Леди Ди мира моды
20.08.2010
Ее красотой восхищались Энди Уорхол, Хельмут Ньютон и Франческо Клементе. По большому счету американский дизайнер Диана фон Фюрстенберг подарила миру одно, но гениальное изобретение – wrap dress – платье с запахом из тонкого джерси с жизнерадостными разноцветными принтами. Ее девиз «Почувствуй себя женщиной, надень платье!» не потерял своей актуальности и через четверть века. 30 октября «принцесса Диана» мировой моды приехала в Москву на открытие своей выставки-ретроспективы Journey of a Dress в Манеже, состоявшейся при поддержке «MasterCard Избранное».
Обычно истории всех американских Золушек начинаются с голодного детства и тяжелой юности и завершаются фантастическим успехом, заработанными миллионами и ковровой дорожкой. У Дианы все получилось наоборот. В 22-летнем возрасте дочь греческой еврейки, побывавшей в концлагере, и выходца из Кишинева Льва Халфина не без скандала вышла замуж за богатого австрийского принца Эгона фон Фюрстенберга. Она могла бы спокойно жить в роскошном поместье, общаясь с аристократами, знаменитостями и золотой молодежью, но предпочла другой путь. «Любая женщина должна работать, чтобы чувствовать уверенность в себе и быть в состоянии оплачивать собственные счета. И я всю жизнь работала», – говорит она. До свадьбы Диана трудилась ассистенткой у владельца известной итальянской текстильной мануфактуры Анджело Феретти. Он научил ее разбираться в тканях и особенностях кроя. В начале 1970-х Диана была вынуждена последовать за мужем в Нью-Йорк, но перед отъездом сшила несколько собственных моделей на фабрике Феретти (из обрезков того, что оставалось от производства). И вот на седьмом месяце беременности, с чемоданом, набитым платьями, она отправилась покорять Америку.
Рождение DVF
В Нью-Йорке охваченную волнением дебютантку представили всесильной Диане Вриланд – главному редактору американского Vogue. Вершительница судеб молодых и подающих надежды дизайнеров, будто сошедшая со страниц книги Лорен Вайсбергер «Дьявол носит Prada», дала трикотажным платьям Дианы зеленый свет, и через пару недель они появились на калифорнийской Market Week. Тогда же возник и легендарный лозунг Feel like a woman, wear a dress! – Диане нужна была промофотография. В студии ей предложили сняться на фоне белого куба. Но он показался таким раздражающим и скучным, что она украсила его надписью, впоследствии превратившейся в «формулу успеха», растиражированную всеми СМИ.
Придумав платье, в котором «не было ничего особенного, просто кусок ткани с рукавами», Диана не только заработала состояние, но и вошла в историю моды«В платье чувствуешь себя по-другому, сидишь и стоишь совершенно иначе», – отмечает Диана. Простой крой, повторяющий силуэт песочных часов и скрадывающий все недостатки фигуры, тонкая немнущаяся ткань, плотно облегающая тело, яркий цвет, большой вырез – в таком платье любая женщина кажется привлекательной и сексуальной. И американские модницы мгновенно это поняли. Гениальную находку Дианы буквально сметали с прилавков. В одночасье она стала знаменитостью. Но в отличие от других вундеркиндов и «беззаконных комет» мира fashion-индустрии, ее слава не улетучилась после одного-двух успешных показов. Диане удалось создать вневременную вещь – за последующие несколько лет было продано более пяти миллионов платьев с запахом. Их создательница появилась на обложках Newsweek и Wall Street Journal (в то время это расценивалось как безоговорочное признание успеха). А к 1984-му Диана фон Фюрстенберг, глава бренда DVF, заработала свой первый миллиард.
Муза Уорхола
В 1970-х Диану и Эгона фон Фюрстенберг называли «парой, у которой есть все» – молодость, красота, любовь, деньги, успех у публики. Они умели радоваться жизни и были завсегдатаями светских хроник глянцевых журналов. Днем Диана рисовала эскизы и кроила платья, ночью – отрывалась в легендарной Studio 54 на пересечении Манхэттена и Бродвея, где играла музыка, с потолка распыляли кокаин, а за барной стойкой, инкрустированной бриллиантами, встречались Энди Уорхол и Лайза Минелли, Мик Джаггер и Элизабет Тейлор, Джон Траволта и Кельвин Кляйн, Рудольф Нуреев и Михаил Барышников.
Тоненькая, как тростинка, неутомимая и энергичная, как Диана-охотница из древнеримских мифов, «королева платьев» царила на танцполе. Она очаровала гуру поп-арта Энди Уорхола, писавшего ее портрет дважды – в 1970-х и 1980-х (хотя терпеть не мог изображать одних и тех же моделей). «Меня часто спрашивают об Энди Уорхоле, – рассказывает Диана. – Он был не слишком разговорчивым, больше наблюдал, везде ходил со звукозаписывающим устройством. Мне нравилось работать и с Хельмутом Ньютоном, хотя у нас диаметрально противоположные взгляды на женщин, и с итальянским художником-авангардистом Франческо Клементе. У моды и искусства немало общего, и то и другое – отражение времени. Меня вдохновляет посещение музеев, полотна Гойи и Малевича, русская литература (когда я была маленькой, отец говорил со мной по-русски, с тех пор для меня это язык любви), стиль ар-деко. Я люблю жизнь, а искусство – самая восхитительная ее часть».
