История, рассказанная в броши
30.05.2018
Как современным мужчинам без лишних вопросов позволено носить только часы, пусть и очень роскошные, так и женщинам в СССР, особенно тем, что находились на руководящей работе, из всего многообразия украшений оставили только броши – прикрепленные на лацкан пиджака, они, видимо, походили на социалистический орден и потому не могли быть заподозрены в буржуазности. Не случайно броши так любила министр культуры Екатерина Фурцева, своего рода законодательница мод в высших партийных кругах. Советские броши, конечно, нельзя назвать выдающимися творениями ювелирного искусства, но они не были лишены очарования, а главное – в этих украшениях, как ни в каких других, зашифрована история страны. Впрочем, брошь вообще умеет и любит говорить. Что и продемонстрировала нам выставка «Брошь ХХ века. Мир русской ювелирной миниатюры» во Всероссийском музее декоративно-прикладного искусства (ВМДПНИ).
Брошь, не подверженная репрессиям даже в Советском Союзе с его очень специфическими представлениями о прекрасном, – на самом деле одно из самых древних украшений, придуманных человеком. Первые находки датируются бронзовым веком, правда, тогда броши использовались исключительно для комфорта и удобства. Речи об украшательстве изначально не шло – только функциональность. Брошами скрепляли между собой куски ткани.
Все мы помним фильмы про древних греков и римлян, в которых они щеголяют в белоснежных хитонах и тогах, соединенных на плечах фибулами. Их устройство и способ крепления немного отличались от современной броши. Чаще всего это было круглое или овальное изделие с двумя отверстиями и толстой булавкой или иглой. Поначалу это были самые простые застежки, но со временем их стали украшать драгоценными и полудрагоценными камнями, а для изготовления основы использовались все более дорогие материалы. И вот фибула – это уже красивое украшение, которым не стыдно украсить любимый наряд и похвастаться перед всем светом своим достатком, ведь чем богаче украшена брошь, тем больше у ее хозяина денег и, соответственно, власти.
Чуть позже, в Средневековье, появился аграф – еще один прародитель броши. Конструкцией он напоминает пряжку от ремня. В отличие от фибулы его сразу же стали делать как украшение. Аграфы инкрустировали камнями и украшали сложными росписями – сценами духовно-религиозного содержания, гербами, девизами и анималистическими сюжетами.
В эпоху Ренессанса появились пуговицы, шнуровка и удобные застежки, и надобность в фибулах и аграфах пропала. И кто знает, может быть, броши так и канули бы в Лету, удивляя только историков и археологов, если бы не Франция – капризная законодательница мод с отменным вкусом.
Читайте мои броши
По легенде, красивой и романтичной, броши вернула к жизни Мари де Рабютен-Шанталь, более известная как маркиза де Севинье, – писательница и автор «Писем», самого знаменитого эпистолярия в истории французской литературы. Однажды она появилась при дворе с необычным украшением – брошью. Это было своеобразным знаком для ее любовника. Сам аксессуар и его идея произвели настолько сильное впечатление на придворных красавиц, что уже буквально на следующий день на платьях каждой второй сверкало элегантное украшение. Правда это или всего лишь легенда, однако на портретах маркиза де Севинье всегда изображена с брошью.
Интересно, что, став в XVII веке говорящим маячком, брошь не утратила голоса и по сей день. Особое место во французской истории занимает брошь Cartier «Птица в клетке», созданная Жанной Пуссен, ювелирным директором марки, в 1942 году и символизирующая оккупированную фашистами Францию. Когда в 1944-м Париж наконец-то был освобожден, дизайн украшения тоже изменился: на этот раз птица изображалась готовой взлететь, вырваться на свободу.
А политическую историю США невозможно представить без брошей Мадлен Олбрайт, первой женщины в должности госсекретаря: именно с помощью этого, казалось бы, безобидного украшения она выражала свой настрой и отношение к той или иной международной ситуации. Брошь стала неотъемлемой частью ее дипломатического образа. Если госпожа Олбрайт была настроена оптимистично, то прикалывала к наряду брошь в виде бабочки, цветка или воздушного шарика, раздражение она показывала улитками и черепахами, критические ситуации иллюстрировала реалистичным крабом. На каждый случай – своя брошь. Всего в ее коллекции их более 300 штук – и они уже выставлялись в Нью-Йоркском музее искусства и дизайна.
