории Индии. Прекрасное знание традиций, творчески преобразованное в современные произведения, со всей очевидностью проявляется в авторском стиле Мунну Касливаля. Одно из ярких подтверждений этому – великолепное ожерелье из золота с плоскими алмазами огранки «роза» (1999 г.). Старинные традиции возрождает и изысканный флакон (2007 г.), который украшают более 900 тщательно подобранных по размеру, специально ограненных и отполированных рубинов (собрание Gem Palace, Джайпур).
Настоящий восторг вызывают и произведения, создаваемые Виреном Багатом. Проекты мастера редко рассчитаны на имеющийся материал. Так, например, потребовалось целых десять лет, чтобы собрать идеальные шпинели для создания великолепного колье-чокера (2012 г.). Еще один шедевр, сочетающий виртуозную работу с драгоценными камнями и обращение к традиционным индийским природным формам, – изумительная сапфировая брошь в виде цветка мака (2012 г.). А изысканная брошь в виде стилизованного пера, созданная Виреном Багатом по образцу старинных украшений для тюрбана – калги (2013 г.), вновь возвратит посетителей выставки во времена просвещенного правления императора Шах-Джахана (1628–1658) (собрание Bhagat, Мумбаи).
Оставить комментарий