18+

Как устроен московский Бродвей

Текст: Марина Шимадина

31.07.2017

_fxb9281

Уходящий сезон в Москве оказался богат на новые мюзиклы: «Золушка» и «Бал вампиров» у компании Stage Entertainment, «Анна Каренина» в Московской оперетте и «Принцесса цирка» в Театре мюзикла. Но и будущий год сулит немало интересных новостей из мира мюзиклов. О том, что было, что будет и как устроен московский Бродвей, рассказывает WATCH.

В московской афише есть множество разнообразных спектаклей, которые зовутся мюзиклами – от детских представлений до мультимедийных постановок с 3D-эффектами. Но по гамбургскому счету настоящие можно перечесть по пальцам одной руки. Потому что мюзиклы в их классическом понимании – это сложная и затратная индустрия, требующая профессионализма во всех областях от вокала до менеджмента, работающая на стационаре и в режиме нон-стоп. Только ежедневный прокат способен окупить затраты на подобные шоу (например, постановка «Призрака оперы» обошлась в 6 млн долларов), и он же обеспечивает высокое качество продукта, где каждая деталь шлифуется изо дня в день. А качество, в свою очередь, гарантирует ежедневные полные залы. Это замкнутый круг. Перестали кидать уголь в печь – ваша домна погасла.

Конечно, в российском климате трудно соблюдать бродвейские правила игры – и экономика, и театральные традиции здесь другие. Но некоторые отечественные компании разработали собственные модели выживания на нашей суровой почве.  

Stage Entertainment

Как это работает

Stage Entertainment – единственная компания на российском рынке, работающая по бродвейской системе ежедневных показов. Это европейский холдинг со штаб-квартирой в Голландии и дочерними компаниями в Германии, Франции, Италии, Испании и у нас в Москве. Он сотрудничает с такими гигантами индустрии, как Disney или фирма Эндрю Ллойда Уэббера Really Useful Group. В портфеле компании права на самые популярные мюзиклы: «Кошки», «Призрак оперы», «Отверженные», «Король лев», «Тарзан» и так далее, которые тасуются между принадлежащими Stage Entertainment театрами. Часто для спектаклей в разных городах используют один и тот же сет декораций, а это важный пункт экономии.

Артисты, конечно, каждый раз набираются новые – мюзиклы, в отличие от оперы, всегда играются на местном языке. Однако сам спектакль должен точь-в-точь соответствовать оригиналу – за этим следит международная постановочная команда. Но иногда московская компания выпускает и собственные постановки, используя только готовую партитуру и либретто: так, режиссер Евгений Писарев сделал новую редакцию «Звуков музыки», а оригинальная российская версия «Русалочки» заработала «Золотую Маску».

Что происходит

За 10 лет своего существования компания успела познакомить москвичей с классикой жанра: «Кошками», «Призраком оперы», «Красавицей и чудовищем», «Чикаго» и т.д. Самым успешным оказался мюзикл «MAMMA MIA!» по песням группы АББА – он продержался на сцене два сезона и был возобновлен спустя несколько лет.  

В сезоне 2016/2017 компания выпустила сразу два амбициозных проекта. В «России» (бывшем кинотеатре на Пушкинской площади), который позиционировался как театр семейного репертуара, поставили «Золушку» Ричарда Роджерса и Оскара Хаммерстайна, удивившую всех нестандартностью трактовки детской сказки. Активная и деятельная Золушка здесь не только устраивала личное счастье, но и боролась за права угнетенных и честные выборы...

А в основном здании МДМ тем временем шел мюзикл «Бал вампиров»: тут, напротив, никто не строил иллюзий относительно мироустройства, где люди испокон веков пьют друг у друга кровь... В мюзикле по одноименному фильму Романа Полански к элементам пародийного триллера добавилась тема соблазна и сексуальности, вампиры здесь выглядели не жутко, а вполне привлекательно, что в сочетании с мощной рок-музыкой Джима Стейнмана и монументальными декорациями венгерского художника Кентауэра обеспечило проекту успех у публики.