Последний по времени скандал, связанный с «семантикой броши», случился в прошлом декабре в Букингемском дворце, когда принцесса Кентская, супруга принца Майкла Кентского, двоюродного брата королевы Елизаветы II, отправилась на королевскую рождественскую трапезу с винтажной брошкой в виде головы мавра в большом золоченом тюрбане. Общественный гнев и обвинения в неполиткорректности не заставили себя ждать – Ее Высочество заподозрили в показательном демарше против невесты принца Гарри Меган Маркл, у которой папа белокожий, а мама афроамериканка. Принцесса Кентская в итоге извинилась, хотя вряд ли она действительно совершила что-то ужасное – королевская семья владеет огромной коллекцией брошей, и многие из них были созданы задолго до того, как политкорректность стала частью нашего дискурса. Да и в брошке с мавром принцесса уже не раз появлялась на публике. Возможно, это просто одно из ее любимых украшений. Иногда мавр – это просто мавр, если перефразировать знаменитую фразу Фрейда про сигару.
Мир советской миниатюры
В XX веке триумф броши пришелся на 1970-е, тогда ими украшали буквально все: платья, пальто, водолазки, береты, шарфы. И советских женщин уже тогда тоже ничего не сдерживало – СССР вступил в эпоху декоммунизации, и идеологический контроль над частной жизнью существенно ослаб. Сегодня брошь переживает второе рождение, уже несколько лет подряд находясь в статусе самого трендового аксессуара. И ювелиры, и дизайнеры этому только рады.
«В мире женских украшений брошь обладает удивительной магией, – рассказывает Ольга Брюзгина, куратор выставки “Брошь ХХ века. Мир русской ювелирной миниатюры”. – Это очень содержательное по своему эстетическому и философскому настрою художественное изделие. Не только красивый или любимый предмет, который украшает нас, рассказывает о наших вкусах или пристрастиях. Брошь раскрывает нашу личность, служит своеобразной формой невербальной коммуникации между людьми. Радует, утешает, поднимает настроение, позволяет поделиться этим настроением с окружающими или произвести на них особое впечатление. Брошь в этом контексте – идеальное ювелирное украшение. Самодостаточное по идее, композиции, концепции и образному решению. Она наглядна за счет своего размера и статичности. Ее легко рассматривать. Она как маленькая картина, которая принадлежит только своей хозяйке. В этом тоже скрыта особая форма интимного комфорта и привязанности. Поэтому брошь не только творение художника, она – часть мира своего владельца».
На выставке в Музее декоративно-прикладного искусства было представлено около 130 брошей, большая часть из которых созданы в 1920–1940-х годах художниками ювелирных артелей и Научно-исследовательским институтом художественной промышленности. Также среди экспонатов выставлены украшения российских художников-ювелиров 1940–1990-х годов.
«Почти все выставленные броши, – продолжает свой рассказ Ольга Брюзгина, – из собрания нашего музея, и только несколько работ – из частных коллекций. Это было сделано сознательно. Музей основан в 1981 году, и главной задачей его комплектования было создание коллекций современного декоративно-прикладного и народного искусства, то есть творчества современных художников-прикладников как в авторском искусстве, так и на предприятиях народных художественных промыслов. Но изучение современного искусства невозможно без исторических контекстов. Поэтому классическое искусство тоже вошло в музейное собрание. В 1999 году нам была передана коллекция Музея народного искусства (бывший Кустарный музей Московского земства), и наше собрание пополнилось произведениями 1920–1950-х годов, которые создавались художниками для промысловых артелей и экспонировались на международных выставках. Самой ранней брошью в коллекции можно назвать малахитовое украшение 1864 года, а самой современной является брошь 2018 года современного автора, которую нам подарили накануне выставки».
Броши, на которые можно было любоваться на выставке, – не ювелирные украшения в привычном смысле, как мы к этому привыкли. Здесь нет россыпи бриллиантов, драгоценных и полудрагоценных камней, дорогих сплавов и громких модных имен, которые знает любая модница, даже если она не умеет читать. Зато в этих украшениях прявят бал концептуальная фантазия, необычные образы, декоративные традиции и черты, присущие для той или иной ювелирной артели. Каждая брошь несет в себе историю, которая рассказывает, как развивалось российское ювелирное искусство шаг за шагом, год за годом. Это и изящная холмогорская резьба с растительным орнаментом из ягодок, веточек и рокайли, и нежная ростовская финифть, и выразительная кубачинская гравировка серебра, и сказочно-праздничный Палех, и миниатюрные панно Мстеры, и многое-многое другое. Стоит только попасть в необычный зал музея – и броши увлекают тебя в свой миниатюрный и богатый мир, затягивая деталями и образами.
«В ХХ веке брошь прошла динамичный путь от функционального украшения (застежка) до камерного произведения искусства, – делится Ольга Брюзгина. – Брошь – это практически картина мира и общества в миниатюре. Наша выставка требовала от зрителя не только раздумий, но и знания истории отечественного искусства. Это не витрина ювелирного магазина или антикварного салона. Это простая и правдивая история о нашей стране, ее художниках и реальном ювелирном искусстве ХХ века».
Оставить комментарий