Мистер Ягуар
12.05.2013
С приходом Яна Каллума на пост главного дизайнера Jaguar этот британский автопроизводитель явно переживает второе рождение. Появление последнего творения «кошачьей» марки, нового двухместного спорткара F-Type, было встречено с особым энтузиазмом. Впервые за достаточно длительный период времени ключевыми принципами новой дизайнерской концепции бренда снова стали простота и логичность.
Мы беседуем с Яном Каллумом в штаб-квартире Jaguar в Ковентри, он как всегда улыбчив и удивительно откровенен. «Мне кажется, что моя жизнь идет по заранее написанному сценарию, – признается он буквально на первых минутах встречи. – Jaguar XJ6 1968 года выпуска, который я увидел в салоне выставочного зала, еще будучи юнцом, произвел на меня неизгладимое впечатление. С того самого момента я точно знал, что обязательно стану профессиональным дизайнером и буду создавать новые модели Jaguar. Я даже отправил письмо в компанию со своими эскизами и просьбой принять меня на работу. И получил одобрительный отзыв от Билла Хейнса, бывшего тогда главным конструктором бренда, а через несколько лет компания Ford (к которой в то время принадлежал Jaguar. – Прим. WATCH) стала моим первым настоящим местом работы. Так круг замкнулся».
Семейная страсть к чистоте линий
Ян Каллум принимал участие в создании новых моделей автомобилей Fiesta и Mondeo и до своего ухода из Ford успел поработать и отточить мастерство во всемирно известном кузовном ателье Ghia в Турине, входящем в то время в состав корпорации Ford. Там он неожиданно встретил своего младшего брата Морая, который сегодня руководит дизайнерским отделом Ford.
«Морай в то время как раз подписал контракт с Ghia. Видели бы вы его выражение лица, когда я вошел в комнату и меня представили коллективу как нового начальника отдела. У нас сложились доверительные деловые отношения, все шло гладко, пока однажды не случилось следующее. Как-то при посещении ателье один клиент стал вести себя бесцеремонно, не стесняясь в выражениях по поводу дизайна наших автомобилей. Морай от этого едва не взорвался, прервал дискуссию с покупателем и выбежал из комнаты, громко хлопнув дверью. Я по-человечески понимал, что правда на его стороне, но, тем не менее, как руководитель должен был призвать его к сдержанности в общении с заказчиком, памятуя о том, что “клиент всегда прав, даже тогда, когда он не совсем прав”. Поэтому я крикнул ему вдогонку: “Если ты сейчас же не вернешься, ты уволен!” К счастью, на следующий день он как ни в чем не бывало вышел на работу. Мы первым же делом решили поскорее забыть об этом неприятном инциденте и больше никогда о нем не вспоминать. Тем более что кроме родственных уз нас объединяет и общая дизайнерская философия: отказ от излишеств, абсолютная четкость и чистота линий. Лучше меньше, да лучше. Морай, работая с Ford, создает совсем другие концепции, чем те, которые я разрабатываю для Jaguar, было бы глупо сравнивать эти два бренда между собой. Тем не менее интересно отметить, что новая модель Mondeo в передней части кузова имеет некоторые черты, сходные с Aston Martin. Мне было приятно это осознавать – как бальзам на душу».
Звездный час
После 11 лет работы в Ford шотландец продолжил свою карьеру в британской инжиниринговой компании TWR (Tom Walkinshaw Racing) в качестве независимого консультанта по дизайну. Каллум считает этот период самым счастливым в своей профессиональной карьере. Именно тогда в полной мере раскрылся его дизайнерский талант: он отвечал за разработку культовых моделей Aston Martin DB7, Vanquish, DB7 Vantage с двигателем V12, прототипов Vantage и Nissan R390. Одновременно выполнял заказы для других клиентов компании TWR: Volvo, Mazda и Holden Special Vehicles (HSV).
На волне успеха Ян получил предложение от вице-президента по дизайну Ford Group Джея Мейса возглавить калифорнийскую студию Advanced Design Studio компании Jaguar. Однако согласие дал не сразу. «Конечно же, соблазн был велик, но, разумеется, лучше не рисковать, хотя мне во что бы то ни стало хотелось насладиться победой, – вновь откровенно признается Каллум. – Именно поэтому я сказал, что мне нужно время на размышление. В тот момент пришло неожиданное известие о внезапной кончине руководителя дизайнерского отдела Джеффа Лоусона. Мейс вновь связался со мной и предложил мне место Лоусона. Вначале меня охватило глубокое чувство эйфории и радости, которое, впрочем, вскоре сменилось страхом. Не взял ли я на себя слишком много? Смогу ли я оправдать ожидания компании? По натуре я довольно застенчивый человек и комфортно себя чувствую только в хорошо знакомом окружении. Работа с клиентом – это не мое, в мою бытность консультантом у меня всегда легко получалось отделаться парой общих фраз, даже не поднимаясь из-за письменного стола. Руководство дизайнерским отделом такого автомобильного гиганта, как Jaguar, поначалу внушало мне страх».
