Миф о Лебеде
18.06.2012
Белое и черное, жертвенная любовь и ослепляющая страсть, причудливая игра контрастов и тема двойников, классическая для литературы, но не для музыкального театра, история сокрушительного провала и абсолютного триумфа – самому главному балету всех времен и народов «Лебединому озеру» исполнилось 135 лет. WATCH уверен, эта постановка – рекордсмен по количеству неожиданных версий и трактовок – еще долго будет будоражить умы хореографов.
«Взялся за этот труд отчасти ради денег, в которых нуждаюсь, отчасти потому, что мне давно хотелось попробовать себя в этом роде музыки», – писал П. И. Чайковский Н. А. Римскому-Корсакову в 1876 году. За партитуру «Озера лебедей» Московская дирекция Императорских театров заплатила композитору целых 800 рублей – огромную для того времени сумму!
Тайны Лунного короля
На создание музыки к балету Чайковского вдохновили поездка в Баварию на фестиваль опер Рихарда Вагнера, история «сумасшедшего короля» Людвига II Баварского и посещение его резиденции – белоснежного замка Нойшванштайн (в переводе с немецкого – «новый лебединый утес»). Скрытный, меланхоличный и мечтательный Людвиг не интересовался политикой, зато был одержим искусством: спонсировал оперы Вагнера, разоряя государственную казну, и под впечатлением от «Лоэнгрина» начал строительство волшебного замка среди альпийских гор, куда и удалился в итоге от тягот и забот монаршей жизни. Там он катался по озеру в лодке Лоэнгрина в форме лебедя, беспробудно пил шампанское, периодически переживал приступы неконтролируемой агрессии, унижая прислугу и докторов, спал днем и бодрствовал ночью, за что и получил прозвище Лунный король, отдавал противоречивые распоряжения и в итоге был официально признан душевнобольным и не способным к управлению страной.
Одним из самых странных и импульсивных поступков Людвига можно считать внезапную помолвку с принцессой Софьей Баварской и такой же внезапный разрыв с ней, шокировавший всю венценосную родню (не правда ли, отчасти напоминает историю принца Зигфрида из «Лебединого озера»?). Считается, что Чайковский, придумавший своему балету трагический финал, еще и «предсказал» трагическую кончину Людвига. В 1886 году король Баварии при невыясненных обстоятельствах утонул в волнах Штарнбергского озера… В либретто первой постановки «Лебединого» именно Бавария и замок Нойшванштайн указаны в качестве места действия.
Сомнительное зрелище
Несмотря на великолепную музыку Чайковского, мировая премьера «Лебединого озера», состоявшаяся в Большом театре в 1877 году, с треском провалилась. Виной тому оказались и невыразительная хореография бездарного чешского балетмейстера Вацлава Рейзингера, и перегруженность либретто ненужными подробностями и деталями (одна из первых исполнительниц Одетты-Одиллии прима-балерина Анна Собещанская вспоминала, что ей приходилось брать с собой на сцену шпаргалку, чтобы справиться с пантомимными эпизодами). В первой постановке было огромное количество действующих лиц, а вместо Ротбарта, олицетворяющего злой рок, выступала какая-то сказочная Мачеха-Сова.
Премьера «Лебединого озера» в Большом театре в 1877 году с треском провалилась«Странное скопление на сцене дам разного возраста и разной комплекции в тяжеловесных костюмах с перьями, тщетно старавшихся изобразить горделиво плывущих лебедей, – отозвался о постановке корреспондент “Санкт-Петербургских ведомостей”. – К радости публики, в конце спектакля вся эта разномастная птичья стая утонула в озере вместе с немецким принцем Зигфридом, бросившимся вслед за ними в воду».
«В “Лебедином озере” задачи нет никакой, – писал известный музыкальный критик Герман Ларош. – Быть может, именно убожество сюжета так вдохновляюще подействовало на Чайковского». По воспоминаниям современников, присутствовавшие на премьере зрители закрывали глаза и слушали музыку Петра Ильича как симфонический концерт. Сам композитор, на стадии репетиций увлекшийся балетом, впоследствии отзывался о нем критически: «Чистая дрянь, вспоминать о ней без чувства стыда не могу».
