Каннская карусель
11.07.2012
Впервые за многие годы политика вновь вмешалась в размеренный ход Каннского кинофестиваля: из-за выборов президента Франции сроки его проведения пришлось перенести на последнюю декаду весны, с 16 по 27 мая. Но этим все и ограничилось. Давно программа самого престижного в мире кинофорума не была так аполитична. На 65-м Каннском смотре однозначно победила любовь, как в прямом, так и в переносном смысле.
На фоне последних лет юбилейный 65-й кинофестиваль в Каннах выглядел более чем достойно. На Лазурном Берегу показали немало ярких и высокопрофессиональных работ. На редкость жаркими получились баталии во внеконкурсных программах. На удивление жесткой вышла конкуренция у претендентов на главную награду. Громко отметились те, кого уже списали в глубокую классику и о чьих притязаниях почти забыли. Целая россыпь режиссеров, своим творчеством давно заслуживших право называться мэтрами, снова спорили со временем, друг другом и самими собой. Французская публика и гости, как всегда, до отказа заполняли просмотровые залы. Праздник состоялся, хотя общей картины кризиса в европейском кино и не исправил. Зритель в своем большинстве по-прежнему смотрит лишь американский мейнстрим и продолжает игнорировать национальные киноленты. Ведь с детских лет и до совершеннолетия многие так и не ведают о том, что кино – это необязательно развлечение.
Расклады и ожидания
Ознакомившись с превью фестиваля, кинокритики поспешили обозначить собственные приоритеты. Мнения их разделились примерно поровну. Комбинации остались прежними: французская пресса и все остальные, американское крыло и Европа, восточный блок и западный. Одни уверяли, что монстры кинематографа вроде Алена Рене или Михаэля Ханеке не выдержат конкуренции с более энергичными коллегами. Другим не хватало загадочной восточной души и азиатского экстрима, которые на 65-м Каннском киносмотре присутствовали в меньшинстве.
Первая же картина в списке – «Королевство полной луны» Уэса Андерсона, – несмотря на неудобный порядковый номер, задала высокую планку работ. Герои ретрокомедии – 12-летние влюбленные подростки Сэм и Сюзи и их взрослые антагонисты. Мир детей и родителей. Как навсегда остаться в первом и никогда не войти во второй – вот главная тема картины. «А я говорю, что забудете, – рассмеялся Скворец. – Впрочем, вы в этом не виноваты, – прибавил он, смягчившись. – Забудете, потому что выбора у вас нет. Не было еще на свете человека, который не забыл бы язык вещей и животных. Не считая, конечно, ее. – И Скворец кивнул через крыло на Мэри Поппинс» – этот разговор Скворца с близнецами из сказки Памелы Трэверс про няню-волшебницу вполне мог бы стать эпиграфом к ленте Андерсона. И в том, что дети все забудут, режиссер даже не сомневается. Сбежать в потерянный рай можно только до определенного возраста. Потом доступ туда будет навеки закрыт.
Смотря на Ханеке и Алена, веришь, что искусство дарит не только удовольствие, но и вкус к жизниОдной из первых, на третий день работы фестиваля, была показана и лента Маттео Гарроне «Реальность». Многие ожидали ее с предвкушением. В 2008 году Гарроне уже получал Гран-при за режиссуру с фильмом «Гоморра» о неаполитанской мафии. Но новая картина разочаровала его поклонников. Правда, несмотря ни на что, ей все равно прочили успех: «Реальность» была единственным итальянским фильмом в Каннах, где в этом году жюри возглавлял итальянец Нанни Моретти. Забегая вперед, признаемся, что так оно и вышло. Хотя публика и освистала Гарроне прямо на церемонии вручения наград, приз за лучшую режиссуру он вновь увез с собой.
Кстати, о жюри. Из девяти его членов больше всех прессу и зрителей интриговала фигура Жан-Поля Готье. Впервые в истории модный кутюрье был приглашен не просто одевать актеров и экранных персонажей, но и оценивать их работу. Кроме модельера, в жюри вошли три режиссера: уже упомянутый председатель Нанни Моретти, британка Андреа Арнольд и австралиец Александр Пейн; один функционер Рауль Пек, некогда министр культуры Гаити, а ныне председатель совета директоров французской киношколы Femis; и четыре актера: Хиам Аббасс из Палестинской автономии, Эмманюэль Дево из Франции, Дайан Крюгер из Германии и Эван Макгрегор из Великобритании.
