Красоту спасет функциональность
08.05.2014
В мире, где все решают маркетологи, а автомобили похожи друг на друга, как братья-близнецы, эта компания продолжает делать уникальные модели с авторским почерком, имя которому – стиль Zagato. Вот уже 95 лет это итальянское кузовное ателье сотрудничает с топовыми европейскими автопроизводителями – Lamborghini, Bentley, Alfa Romeo, Ferrari, Aston Martin, Spyker и т.д., задавая стандарты высокого автомобильного дизайна, базирующегося на идеях воздухоплавания. Сегодня компанией управляет представитель третьего поколения семьи Загато – Андреа, внук основателя Уго Загато. Чтобы пообщаться с ним, мы отправились в штаб-квартиру семейного предприятия на север Италии.
Автомобиль, на котором мы направляемся в штаб-квартиру Zagato, расположенную в местечке Арезе, что неподалеку от Милана, неожиданно резко берет вправо. Эта видавшая виды сельская дорога явно не ремонтировалась с незапамятных времен. Трудно назвать такой ухабистый серпантин визитной карточкой одного из самых престижных кузовных ателье в мире. При виде здания старой фабрики Zagato с довольно невзрачным фасадом нам на мгновение приходит в голову мысль, что мы ошиблись адресом. Откровенно говоря, хотелось бы увидеть нечто более величественное. К счастью, парадный холл, ожидающий нас внутри, некоторым образом исправляет ситуацию: в нем выставлена солидная коллекция суперкаров руки самого маэстро Загато. Прежде всего в глаза бросаются несколько моделей Ferrari, Aston Martin, Maserati и Lamborghini L147. По словам пресс-секретаря компании, преемником последней модели Lamborghini, разработкой дизайна которой занималась ателье, должен был стать футуристический суперкар Murcielago. Однако судьба распорядилась иначе: окончательный проект два раза подряд не был одобрен руководством марки.
В самом конце холла нас уже поджидает Андреа Загато, внук Уго Загато, основавшего в 1919 году миланское кузовное ателье Carozzeria Zagato. Тщательно приглаженные курчавые волосы, белоснежная рубашка и удивительная живость в общении, перерастающая в пылкость, когда речь идет о его родном предприятии, – таков представитель третьего поколения семьи, основавшей и до сих пор владеющей одним из старейших кузовных ателье мира.
«Баухауз» против барокко
Почти столетие назад Уго Загато, изучив все современные технологии конструирования летательной техники, позволявшие создавать легкие и прочные конструкции, положил их в основу своего автомобильного дизайна. «Мой дед был уникальным человеком, настоящим генератором смелых и необычных идей, – с нескрываемой гордостью начинает свой рассказ Андреа. – Первые кузова автомобилей других фирм не отличались особой оригинальностью и по своей форме больше напоминали старомодные конные экипажи. Ателье Zagato в то время было единственной компанией, использовавшей в качестве отправной точки для автомобильного дизайна идеи воздухоплавания. Максимум функциональности и минимум излишеств. Ничего более».
По словам Андреа, такое творческое видение в первую очередь объясняется местным миланским менталитетом. Второй по величине город Италии после наполеоновских войн находился под австрийским владычеством, впитав в себя культуру этой страны. «В частности, я имею в виду идеи школы промышленного дизайна и архитектуры Bauhaus, которая пропагандировала эстетику функционализма, оптимальную форму для максимального содержания. Другое дело – Турин. Поскольку он не один раз оказывался во власти французов, барочные принципы оказали огромное влияние на архитектурный стиль этого города. Характерная особенность барокко – его узнаваемость, что обусловлено пышностью, обилием украшений и декора».
Итальянец подчеркивает, что автомобильный дизайн в первую очередь должен быть максимально функциональным и только потом красивым. «Все, что делает Zagato, отличается строгим минималистским дизайном, но в то же время не лишено чувственности, – говорит Андреа, бросая задумчивый взгляд поверх своих очков. – Если вы хотите услышать мое мнение, то красота в автомобиле вторична, она служит достижению технической цели. Как собственно и в самолетах. В их конструкции нет ничего лишнего. Дизайн красив только тогда, когда функционален. В этом вся суть».