В 1870-е годы московский балет вообще переживал не лучшие времена, находясь в тени петербургского. Рейзингер, возглавлявший его с 1873 по 1878 год, мог предложить публике лишь сентиментальные глупости вроде «Прерванного уединения», «Стеллы», «Ариадны» и «Бабушкиной свадьбы» – спектаклей, о которых сейчас не помнит никто. И «Лебединое озеро», несомненно, пополнило бы эту «братскую могилу», если бы в 1895 году, уже после смерти Чайковского, за новую версию не взялись два гениальных петербургских хореографа – Мариус Петипа и Лев Иванов.
Две судьбы
Сложно представить себе двух более непохожих друг на друга людей, чем властный, амбициозный, обласканный императорским двором, жизнерадостный француз Петипа, долгие годы возглавлявший балет Мариинского театра, и вечно сомневающийся, скромный, неуверенный в себе, сторонящийся театральных интриг и всегда остающийся на вторых ролях Иванов. Один обладал даром, буквально как царь Мидас, превращать в чистое золото самые бросовые сюжеты, легко и в рекордные сроки сочинять на заказ, доводить хореографические безделушки до уровня балетного академизма. Другой мучительно вынашивал замыслы, ставил медленно, зато отличался поэтическим видением и гораздо тоньше чувствовал музыку.
Иванов, алкоголик с комплексом неудачника, «тишайший Лев», как его называли в театре, всегда находился в тени своего блистательного коллеги Петипа, причем воспринимал это как должное, действительно чувствуя себя менее талантливым (что вовсе не соответствовало реальному положению дел). Оба были гениальными хореографами, визионерами, заложившими новую эстетику балетного театра. Если в количественном отношении Петипа опередил своего бессменного ассистента, будучи автором множества успешных спектаклей – «Баядерки», «Спящей красавицы», «Дон Кихота», «Пахиты», «Дочери фараона», то Иванов взял реванш качеством: его II акт «Лебединого озера», половецкие пляски в «Князе Игоре», вальс снежинок в «Щелкунчике» до сих пор считаются непревзойденными шедеврами хореографического искусства (рискнем предположить, что без бессюжетного импрессионизма Льва Иванова не было бы ни Михаила Фокина с его «Шопенианой» и «Умирающим лебедем», ни Джорджа Баланчина – главного балетмейстера ХХ века).
Петербургская постановка «Лебединого озера» – уникальный случай в истории балета, когда два хореографа равного масштаба и совершенно разного мироощущения объединили свои усилия для создания одного спектакля. «В этом балете гениально дополняют друг друга русская мечтательность и одухотворенность Иванова и неистовый, изобретательный галльский темперамент Петипа», – отметил один из величайших танцовщиков ХХ века Серж Лифарь.
Модернистский балет
Петипа и Иванов увидели в «Лебедином озере» нечто большее, чем обычную сказку. Впервые в балете прозвучали темы, созвучные эпохе модернизма, – подлинность и мнимость, мир, утративший устойчивость и определенность, амбивалентность чувств, женская двойственность, упоение темной стороной, спутанность сознания. (Немудрено, что в ХХ веке Джон Ноймайер поставил «психоаналитическую» версию «Иллюзии как “Лебединое озеро”», где на первом плане оказалось путешествие главного героя по лабиринтам бессознательного.)
Рейзингер пересказывал либретто, Петипа и Иванов отталкивались от музыки. Они построили спектакль на противопоставлении: плавный, кантиленный, бессюжетный II акт Льва Иванова и яркий, контрастный, динамичный III Мариуса Петипа с его бешеной концентрацией действия и чередой блестящих номеров. Хрупкость и чистота Одетты и сексуальность, женская привлекательность Одиллии. Доверчивость и простодушие Белого лебедя и разыгранная как по нотам манипуляция Черного.
Петипа придумал самую эффектную и сверхвиртуозную хореографию, Иванов осуществил художественный прорыв. Именно он ввел в адажио II акта действующий кордебалет, словно повторяющий и усиливающий движения главных героев (до этого массовка оставалась статичной – сидела на табуретках и безучастно наблюдала за персонажами). Этот прием еще долгое время не решался повторить ни один хореограф. Иванов провел и реформу балетного костюма: на смену громоздким, неуклюжим нарядам с прикрепленными крыльями, которые критики сравнивали с дирижаблями, пришли легкие, элегантные пачки.