Факты

  • Декорации московского «Призрака оперы» после завершения проката отправились прямиком в Париж, где мюзикл должен был торжественно отпраздновать свое 30-летие. Но в театре Mogador, расположенном неподалеку от Гранд-Опера, где, по легенде, обитает таинственный призрак, случился пожар. Почти вся матчасть спектакля была уничтожена, премьеру пришлось отложить, что дало повод для новых толков о мистике театральных подземелий
  • Солист «Бала вампиров» Иван Ожогин – пока единственный русский артист, исполнявший главную роль в зарубежной постановке мюзикла. Целый сезон он играл графа фон Кролока в Берлине на немецком языке и параллельно в Петербурге на русском. Эта партия принесла ему заслуженную «Золотую Маску» и приглашение на главную роль в «Призраке оперы».

Что нового

«Привидение»

Стало известно, что в следующем сезоне Stage Entertainment не будет продлевать договор аренды с «Россией» – в сложных экономических условиях, когда спрос на билеты заметно упал, две площадки оказались компании не по карману. А в основном здании Московского дворца молодежи на Фрунзенской вместо «Вампиров» поселится «Привидение» – мюзикл по знаменитому оскароносному фильму с Патриком Суэйзи, Дэми Мур и Вупи Голдберг. Продюсер российского Stage Entertainment Дмирий Богачев надеется, что сентиментальная история любви, необычные спецэффекты вроде иллюзии присутствия между мирами или левитации, а также мелодичные, чувственные хиты Дэйва Стюарта и Глена Балларда привлекут не только парочки, которым захочется провести романтический вечер. И да, знаменитая песня Unchained Melody там тоже, конечно, будет.

Старт проекта намечен на 7 октября.

Московская оперетта

Как это работает

Другой крупный игрок на рынке мюзиклов – театр «Московская оперетта», возглавляемый продюсером Владимиром Тартаковским. Он вывел собственную, гибридную модель проката. Профильные репертуарные оперетты здесь делят сцену с крупными мюзикловыми проектами, обычно идущими блоками по две недели. Плюс такого варианта в том, что часть расходов (например, на оборудование сцены и зарплаты сотрудникам) театр покрывает из государственного бюджета, да и за аренду площадки платить не приходится.

Начинала «Оперетта» тоже с привозных мюзиклов, в основном французских, которые заметно отличаются от бродвейского мейнстрима и больше тяготеют к эстраде. Они часто представляют собой набор номеров, не связанных музыкальной драматургией, исполняются на стадионах и под оркестровую фонограмму. Но мелодичные «Нотр-Дам де Пари» и «Ромео и Джульетта», написанные в стиле французского шансона, оказались близки русской публике и приобрели у нас не меньше поклонников, чем на родине.

Набравшись опыта в этом жанре, театр перешел к импортозамещению. Его собственные постановки – романтический мюзикл «Монте-Кристо» по роману Дюма и сменивший его «Граф Орлов» – получили прозвище «блокбастеров» за эффектные декорации, громкую симфо-роковую музыку и торжественно-ампирный стиль.

Факт

  • Мюзикл «Монте-Кристо» стал российским рекордсменом-долгожителем – он не сходил со сцены четыре сезона, выдержав более 500 представлений. А через два года, к радости актеров и поклонников, вернулся еще на 25 спектаклей. Правда, это все равно меньше, чем у мюзикла «MAMMA MIA!», который был сыгран в МДМ почти 1000 раз за три года.   
  • Долгое время мюзиклы в Театре оперетты шли под оркестровую фонограмму. Из-за этого эксперты «Золотой Маски» даже отказались выдвигать «Графа Орлова» на главную театральную премию, что стало причиной громкого скандала. Зато в «Анне Карениной» появился живой оркестр, и это сильно украсило спектакль, придав ему живое звучание.

Что нового

«Анна Каренина»

Над новым мюзиклом по роману Толстого работала все та же команда: композитор Роман Игнатьев, либреттист Юлий Ким, режиссер Алина Чевик, художник Вячеслав Окунев и хореограф Ирина Корнеева. Главный козырь постановки – огромные плазменные экраны, заменяющие декорации реалистичными проекциями. Они позволяют мгновенно переносить действие с катка во дворец, из оперы в усадьбу и так далее, а статичные мизансцены, как в эпизоде на ипподроме, дополнять экспрессивной анимацией. Переиграть эти эффектные технологии довольно трудно, но артистам мюзикла это все же удается. Сергей Ли (Вронский), Игорь Балалаев (Каренин) и особенно Екатерина Гусева (Анна) разыгрывают драму страстей очень убедительно, по всем правилам психологического театра, и благодаря им спектакль не превращается в костюмированное шоу. Партитура Романа Игнатьева довольно тяжеловесна и лишена ярких хитов, но что ему удалось, так это тема поезда –   безжалостной машины общества, готовой перемолоть каждого, кто осмелится нарушить его правила.

