Классика в дизайнерском исполнении
13.01.2011
Говорим IWC – подразумеваем Portuguese. В портфолио знаменитого бренда из Шаффхаузена, главного часового центра немецкоговорящего кантона Швейцарии, сразу шесть успешных линий, популярность которых, однако, уступает Portuguese. Сегодня за внешний вид этих легендарных часов отвечает креативный директор IWC Кристиан Кнооп.
Первая модель Portugieser, так звучит ее название по-немецки, была создана в 1939 году. Можно сказать, что инициаторами ее появления на свет стали двое португальских торговцев – Родригес и Тейксейра, обратившиеся в шаффхаузенскую мануфактуру с просьбой разработать часы с ремешком, оснащенные корпусом из нержавеющей стали. Но главное, они хотели, чтобы будущая модель по надежности и легкости считывания показаний не уступала бы настоящим морским хронометрам, которые пользовались доброй славой у истинных ценителей точного измерения времени. Именно эта особенность и должна была обеспечить новинке коммерческий успех.
Так в портфолио IWC появились IWC Portuguese – массивные и строгие, оснащенные исключительно надежным механизмом, сконструированным для карманных часов. Вот уже более семидесяти лет этот дизайн вновь и вновь доказывает свою практичность. И хотя коллекция Portuguese постоянно пополняется, все же ее главным экспонатом, без всякого сомнения, является автоматическая модель с хронографом – часы с простым круглым корпусом и заостренными мечеобразными стрелками из светлого металла, оказывается, не так уж просто свергнуть с пьедестала. Однако один человек все же попытался это сделать.
В октябре 2008 года креативным директором IWC стал Кристиан Кнооп, ранее работавший в компании Philips и ряде дизайнерских бюро Германии и Нидерландов. Именно под его руководством мануфактурная линия из Шаффхаузена пополнилась смелыми новинками. И самой громкой из них, безусловно, стали Portuguese Yacht Club со спортивным дизайном корпуса, боковой защитой заводной головки, традиционно заостренными стрелками с люминесцентным покрытием superluminova и устойчивым к воздействию морской воды резиновым ремешком. Однако среди поклонников часовой классики мнения разделились: красиво или нет предложенное дизайнерское решение? Более того, некоторые даже задавались вопросом: достойно ли вообще это творение носить гордое имя Portuguese?
WATCH попытался разобраться в сложившейся ситуации, поговорив с ее главным героем – Кристианом Кноопом.
Каков дизайнерский девиз Кристиана Кноопа?
Дизайн должен быть результатом продуманных решений. Ему необходима определенная отправная точка: функциональная, исторически мотивированная или эмоциональная. Многие модели IWC отличаются широкой функциональностью применения и предназначены для профессионального использования. Здесь я имею в виду серии для летчиков или глубоководных ныряльщиков, но фактически также и Portuguese. Именно практическое назначение когда-то и определило внешний вид этих часов. Защита от воздействия магнитных полей, заводная головка, которой можно управлять, не снимая перчаток, а также дизайн циферблата.
Дискуссии по поводу Portuguese Yacht Club все еще продолжаются. Некоторым эти часы нравятся, другие отказывают им в праве именоваться настоящими Portuguese. Что вы думаете по этому поводу?
Для меня важно, чтобы дизайн не был обыденным, он должен «цеплять» людей, пусть даже вызывая у них вопросы и сомнения. Я за полемику. Она свидетельствует о том, что мы не застыли на месте и в нас бурлят идеи. Пара энтузиастов, имеющих свое мнение, лучше молчаливой и со всем согласной толпы.
Классику надо беречь и совершенствовать. Я надеюсь, что IWC Portuguese станут образцом подобного процессаСуществует ли понятие «дизайнерский стиль Кристиана Кноопа»?
Никогда не стремился к его созданию. Компания IWC давно выработала свой собственный стиль. И я делаю все необходимое, чтобы обогатить и дополнить его, не больше. В данный момент бренд IWC представлен шестью различными стилями – по количеству выпускаемых часовых серий.
И вы сразу же решили приняться за его самого известного представителя?
Да, это так. В прошлом году с определенной степенью осторожности мы начали работу над классической моделью Portuguese. Наверное, это самая сложная задача, которая может быть поставлена дизайнеру, – усовершенствовать часы, на протяжении семидесяти лет считающиеся образцом стиля. Мы сохранили форму основы коллекции – автоматического хронографа, дополнив ее только новыми цветовыми сочетаниями и материалами. Но вместе с этим и расширили серию Portuguese в трех направлениях: спортивном (Yacht Club), элегантном (Hand-Wound) и технически сложном (Grande Complication).
Чем именно вы гордитесь в первую очередь?
Линейкой Yacht Club, потому что мое влияние на них как дизайнера и технического специалиста было максимальным. Когда в октябре 2008 года я пришел в IWC, разработка двух остальных серий находилась в завершающей стадии и вносить какие-либо существенные изменения было уже нельзя.
Слишком спортивный дизайн Yacht Club – это прежде всего ваше решение?
Не совсем так. Придя в IWC, мне пришлось отбросить предложенные варианты дизайна, имевшие слишком выраженный спортивный характер. Я стремился создать модель, внешний вид которой был бы близок к оригинальным Portuguese. Необходимость следования традиции обусловлена двумя причинами: расположение точных приборов для морской навигации – а именно это основа любых Portuguese – не сочетается со слишком спортивным стилем. Здесь нужна элегантность. И еще, Portuguese – часы для настоящих морских волков, а не для неопытных юнг. Выпуском моделей для последней категории покупателей занимаются другие компании, но никак не IWC.