Мэтью Боурн в своей версии «Лебединого» облачил мускулистых мужчин в пачки с перьямиСамое первое фуэте
Исполнительницей роли Одетты-Одиллии на премьере «Лебединого озера» в Мариинском театре стала приглашенная звезда – итальянка Пьерина Леньяни. Одна из лучших балерин Европы того времени, она поражала публику своей виртуозностью и энергией. Леньяни с ее маленьким ростом и мускулистыми ногами не годилась для романтических балетов, воспевающих бесплотную, воздушную женскую красоту, зато в сложной хореографии Мариуса Петипа чувствовала себя как рыба в воде. Тройные пируэты, туры в воздухе, прыжки через всю сцену – все это она делала шутя, в то время как выпускницы Императорского хореографического училища еле держались на пуантах…
Именно Пьерина Леньяни в партии Одиллии в «Лебедином озере» впервые исполнила самый знаменитый балетный трюк – 32 фуэте. В детстве она поспорила с подружками, кто дольше всех продержится на карусели, и, обладая отличным вестибулярным аппаратом, одержала победу, проехав 32 круга. Поэтому, исполняя вращение в быстром темпе, она считала до тридцати двух. Фуэте приводило публику в такой восторг, что многие подъезжали на «Лебединое» специально ради него – к концу III акта, как на арию любимого артиста в опере. Несколько лет Леньяни была единственной, кто его исполнял, и петербургские балерины не могли составить ей конкуренцию. Вот что вспоминала о театральных буднях того времени Тамара Карсавина: «Воспитанницы, маленькие и большие, пытались проделать 32 тура: по вечерам всюду мелькали силуэты, похожие на кружащихся дервишей, мы вертелись в классах, столовой, дортуарах, теряя равновесие после двух-трех туров и все начиная сначала».
Первой русской балериной, научившейся крутить фуэте, стала блистательная Матильда Кшесинская, возлюбленная императора Николая II. Тщеславная Маля не могла простить Леньяни ее головокружительного успеха и наблюдала за ней безотрывно, пока не поняла, что секрет итальянки – в фокусировке взгляда в одной точке. С тех пор Кшесинская сама триумфально исполняла Одетту-Одиллию. А потом и вовсе вытеснила Леньяни со сцены, обратившись за поддержкой к своему царственному покровителю.
Сложнейшая в плане техники и актерского мастерства роль Одетты-Одиллии, требующая от балерины, по сути, противоположных качеств – утонченной лиричности и яркого драматизма, – стала своеобразным экзаменом на звание примы. В разное время в «Лебедином озере» блистали Марина Семенова, Галина Уланова, Майя Плисецкая (она вообще установила абсолютный рекорд, выйдя в этой партии на сцену 800 раз!), Наталья Макарова, Сильви Гиллем, Нина Ананиашвили, Ульяна Лопаткина.
Лебединые фантазии
Сейчас, наверное, не найдется ни одной уважающей себя балетной труппы, в репертуаре которой нет «Лебединого озера». А уж по количеству различных версий и трактовок этот балет смело можно назвать самым популярным и… самым беззащитным. Чего только стоят эксперименты Матса Экка с лысыми лебедями в лохмотьях; экстравагантная постановка Мэтью Боурна, в которой главный герой по ночам сбегает в Гайд-парк, чтобы встретиться с Лебедем, оборачивающимся мужчиной; едкие пародии балета «Трокадеро» из Монте-Карло; или ужасающий спектакль Владимира Васильева, ставший апофеозом творческой деятельности Анастасии Волочковой. Киноверсию «Лебединого озера» в Голливуде создал Джордж Баланчин, а первый балет на льду поставили в Нью-Йорке.
В России спектакль Петипа – Иванова был возведен в ранг культа. Александр Горский придал ему московский шик и размах, Асаф Мессерер в разгар сталинских репрессий приделал счастливый финал, Юрий Григорович поставил на пуанты характерную массовку и удалил пантомимные сцены.
В советскую эпоху «Лебединое озеро» стало государственным символом и частью официального протокола – им щедро кормили иностранных делегатов, глав государств, участников партийных съездов. Его давали по всем каналам в день похорон генсеков, так что у старшего поколения выработался стойкий иммунитет ко всем художественным достоинствам этого замечательного балетного действа.
Впрочем, сегодня политические страсти поутихли и ситуация изменилась. «Лебединое озеро» – по-прежнему вершина академической классики, основа репертуарной афиши и гвоздь программы любых гастролей. Однако публика идет на него прежде всего ради хореографии, артистов, трогательной истории любви и великой музыки Чайковского.
Оставить комментарий