В следующем сезоне компания продолжит прокат «Анны Карениной», собирающей пока полные залы. А сам Театр оперетты в качестве нового репертуарного спектакля выпустит мюзикл «Любовь и голуби» по одноименному советскому фильму.

Театр мюзикла

Как это работает

Первый и единственный у нас репертуарный театр, где идут исключительно мюзиклы – блоками по две недели. Такую экономическую модель мюзикла можно назвать «безумству храбрых поем мы песню». Это полностью частная организация, существующая на спонсорские деньги и средства от продажи билетов без господдержки и иностранных инвестиций. Правда, управляют им такие тяжеловесы театрального дела, как советник президента Михаил Швыдкой и продюсер Давид Смелянский – это плюс. Но находился театр далеко от центра, в бывшем ДК Горбунова в Филях – это минус.

Репертуарная политика Театра мюзикла тоже поначалу не внушала оптимизма. Михаил Швыдкой, полагаясь на собственный вкус, ставил здесь ретрокомедии и ревю с музыкой советских лет: «Времена не выбирают», «Жизнь прекрасна» и так далее. Нельзя сказать, чтобы они пользовались особой популярностью. Но в последние годы театр стал интересно и смело экспериментировать: то выпустит эксцентричную «Золушку» в стиле Тима Бертона, то сложнейшую рок-оперу Эдуарда Артемьева «Преступление и наказание». А теперь зашел на территорию цирка.

Факт

  • Работа над мюзиклом «Все о Золушке» шла почти год, но за два месяца до премьеры руководство решило сменить режиссера: вместо Дмитрия Астрахана был назначен Олег Глушков, который поменял в спектакле почти все – от пьесы до декораций. Даже музыкальные композиции Раймонда Паулса были переработаны группой СЛОТ. Аврал пошел проекту на пользу, и он получил в итоге «Золотую Маску».
  • В основном цирковые трюки в спектакле «Принцесса цирка», в том числе «смертельный номер» Мистера Х, исполняют профессиональные акробаты. Но некоторые актеры мюзикла тоже освоили цирковую науку: например, Екатерина Новоселова (жизнерадостная Мари Латуш) без дублеров и даже без страховки делает номер с обручем под куполом.

Что нового

«Принцесса цирка»

В этом сезоне театр решил скрестить классическую оперетту Кальмана и стилистику cirque nuvo. Ведь действие крутится вокруг арены, так что несколько акробатических трюков там вполне к месту. За цирковые номера в постановке отвечают представители канадской компании «7 пальцев», младшей сестры Cirque du Soleil, которые ранее с успехом выступали на сцене Театра мюзикла. Но спектакль, к счастью, не превратился в сплошное цирковое шоу – трюки и прыжки здесь ненавязчиво дополняют действие, не перетягивая одеяло на себя. А в целом это старая добрая оперетта с прекрасной музыкой, танцами и, как говорится, брызгами шампанского. Артисты почувствовали вкус легкого жанра и заиграли азартно и с куражом.

Еще одна важная новость – Театр мюзикла переезжает из далекого ДК Горбунова в Филях в освобожденный Stage Entertainment театр «Россия» на Пушкинской площади. Здесь будут идти мюзиклы «Жизнь прекрасна!», «Все о Золушке», «Преступление и наказание» и «Принцесса цирка», которой и откроется новый сезон. Также продюсеры планирует переработать спектакль «Времена не выбирают» и восстановить в новых, более зрелищных декорациях, мюзикл «Растратчики». На 2018 год запланирован также некое новое шоу о телеконкурсе, а также проект, над которым будут работать молодые режиссеры.

Не слишком удобный зрительный зал театра «Россия» подвергнется реновации: появится центральный проход, поставят более удобные кресла из ДК Горбунова, ликвидируют барные зоны по бокам амфитеатра. Что касается ценовой политики, то театр обещает сохранить недорогие билеты, хотя в целом стоимость немного повысится.