Красота в автомобилях вторична и служит лишь достижению технической цели. Как в самолетах, где в конструкции нет ничего лишнего
Полное подчинение аэродинамики
Хорошим примером функционального дизайнерского элемента нового поколения может служить знаменитая конфигурация крыши Double Bubble («Двойной пузырь»). Загато предложил конструкцию выпуклой крыши, приподнимающейся над головами пассажира и водителя плавными волнами, что обеспечивает пространству внутри автомобиля достаточную высоту. «С эстетической точки зрения, возможно, это не самый удачный выбор, – Андреа делает небольшую паузу и, подняв указательный пальцем вверх, поучительно продолжает: – Изначально этот дизайнерский элемент был скорее необходимостью. Мы готовили кузова к гонкам, и крышу приходилось приподнимать таким образом, чтобы гонщик мог находиться посередине салона в шлеме».
Постойте. Мы не ослышались? Гонки? «В этом-то и вся прелесть создания машин класса Gran Turismo. Они представляют собой особый сегмент автомобильного рынка, так как предназначены и для повседневного использования, и для езды по гоночным трассам. По сути дела, их можно назвать спорткарами повышенной комфортности. Эти машины – удачное сочетание практичности, комфорта, малого собственного веса, отличных ходовых качеств и скорости гоночных болидов».
Загато не отличается особой скромностью и при каждом удобном случае старается подчеркнуть, что кузова и дизайнерские разработки его компании оказали огромное влияние на итальянскую и мировую автомобильную промышленность. «Мы первыми заменили стандартные автомобильные стекла на плексиглас. Основной целью увеличения области остекления кузова, включавшую в себя фирменную двойную пузыреобразную крышу, выпуклые лобовое, боковые и задние стекла, было улучшение эффекта “прохождения” через воздушный поток и уменьшение коэффициента аэродинамического сопротивления. В автомобилях Zagato все подчинено аэродинамике».
Дизайн в приоритете
Однако все великие достижение Zagato имели место задолго до того, как Андреа начал свою карьеру в семейном бизнесе. Как оказывается, творческая жилка проявилась у него не сразу. Изначально профессиональные амбиции внука Уго Загато были далеки от автомира. «В детстве я хотел стать ветеринаром. Однако, отучившись, как и положено, в университете, случайно попал в компанию, работающую в сфере дизайна. И тут на меня словно сошло озарение».
До того, как бразды правления компанией перешли к Андреа, представителю третьего поколения знаменитого семейства, миланская марка какое-то время находилась на распутье. «В 1970-е мы вместе с такими известными дизайнерскими ателье, как Pininfarina, Bertone и Karmann, занимались не только созданием кузовов, но и серийным выпуском автомобилей для крупных компаний. Здесь, на заводе в Арезе, также существовало серийное производство».
По мнению Загато, подобная политика имела для компании самые негативные последствия. «Вы хотите знать, почему? Потому что в нашей студии работают сотни человек, а еще 3500 человек заняты на производстве. Первое, о чем вы думаете, проснувшись утром: как со всем этим совладать, как правильно занять и организовать такую массу людей? И так постепенно вашей основной заботой становится не творчество в дизайн-центре, а план по выпуску машин».
«Вступив в свою должность, я решил коренным образом пересмотреть политику компании: отойти от автопроизводства, главным образом сосредоточившись на дизайне. Так сказать, вернуться назад, к истокам. Фирма Zagato долгое время изготавливала эксклюзивные автомобильные кузова. Если же наряду с этим вы также начинаете заниматься сборкой машин, то, по сути дела, становитесь послушным и безропотным орудием в руках крупных брендов, тем самым отрекаясь от себя, собственной творческой индивидуальности. И в итоге утрачиваете независимость. Создавая прототип автомобиля по желанию заказчика, вид которого противоречит вашим эстетическим принципам, зачастую приходится идти на компромисс с совестью».
В качестве примера Загато приводит историю ближайших конкурентов. «Разработкой кузова Alfa Romeo Brera занялась компания Pininfarina, а автором дизайна стал владелец ателье Italdesign и их ближайший конкурент Джорджетто Джуджаро. Погоня за двумя зайцами – работа над созданием дизайна кузова и производственная деятельность по выпуску автомашин на собственных площадях – плачевно сказалась на деятельности Pininfarina. Она не смогла четко себя позиционировать на рынке и, по сути, утратила свою идентичность как дизайн-ателье. Наученные горьким опытом наших менее удачливых коллег, мы, не теряя времени, приняли решение провести серьезную реструктуризацию бизнеса. И тем самым лет на 15 опередили конкурентов».