Азия и Восток
Фильмы из стран Азии и Востока, которые традиционно любят на Лазурном Берегу, на этот раз слабо конкурировали с остальным миром. В конкурсную программу попали сразу два корейца (что, согласитесь, совсем неплохо для южнокорейского кинематографа): Хон Санг Су с лентой «В другой стране» и Им Сан Су с картиной «Вкус денег». Оба режиссера уже удостаивались чести побороться за «Золотую пальмовую ветвь»: Им в позапрошлом году с эротическим триллером «Служанка», а Хонг – аж целых восемь раз. Но, увы, корейцы снова уехали из Франции ни с чем. Хонг Санг Су не помогла даже Изабель Юппер – вечно молодая нимфа европейского кино, сыгравшая в его фильме главную роль.
Восток представлял в Каннах Аббас Киаростами с первой зарубежной картиной «Кто-то влюблен». Но в основную конкурсную программу он попал скорее за свои былые заслуги, среди которых имеется и «Золотая пальмовая ветвь» 1997 года за «Вкус вишни». Новый же режиссерский опус Киаростами, рассказывающий историю отношений пожилого профессора и юной проститутки, увы, не способен был даже приблизиться к успеху 15-летней давности.
Любовь, одна любовь на уме
Фильм Киаростами Like Someone in Love («Кто-то влюблен») оказался не единственным, в названии которого присутствовало слово «любовь». Про любовь плотскую снял австриец Ульрих Зайдль «Рай: любовь». И этот фильм произвел в Каннах небольшой скандал. В картине с чисто австрийской натуралистичностью показывается, каким образом богатые европейские женщины заставляют любить себя бедных кенийских юношей. Тема секс-туризма когда-то уже будоражила кинофестивали. В 2005 году Лоран Канте представил ленту «На юг» с Шарлоттой Рэмплинг в главной роли, рассказывающую о том, как американки отдыхают на Гаити. Но если у француза получилась социальная драма, то у австрийца почти порнографическая комедия.
Слово «любовь» присутствовало в названиях сразу трех фильмов из основной конкурсной программыПро любовь задумался и Михаэль Ханеке, еще один представитель Австрии в конкурсной программе Канн-2012. Впрочем, сказать про Ханеке «еще один» – вопиющее неуважение. И мы спешим извиниться. Его возвращения на Лазурный Берег все ждали с интересом и нетерпением.
Старикам здесь место
70-летний мэтр привез на фестиваль фильм о неизбежной старости, о том, как трудно жить во имя любви, о жесткой и неприглядной правде умирания чувств. На главные роли Ханеке пригласил актеров, которых давно уже не было видно на экране: 85-летнюю Эммануэль Рива и великого 82-летнего Жан-Луи Трентиньяна. После показа картины ни у кого не возникло сомнений, что хотя бы за актеров и сценарий «Любовь» обязательно получит награду.
В обойме с Ханеке в основной программе Канн появился еще один почетный кинематографист – Ален Рене, которому 3 июня исполнилось 90 лет. Он привез фильм «Вы еще ничего не видели» – комедию о незадачливых театральных актерах. Основоположник «новой волны» пережил многое и многих, но по-прежнему в седле. А если прибавить сюда еще и 71-летнего Бернардо Бертолуччи, которого приветствовали во внеконкурсной программе с картиной «Ты и я», начинаешь верить в то, что искусство может дарить не только удовольствие, но и вкус к жизни и совершенству.
Волна за волной
Помимо Алена Рене, в основном конкурсе стояли имена еще двух французов: Лео Каракаса и Жака Одиара. Оба давно числятся в гениях. Первый – экзистенциальный философ, один из последних представителей французской «новой волны», снявший когда-то «Любовников с Нового моста». Второй – анархист, получивший в 2009 году в Каннах Гран-при жюри за картину «Пророк». После 13-летнего молчания Каракас выдал сюрреалистический гротеск «Священные моторы» (Holy Motors), ставший для него своего рода художественным переживанием смерти жены, актрисы Кати Голубевой. Фильм Одиара «Ржавчина и кость» публика встретила овацией. После показа французские критики не скрывали, что ждут для картины как минимум две награды. Но, увы, среди аплодирующих никого из членов жюри не было.