Чувства и деньги

Актриса и продюсер – о главной сложности мюзиклов

Екатерина Гусева

исполнительница главной роли в «Анне Карениной»

Как артисту существовать в режиме ежедневных показов и не выгорать при этом психологически?

Это невозможно, по крайней мере, для меня. Когда я начинала работать в «Норд-Осте», после недели ежедневных показов была совершенно выпотрошена эмоционально. Я пришла к нашему продюсеру Георгию Васильеву и сказала: «Все, больше не могу». А он ответил: «Я хочу, чтобы ты была не спринтером, а стайером». Эту точную формулировку я запомнила на всю жизнь, но в театре работать в ежедневном режиме так и не научилась.

Если роль связана с душевными затратами, невозможно каждый день выкладываться на все 100. В бродвейской традиции другие правила – у них школа представления. Когда мы репетировали мюзикл «Красавица и чудовище», режиссер говорил мне: «Kathrin, no drama! No drama! It's show!» А я так не могу, хоть ты тресни... Я существую, как меня учили, по системе Станиславского. Таких артистов у нас в жанре мюзикла на самом деле много, их сразу видно и слышно – именно на них откликается зритель, ведь он тоже воспитан на традициях психологического театра. Поэтому мы всегда работаем в нескольких составах.

Роль Анны – самую эмоционально затратную, наверное, что я играла, – исполняют также Валерия Ланская и Ольга Беляева. Мы стараемся меняться и, допустим, не играть дневной спектакль на следующий день после вечернего – нужно время, чтобы восстановиться.

Дмитрий Богачев

продюсер Stage Entertainment

Могла бы возглавляемая вами российская компания Stage Entertainment выжить в нынешних условиях, если бы не входила в международный холдинг, а была полностью самостоятельной?

Думаю, могла бы. Раньше я это предполагал, а теперь точно знаю. Так работает весь Бродвей: под каждую постановку создается отдельная компания, привлекающая десятки частных инвесторов. Иногда это фирмы, иногда физические лица, которые профессионально занимаются этим бизнесом. Похожую модель я стараюсь создать и в Москве. Здесь уже есть люди, готовые инвестировать в театр, если это театр действительно успешный, с хорошей репутацией и честной, прозрачной деятельностью. Я сейчас говорю не про спонсорство, не про меценатство, а про коммерческие вложения. Сейчас, в условиях кризиса, в России мало предприятий для выгодных инвестиций, особенно частных, не зависящих от государственной или политической конъюнктуры. Мы не связаны с Минкультом, который может вдруг закрыть ту или иную постановку, снять директора, отменить финансирование и так далее. У нас нет дополнительных внеэкономических рисков. Сейчас нас пока на 100% поддерживает холдинг, но в перспективе я планирую переход на частные инвестиции.

Фото по теме
Комментарии (7)

В.В. 31.07.2017 13:14

Московская оперетта выпустила "Любовь и голуби" в конце прошлого сезона, в мае.

Fan from Budapest 01.08.2017 13:57

Венгерского художника-дизайнера зовут Кентаур, а не Кентауэр.

Лана 17.08.2017 17:30

Действительно, «Любовь и голуби» во всю идет.

Ягуар 17.08.2017 21:02

Лучший мюзикл это " брак по итальянски " в московской оперетте

Шимми 17.08.2017 21:04

Да. Я смотрел " брак по-итальянски" очень круто Особенно Беспалов и Зайцева

Инна 18.11.2017 13:29

"Бал вампиров" - режиссура, художник, все декорации, оркестровая минусовка, почти весь каст (качественный - весь) - хорошо обкатанная петербургская постановка 2011года. В Театре музыкальной комедии была в репертуаре по 2016гг (с перерывом). Крайний спектакль был сыгран в августе 1016 года!

Инна 18.11.2017 14:17

Сорри, jопечатка: крайний блок спектаклей - в августе 2016, а крайний спектакль - 2 октября 2016 года. Добавьте ещё, что за присваемую стейджем постановку Театр Музыкальной комедии получил Премии "Золотая маска", "Золотой софит", "Музыкальное сердце театра".


Оставить комментарий

10c4ca31161bd44e539cf8969fc417b168809215