Компания Zagato первой начала использовать в автодизайне идеи воздухоплавания. Максимум функциональности и минимум излишеств
Как выжить Ferrari в новую эпоху
Автомобильный дизайн как приоритетное направление развития – вполне логичный выбор для Zagato, ведь это конек компании с самого ее основания. «Присутствие автомобиля в нашей повседневной жизни стало таким же обычным явлением как компьютер или стиральная машина. За исключением логотипа на капоте, продукция автобрендов внешне похожа друг на друга, как две капли воды. Найти что-нибудь сугубо оригинальное в автомобилях Hyundai, Daewoo и Nissan становится практически невыполнимой задачей по одной простой причине: полнейшего отстутствия различий как таковых. Именно поэтому я придерживаюсь мнения, что модели, получившие статус культовых, не утратят своей актуальности и в будущем», – говорит Андреа.
И продолжает рассуждать. «Возьмите, к примеру, FIAT 500, Jeep, MINI или Volkswagen Beetle – не имеет принципиального значения, где у них находится двигатель и что это за двигатель, все дело в модели. Очередная энергетическая революция, о которой давно говорили, свершилась. Машины, работающие на электричестве, и гибриды – уже не сырая технология. И в будущем она может быть применена в Beetle или FIAT 500. А для Ferrari, например, важно совсем другое – двигатель. Действительно, что может быть приятнее завораживающего рева мощного мотора? Однако, если Ferrari придется перейти на производство бесшумных, экономичных и экологически чистых гибридных авто, ее будущее окажется в большой опасности».
По мнению Загато, именно поэтому проектированием автомобилей таких именитых брендов, как Ferrari и Lamborghini, с недавних пор занимается собственный дизайн-центр. «Они больше не хотят брать дизайнеров со стороны, а сами постепенно собираются перейти на выпуск кузовов. Если же Ferrari будет просто сидеть сложа руки и по-прежнему заказывать кузова у Pininfarina, то у Pininfarina будет шанс выжить, а у Ferrari – нет».
В поисках партнеров и наследников
На этом наш разговор о Ferrari не закончен. Когда речь заходит о сотрудничестве кузовного ателье еще одной топовой маркой – Aston Martin, – совершенно случайно оказывается, что Ferrari для Загато – больная тема. «Творческий союз иногда можно сравнить с браком, – объяснят Андреа. – Впервые пути Энцо Феррари и Уго Загато сошлись в 1920-м. На протяжении 25 лет мой дед был верен Ferrari. Все автомобили того времени создавал он, однако Энцо подвел его. Неожиданно идиллия закончилась: Энцо решил вернуться к себе на родину, в Модену, где впоследствии начал собственное дело. Деду не оставалось ничего иного, как научиться жить одному, без Энцо. И его новой большой любовью стал Aston Martin».
Последний результат плодотворного сотрудничества – Aston Martin V12 Zagato. По словам генерального директора, появление эксклюзивного спорткара ознаменовало начало новой вехи в истории компании. Однако, если через несколько лет Андреа вдруг пожелает уйти на заслуженный отдых, это решение поставит будущее компании под удар. «Мы с женой не оставили после себя наследника, так что вопрос о преемственности поколений в семейном бизнесе отпадает сам собой. Так что очень может быть, что с моей смертью один из последних независимых дизайнерских домов также прекратит свое существование».
Подводя итоги, Загато с гордостью оглядывается на прожитые годы. «За все время моей работы в компании мне посчастливилось видеть огромное количество людей, бесконечно влюбленных в гармоничный дизайн Zagato. Кое-кто даже додумался поставить автомобиль в помещение, в котором постоянно поддерживается оптимальная влажность воздуха – итальянец указывает на стоящие в холле экспонаты-легенды и презрительно фыркает. – По-моему, это полный идиотизм. Автомобиль – не застывшая скульптура, а существо динамичное. Он должен ездить – для того машины и предназначены».
Десять самых красивых творений Zagato
У каждого поколения свои герои. Модельный ряд кузовного ателье Zagato каждое десятилетие также традиционно пополняется новыми харизматичными и даже культовыми моделями. Так, одним из первых послевоенных проектов ателье стала серия Panoramica, автомобили 1970-х отличались клиновидной формой кузова, а в канун миллениума компания порадовала автолюбителей удивительной новинкой в стиле неоклассики.
Lancia Aprilia Sport Zagato (1938)
Maserati 1500 Panoramica Zagato (1949)
Aston Martin DB4 Zagato (1960)
Lancia Flaminia Super Sport Zagato (1964)
Ferrari 3Z Spider (1971)
Alfa Romeo S.Z. (1989)
Lamborghini Raptor Zagato (1996)
Spyker C-12 Zagato (2008)
Bentley Continental GT Zagato (2008)
Aston Martin V12 Zagato (2011)
Оставить комментарий