Тем не менее несмотря на вышесказанное, Portuguese, безусловно, сделал огромный шаг в спортивном направлении, что выразилось в боковой защите заводной головки, покрытии superluminova на стрелках и разметке и устойчивом к воздействию морской воды каучуковом ремешке.
Не секрет, что вы очень любите яхтенный спорт. Можно ли в связи с этим считать создание Yacht Club сугубо личным проектом?
Работа над Portuguese действительно стала воплощением моей давней мечты. Кстати, сегодня я также пытаюсь внести некую сумятицу и в маркетинговую стратегию компании. До недавнего момента в своих рекламных кампаниях Portuguese прежде всего ассоциировались с традициями мореплавания XV века. Это, безусловно, интересный, но немного устаревший факт. Сейчас мы пытаемся сделать больший акцент на нашем современнике, живущем здесь и сейчас. И этот мужской образ должен соответствовать классической изящности часов. Взгляните на дизайн современных яхт, и вы увидите, что линии, которые семьдесят лет тому назад были определяющими для создания элегантного образа судна, совсем не изменились. Подобного эффекта мы пытаемся достичь, разрабатывая дизайн часов.
Вы также увлекаетесь гольфом и архитектурой. Скажется ли это в будущем на дизайне моделей IWC?
Конечно, я не пытаюсь превратить часы в продолжение моих увлечений. Но если речь зашла о возможном появлении специальных выпусков для игроков в гольф, то поспешу заметить, что в 1970-х компания IWC уже выпускала линию Club на основе моделей Ingenieur, но пока мы не готовы вновь начать ее производство.
Стал ли ваш переход из Philips в IWC новым этапом в карьере?
Не только новым, но и весьма интересным. В Philips моя основная роль заключалась в разработке дизайна предметов бытовой техники, начиная со всемирно известной кофеварки Senseo и заканчивая обычными тостерами. Кстати, квадратный Senseo – мое детище. Philips – тоже очень эмоциональный бренд, предоставляющий дизайнеру массу возможностей. Но самое большое отличие IWC заключается в истории компании и том факте, что часы остаются нашими спутниками на долгое время. Я создаю их не только для сегодняшних покупателей, но и для следующих поколений. У IWC совершенно другой подход к делу.
В компании IWC вы занимаетесь исключительно разработкой дизайна часов?
Не только, моя основная задача как креативного директора заключается в координации деятельности группы дизайнеров самых различных направлений. Начиная с промышленных, которые занимаются разработкой часов, графических дизайнеров, определяющих внешний вид каталогов и веб-сайтов, и заканчивая теми, кто отвечает за интерьер нашего главного филиала в Гонконге. Все это мир IWC, и моя задача состоит в том, чтобы объединить эти отдельные элементы в единое целое – в общий стиль компании.
Некоторым часам удается получить статус легенды. Они являются источником вдохновения для других дизайнеров и украшают экспозиции музеев. В чем таится секрет такого непреходящего стиля?
Многие дизайнеры сознательно стремятся создать классический идеал. Мне пока этого не удалось. Время – лучший судья. Дизайн должен доказать свою конкурентоспособность в жестких рыночных условиях, пройти испытание временем, не поддаться влиянию капризной моды и эстетических течений. Внешний облик Portuguese, без всякого сомнения, доказал свое право именоваться классикой.
Дизайну необходима определенная отправная точка: функциональная, исторически мотивированная или эмоциональнаяВ чем же секрет Portuguese?
Классический дизайн в большинстве случаев очень близок к архетипу. Самые успешные модели очень похожи на рисунки часов, сделанные ребенком. Круглый корпус, три стрелки – проще не придумаешь. Существуют сложные модели, которые и часами-то не назовешь. Я преклоняюсь перед их создателями, и они наверняка придутся по душе истинным ценителям, но удастся ли им когда-нибудь завоевать всеобщее признание или выдержать проверку временем? Кроме того, отношение к классическому дизайну не всегда бывает однозначным. Возьмите для примера настоящую автомобильную икону Jaguar E-type, внешний облик которого был положен в основу других успешных творений этого бренда. Porsche 911 – его абсолютная противоположность, хороший пример систематической работы над уже существующей моделью. Классику надо беречь и лелеять и постоянно совершенствовать. Я надеюсь, что в будущем IWC Portuguese также станет отличным образцом подобного процесса.
Вы руководите группой дизайнеров, работающих в IWC намного дольше вас. Они знают все о ДНК этого бренда. Что вы сделали, чтобы проникнуть в суть IWC?
ДНК бренда – понятие относительное. Каждый из команды дизайнеров IWC вкладывает в него свой собственный смысл. Я провел много времени в беседах с Куртом Клаусом и Ханнесом Пантли, которые вот уже многие годы вносят огромный вклад в развитие стиля IWC. Также самым тесным образом я общаюсь с генеральным директором Георгом Керном, ведь мой долг и задача как креативного директора – превратить его финансовое видение бренда в эстетическое.
Насколько вы свободны в своих действиях? Вы могли бы, к примеру, «протолкнуть» синий циферблат с красными звездами?
Если мне удастся подкрепить столь смелое эстетическое решение вескими аргументами, то очень может быть. Но в конечном итоге последнее слово всегда остается за Георгом Керном. На наше счастье, его очень интересует дизайн и он пристально следит за ходом разработок. Иногда это даже приводит к возникновению откровенных дискуссий, которым я только рад. Хочу еще раз сказать: хороший дизайн по определению должен быть предметом споров. Если это не так, значит, мы имеем дело с заурядным изделием массового производства.
Комментарии (1)
Владимир 14.01.2011 16:25
Кстати, недавно купил себе такие часы. Очень доволен.
Оставить комментарий