Культ тела
26.03.2013
Как всякий художник, бельгийский фотограф Курт Сталлерт хотел бы жить в мире только красивых людей, но понимает, что у красоты нет и не может быть единых стандартов. Его фотопроект Bodybuilders World («Мир культуристов») именно об этом – о красоте как сугубо личном деле. О постижении эстетических канонов, привлекательности мужского и женского тела, андрогинности моды он рассказал WATCH.
В античной культуре тело человека считалось священным (пытать и подвергать телесным наказаниям свободного гражданина полиса категорически запрещалось), христианство объявило тело греховным. Сегодня в нашем секуляризованном мире мы по-прежнему подвергаем тело всяческим пыткам, правда, ради уже модного, а не религиозного канона. Ваш проект Bodybuilders World именно об этом – о надругательстве над телом во имя стандарта? Или в нем заложена какая-то иная концептуальная подоснова?
Проект Bodybuilders World посвящен красоте и постижению эстетических канонов. Меня привлекает красота во всех смыслах этого слова. В этой серии фотографий я хотел выйти за пределы простой эстетики, превращая повседневное в исключительное. Поэтому моя работа скорее касается эстетики и метаморфоз, нежели неких телесных модификаций или испытаний. Эмоция и выразительность – вот два ключевых слова.
Уродство, как и зло, может завораживать в несколько раз сильнее, чем красота и добро. В проекте Bodybuilders World границы между этими почти стерлись. По вашему мнению, бодибилдеры, изображенные на фото, красивы или уродливы?
Они одновременно и странные, и привлекательные. И совершенные, и несовершенные. Как фотограф, я исследую именно тонкую грань между реализмом и сюрреализмом, между человеческим и сверхчеловеческим. Мне нравится то, что мои работы двусмысленны. Это гипертрофированные тела, соблазнительные и угрожающие одновременно.
Вы, как профессиональный фотограф, снимающий в том числе и рекламные фотосессии, видели немало красивых моделей. Что для вас красота человеческого тела?
Красота – вещь очень личная. В моем понимании она всегда связана с эмоцией и экспрессией. Тело может быть чрезвычайно красивым в своей чистой, природной форме, но в то же время меня притягивает несовершенство. Тело, испещренное пирсингом и татуировками, даже шрамами, следами от ран и травм, может быть очень привлекательным. У красоты нет единого канона.
Чье тело красивее с точки зрения вашего профессионального взгляда фотографа: мужское или женское? С каким телом интереснее работать?
Хотя физически больше привлекают женщины, меня интересует человеческое тело в целом, а также взаимоотношения между людьми, мужчинами и женщинами. Мода – это сложный андрогинный мир. Как фотограф, я занимаюсь тем, что изучаю все его тонкие границы.
Как фотограф, я исследую именно тонкую грань между реализмом и сюрреализмом, между человеческим и сверхчеловеческим
Вы бы хотели жить в мире только безупречно красивых людей?
Конечно. Любой художник мечтает о подобном опыте. Как фотограф, я должен улавливать красоту и делиться ею. Ее можно увидеть во всем, даже в экстремального вида телах или в драматичных ситуациях. Я был в Нью-Йорке во время урагана Сэнд». И бродя по пустым, разрушенным улицам, пытался найти красоту в том, что видел.
Вы сами когда-нибудь экспериментировали с собственным телом: принуждали его к соответствию стандартам?
Как и всякий из нас, конечно, я думаю о своем теле. Хорошо выглядеть – часть моей повседневной жизни. Мне это важно не только как обычному человеку, но и как профессионалу. Чтобы быть в форме, я пользуюсь лишь тем, что дала нам природа. Меня можно назвать самовлюбленным. Мне нравится хорошо одеваться и заниматься спортом. Стараюсь есть только здоровую пищу. В здоровом теле здоровый дух – вот ключ к счастью и успеху.
Почти все ваши проекты очень сочные, яркие, насыщенно цветные. Монохромная, черно-белая эстетика – это совсем не ваш взгляд на мир?
Мне нравится работать с яркими, живыми цветами. Моя задача – воплотить в жизнь атмосферу, возникающую в моем воображении. И неважно, работаю ли я для себя или участвую в коммерческих проектах, разные цвета дают мне возможность сделать образы более привлекательными. Но некоторые из моих ранних работ, например, первые снимки из серии Bodybuilders World, были черно-белыми. И в своем последнем проекте – «Неподвижность в движении» (Moving stills) я вернулся к черно-белой эстетике. В этом случае монохромная палитра подчеркивает драматичное напряжение медленно двигающихся образов, их неподвластность времени.
Рекламный проект для бренда Sisley Don’t depend on anyone не только очень красивый, но и остроумный. Вы были автором идеи?
С самого начала я активно участвовал в разработке креативных принципов рекламной кампании Sisley 2012 года. Это позволило иметь большую творческую свободу, придать всему проекту уникальный характер, отличный от привычных рекламных канонов. В итоге получилось нечто весьма живое, веселое, ироничное. На результат приятно смотреть.
В очень многих ваших работах чувствуется эстетика 1970-х. Это ошибочное впечатление? Или вам действительно визуально близко то время?
Я вырос в семидесятые, поэтому та эпоха для меня – постоянный источник вдохновения. И не потому, что те времена сейчас по-прежнему в моде, меня привлекают их живая атмосфера, эмоции, цвета. Как фотограф, я должен создавать нечто аутентичное, не копируя прошлое, а создавая его заново и переосмысливая.
Не только несуществующий мир бодибилдеров, но почти каждая ваша работа – создание параллельной реальности. Какая из них для вас наиболее привлекательна, насколько вам комфортно жить в настоящем реальном мире?
Некоторые черно-белые фотографии из первой серии Bodybuilders World (2008–2009) все еще в числе моих любимых работ. Это очень гармоничные, красивые образы. В то же время они интригуют и соблазняют зрителей. Мне нравится исследовать напряженную связь между реальным и сюрреальным. Как человеку мне также присуща двойственность. Я стараюсь твердо стоять на ногах, но при этом люблю мечтать, быть в постоянном поиске нового. В своих фотографиях я стараюсь соединить два мира, предлагая зрителям совершить удивительное путешествие.
Оставить комментарий