От заката до рассвета
После оглушительного успеха платьев с запахом Диана параллельно занималась самыми разными вещами: придумывала дизайн солнцезащитных очков и чемоданов, написала «Книгу красоты», создала коллекцию предметов для украшения интерьера и свой первый парфюм «Татьяна» (так звали ее дочь, получившую русское имя в честь знаменитой возлюбленной Маяковского Татьяны Яковлевой, с которой Диана была дружна). Она развелась с человеком, давшим ей имя, титул и двоих детей, «любила многих мужчин», по ее собственному признанию, но в итоге остановила свой выбор на Барри Диллере, руководившем Paramount Pictures, всегда восхищавшемся ее талантом.
За пару лет заработав целое состояние на платье, в котором «не было ничего особенного, просто кусок ткани с рукавами», Диана могла всю жизнь ничего больше не делать. И действительно, на какое-то время остановилась и «выпала из обоймы» популярных американских дизайнеров.
Энди Уорхол писал Диану дважды, хотя терпеть не мог изображать одних и тех же моделей. Она также позировала Франческо Клементе и Хельмуту НьютонуУже в начале 1990-х Диана фон Фюрстенберг, общаясь со сверстницами своей повзрослевшей дочери, поняла, что молодежь устала от джинсов и стиля унисекс. Девушки выискивали платья с запахом, ставшие раритетом, на блошиных рынках и в магазинах секонд-хенд. В 1992-м Диана придумала шелковые балахоны Silk Assets и распродала их через телемагазины на 1,3 миллиона долларов. А через пять лет выпустила новую коллекцию эксклюзивных платьев, за которыми мгновенно встали в очередь все голливудские звезды – от Деми Мур до Пэрис Хилтон. Так в биографии Дианы начался новый период расцвета: она открывает штаб-квартиру DVF в West Village (Нью-Йорк), расположенную в доме-вагоне XIX века, разрабатывает дизайн платьев для тенниса, сотовых телефонов, водочных этикеток, сумок, ковров, обуви, ювелирных украшений и часов совместно с H.Stern, производит новый парфюм и линию средств по уходу за кожей, пишет автобиографию, читает лекции молодым талантам в Diane von Furstenberg the Theater, устраивает вечеринки в своей нью-йоркской студии, неизменно собирающие светский бомонд Старого и Нового Света. Тем временем новая версия ее платьев (итальянский хлопок и китайский шелк, укороченный низ, современные воротнички) с успехом продается в Saks на Пятой авеню, а потом и в монобрендовых бутиках, появляющихся по всему миру – в Нью-Йорке, Лос-Анджелесе, Майами, Париже, Лондоне, Мадриде, Гонконге, Шанхае, Москве.
Путешествие платья
На открытие выставки Journey of a Dress, проводящейся при поддержке «MasterCard Избранное», Диана фон Фюрстенберг приехала лично. Хрупкая женщина с удивительно стройной фигурой, сияющими глазами и совершенно обычными морщинками появилась в одном из залов Манежа в ярком стильном наряде и туфлях на 10-сантиметровой шпильке. «Мне 62 года, и у меня трое внуков, я никогда не скрывала своего возраста, – улыбается она. – Чтобы хорошо выглядеть, нужно любить жизнь, природу, путешествовать, много работать и всегда находиться в окружении молодых людей». Диана фон Фюрстенберг действительно обладает невероятным шармом и каким-то особым аристократизмом. «Я была очень рада, когда у нас получилось организовать эту выставку, – признается Ольга Свиблова. – Диана – один из немногих ныне живущих дизайнеров с такой колоссальной культурой. Мода и искусство сейчас во многом развиваются в параллельных плоскостях. И это дикость. Стоит вспомнить хотя бы великую Коко Шанель, чья связь с миром театра, литературы, музыки, кино всегда была очень сильна. Диана, наверное, второй человек в мире моды, который унаследовал эту традицию взаимосвязи с искусством. В этой женщине чувствуется порода. Перед ее красотой преклонялись великие художники ХХ века. Но она не остановилась на том, чтобы быть всего лишь музой, моделью. Диане захотелось стать режиссером, хозяйкой своей судьбы. Она легкий, понятный, “свой” человек. Такой я ее себе и представляла. Мне близок этот безумный рабочий график, огромный культурный багаж. Она создает вечные, нестареющие вещи. Это стиль, а не мода, которая меняется в каждом сезоне. Если сама Диана не скажет вам, в каком году было создано платье, в 1975-м или 2005-м, вы никогда не догадаетесь». Подруга Дианы, русская супермодель Наталья Водянова, уговорила ее привезти в Москву не только свои платья, но и историю жизни – портреты, сделанные художниками, документы, эскизы, письма, образцы тканей, фотографии из личного архива.
«Путешествие платья» в Манеже – это 140 экспонатов, рассказывающих о 35-летней карьере Дианы фон Фюрстенберг в мире моды. Выставка делится на пять частей: American Dream – первые wrap dress 1970-х годов, которыми дизайнер покорила Диану Вриланд; Studio 54 – гламурные мини-платья для ночного клуба с мехом, шитьем и пайетками; Foreign Affair – роскошные наряды для выхода в свет, среди которых выделяется сверкающее длинное платье с запахом, именно его надевала Мадонна на прошлогоднюю церемонию «Оскар»; Working Girl – стильные платья для деловой женщины, и работы выдающихся художников и фотографов ХХ века, посвященные самой Диане.
Комментарии (1)
Deandre 19.10.2011 15:49
This artclie is a home run, pure and simple!
Оставить комментарий