Руководство дизайнерским отделом такого автомобильного гиганта, как Jaguar, поначалу внушало мне страх
Печальное наследие
И все же Каллум согласился. Он перешел в Jaguar и воплотил в жизнь мечту детства. Вначале было непросто. «Через неделю после моего вступления в должность мне пришлось взять в руки микрофон и сделать презентацию целой команде специалистов. Это было мое первое публичное выступление, – рассказывает он. – Меня охватил панический страх. Казалось, все мои попытки изначально обречены на провал! Тогда пришлось пересиливать себя. Теперь я делаю это постоянно, так как моя должность предполагает публичность и открытость. Нельзя сказать, что процесс превращения в публичного человека дался мне легко и гладко, а выступление перед аудиторией доставляет удовольствие, но кое-какой прогресс в этом отношении все же чувствуется. Как руководитель большой команды я уделяю много сил и времени тому, чтобы донести свои идеи до коллег, и меня порой очень расстраивает, если, несмотря на все старания, это не совсем удается. К счастью, подобное является исключением из правил, и внезапный взрыв гнева, случающийся у меня при объяснении своей концепции, иногда, как ни странно, служит лучшим катализатором творческого движения. Конечно, процесс конструирования автомобиля нельзя сравнить с созданием, например, космического корабля, где каждая мелочь имеет решающее значение, но и в случае с авто также нужно помнить о деталях. Умение творчески мыслить и самостоятельно решать проблемы – важные качества в работе современного дизайнера».
Еще одной проблемой, доставшейся Каллуму от предшественника, был морально устаревший малопривлекательный дизайн Jaguar. «В пору моего детства эту марку отличал яркий современный облик и в эстетическом плане она намного превосходила своих конкурентов – BMW и Mercedes. Jaguar законно считался автомобилем королей и королем автомобилей. Тем более сложно было признаться самому себе, что по всем современным меркам его дизайн безнадежно устарел. Я пришел в компанию в момент, когда вот-вот должна состояться презентациия X-Type и было уже слишком поздно что-либо менять. Экая незадача! Я очень хотел просто пойти к нашему директору и настоять на отсрочке презентации хотя бы на год, чтобы сделать автомобиль заново, с нуля, но, увы, тогда мне не хватило на это смелости. В итоге пришлось смириться с тем, что разговор о необходимости проведения значительных изменений в дизайне модельной линейки отложился как минимум лет на пять».
Однако, как говорится, все, что ни делается, делается к лучшему. Отсрочка введения изменений в дизайн Jaguar сделала для Яна возможным параллельно руководить процессом создания Aston Martin DB9. Каллум полностью согласен с тем, что одновременная работа на два супербренда была довольно необычным занятием. «Самое удивительное, что этот процесс давался мне легко. Я отдал Aston Martin без малого 10 лет и знаю компанию как свои пять пальцев. Одинаково трепетно отношусь к обоим брендам, и мне, чтобы никого не обидеть, приходилось некоторое время разрываться на два фронта. Однако одновременно усидеть на двух стульях нелегко. Проверено на собственном опыте. Передо мной стояла проблема выбора: Jaguar или Aston Martin. Когда я услышал, что Генрик Фискер (недавно представивший на суд публики первые автомобили своей собственной компании Fisker. – Прим. WATCH) согласился на должность главного дизайнера Aston Martin, у меня как будто гора упала с плеч. Jaguar был и остается моей первой любовью, и я был рад сконцентрировать свое внимание на нем».
Я по-прежнему в поисках своего пути. Работая в Jaguar, я тем не менее хотел бы основать собственную дизайнерскую студию
Творец мечты
С той поры прошло 13 лет, и мир увидел такие модели, как XK, XK-R, XF, XJ, созданные под руководством Каллума. Последние детище Яна, новый спорткар F-Type – преемник легендарной модели 1960-х E-Type – был также тепло принят публикой. «С момента моего прихода в Jaguar создание именно этой машины было одним из самых важных в списке приоритетов и стало ярким воплощение амбиций компании и всей команды конструкторов», – говорит он.