Особняком стоял и один из лидеров «датской волны» – Томас Винтерберг, так же, как и Одиар, некогда получавший здесь Гран-при жюри, правда, довольно давно – в 1998 году за картину «Торжество». Никто не списывал со счетов и Кристиана Мунджу, наиболее яркого представителя «новой румынской волны» 2000-х и обладателя «Золотой пальмовой ветви» 2007 года за ленту «Четыре месяца, три недели и два дня».
Фильм Сергея Лозницы, продолжающий традиции лучших советских картин о войне, был удостоен приза ФИПРЕССИВ этом году в Каннах можно было увидеть фильм и на русском языке – «В тумане» режиссера Сергея Лозницы. Снятая по роману Василия Быкова, эта картина продолжает традиции лучших советских фильмов о войне (прежде всего «Иванова детства» Андрея Тарковского и «Иди и смотри» Элема Климова). Но жюри Каннского смотра экзистенциальный военный реализм оставил равнодушным, зато собрал отличные отзывы в самых престижных изданиях и в итоге был удостоен приза ФИПРЕССИ.
Награды спорные и бесспорные
И вот наступил долгожданный вечер, когда юбилейный 65-й Каннский кинофорум подошел к своему финишу, и Нанни Моретти вышел на сцену Дворца братьев Люмьер, чтобы подвести его итоги и объявить имена победителей.
«Золотую пальмовую ветвь», уже вторую в своей режиссерской карьере, получил Михаэль Ханеке за фильм «Любовь». На сцену за наградой он вышел не один, а в сопровождении своих актеров: Эммануэль Рива и Жан-Луи Трентиньяна. Многие до последнего ожидали, что они также будут удостоены наград. Но Моретти четко объяснил, почему этого не произошло: «”Золотая пальмовая ветвь” несовместима с другими призами. Поэтому мы не могли присудить “Любви” приз за сценарий, женскую и мужскую роль».
То, что не досталось Ханеке, ушло Кристиану Мунджу: фильм «По ту сторону холмов» получил две награды за сценарий и актерский дуэт. Лучшими актрисами стали Кристина Флютур и Космина Стратан. Мунджу вообще как никто другой умеет работать с актрисами, однако пока упорно снимает только малоизвестных. Остается ждать, когда в планах румына появится фильм с кем-нибудь из первой десятки мирового кинорейтинга.
Приз за лучшую мужскую роль получил Мэдс Миккельсен, сыгравший в «Охоте» Томаса Винтерберга учителя, обвиненного в педофилии. А Гран-при, вторая по значимости награда, была присуждена Маттео Гарроне и его «Реальности». Такой выбор жюри вызвал нескрываемое разочарование – торжественный выход режиссера на сцену сопровождался свистом и весьма неполиткорректными выкриками из зала.
Небесспорным назвали и выбор лучшего режиссера, которым стал мексиканец Карлос Рейгадас с картиной «После мрака свет». В 2007 году он уже получал здесь Гран-при жюри за ленту «Безмолвный свет», неторопливую притчу об искушениях плоти и борьбе с ними. Кстати, из Франции Рейгадас отправился прямиком в Россию, в город Плес Ивановской области, где с 29 мая по 3 июня проходил шестой кинофестиваль «Зеркало» имени Андрея Тарковского. Мексиканец не скрывал, что шел и идет именно по пути, некогда указанном ему русским режиссером. В Плес был приглашен и Сергей Лозница с картиной «В тумане», которой и достался в итоге Гран-при российского смотра.
Но вернемся в Канны. Последнюю награду – Гран-при жюри – отдали Кену Лоучу, признанному борцу за права британского пролетариата, иммигрантов и маргиналов. Его социально-криминальная комедия «Доля ангелов» единодушно вызвала у критиков положительные отзывы. Может быть, потому, что на презентации картины зрителей поили отменным виски.
И наконец, о тех, кого видят преемниками маститых режиссеров. В конкурсе Cinefondation, куда попадают короткометражные фильмы, созданные студентами киношкол, лучшим признали фильм россиянки Таисии Игуменцевой «Дорога на…», посвященный теме одиночества человека в современном мегаполисе. Показательно, что в родном ВГИКе эта работа получила лишь четверку.
Возможно, строгим преподавателям не понравилось обилие в картине ненормативной лексики. Однако именно такой неформальный стиль как раз и пришелся по душе жюри Cinefondation, и прежде всего его председателю Жан-Пьеру Дарденну. Позитивный взгляд всегда и на все – чем не отличный посыл для следующего, уже 66-го Каннского кинофестиваля.
Оставить комментарий