«Однако первые начинания оказались неудачными, и руководство Ford отказало нам в дальнейшем финансировании. Затем на сцене появился господин Тата (начиная с 2008 года Jaguar принадлежит индийской компании Tata Motors. – Прим. WATCH), и я сразу же понял, что нашему проекту дали зеленый свет. Именно Тате F-Type обязан своим появлением. И хотя дизайн модели на первый взгляд выглядит довольно незамысловато, нам пришлось повозиться. Особую сложность представляла задача оснастить автомобиль необходимой технической начинкой и сделать его доступным по цене. Мы можем гордиться достигнутыми результатами. Такая видимая простота дизайна обманчива!»
Предварительно обнародованные данные F-Type говорят о том, что он должен составить достойную конкуренцию моделям Porsche Cayman и Boxster. Сам Каллум думает немного иначе: «Мы создали исключительный автомобиль, который сам займет положенное ему место. Яркая индивидуальность и эмоциональный дизайн являются важными инструментами для увеличения объема продаж. В этом отношении создание внешнего облика машины сродни сочинению музыки. Здесь требуется не только знание инструментовки, гармонии и композиции, но и яркое финальное впечатление. Как, например, это обстоит с музыкой Брюса Спрингстина, Дэвида Боуи или Адели. Я не считаю, что вы должны расспрашивать клиентов об их пожеланиях. Необходимо самому угадывать запросы потребителей, уметь предвидеть то, что люди захотят иметь в будущем, как это сделал Стив Джобс. Способность предвосхищать желания, о которых люди даже не догадывались. Автомобиль должен вызывать у вас приятные эмоции».
На вопрос о том, не беспокоит ли его тот факт, что нынешнее поколение уже не так увлекается автомобилями, он утвердительно кивает. «Во времена моего детства машина была пределом мечтаний любого мальчишки, – говорит Каллум. – Машину покупали из последних сил и возможностей, и на приобретенное с такими усилиями и трудностями чудо техники чуть ли не молились. Сейчас мы живем в эру информационных технологий, и личным автомобилем в наше время уже никого не удивишь. В 1960-е все было по-другому. Тем не менее автолюбителей по-прежнему хватает. Я практически ежедневно получаю письма от молодых людей, которые хотели бы попробовать свои силы на дизайнерском поприще. И всегда с удовольствием просматриваю их эскизы, советуя большинству делать то же самое, что когда-то посоветовали мне: не останавливаться на достигнутом и развивать свой талант».
Что Каллум думает о своей карьере, каким он видит себя через пять лет? «Миссия, которая тогда стояла передо мной, – вдохнуть в автомобильный бренд Jaguar новую жизнь и разработать три новые модели – выполнена, – говорит он. – Вот и получается, что в данный момент я нахожусь на каком-то перепутье, когда одна цель достигнута, а другая еще не сформировалась. Я по-прежнему в поисках своего пути. Работая в Jaguar, я тем не менее хотел бы основать собственную дизайнерскую студию, не относящуюся к миру автомобилей, и заниматься разработкой кожаных изделий, лодок, домов. А еще я мечтаю создать компактную и экономичную модель Jaguar, которая бы идеально подошла для современных городских условий, но при этом в равной степени олицетворяла бы ценности бренда. К сожалению, в нашем понимании маленький автомобиль – все еще синоним дешевого. По-моему, я слишком далеко забежал вперед».
Кто такой Ян Каллум?
Дата и место рождения 1954 год, Дамфрис, Шотландия
Образование: учился в школе автомобильного дизайна в Ковентри, Абердинском колледже искусств и Школе искусств города Глазго по специальности «промышленный дизайн». После окончания учебы по программе «автомобильный дизайн» в знаменитом Королевском колледже искусств в Лондоне получил степень магистра.
Карьера
1979–1990-е – работа в японском, итальянском и австралийском представительствах компании Ford. Каллум не только занимался разработкой отдельных элементов внешней и внутренней отделки машин (например, рулевых колес), но также отвечал за дизайн таких культовых моделей спорткаров, как RS200 и Escort RS Cosworth.
Затем он работал дизайнером во всемирно известном автомобильном кузовном ателье Ghia в Турине, являющегося партнером компании Ford.
1991–1999 годы – главный дизайнер и генеральный директор британского тюнингового ателье TWR (Tom Walkinshaw Racing), известного своими разработками для автомобильных компаний Aston Martin, Volvo, Mazda и Holden Special Vehicles (HSV). За время своей работы в компании Aston Martin Ян Каллум стал автором создания трех автомобилей – DB7, Vanquish и DB9, которые заслуженно снискали себе ранг культовых.
С 1999 года по настоящее время – главный дизайнер компании Jaguar.
Личная жизнь
Женат, имеет двух взрослых сыновей Фрейзера (25) и Алистера (21) от предыдущего брака. Любимая «игрушка» Каллума – оригинальный XK-R ярко-синего цвета.
Оставить комментарий