Модернист и консерватор
29.07.2015
Живя одновременно в двух городах – огромной Москве и тихой Юрмале – легенда финансового мира, человек, создавший «русский маркетинг», Александр Гафин выбирает и различные способы перемещения в пространстве. И если спокойные прибалтийские улочки вдохновляют на неспешную езду на велосипеде или скутере, то стремительная Москва требует совершенной другой энергии. И эта энергия заключена в абсолютно новом полноприводном внедорожнике Volvo XC90. О своей эмоциональной связи со шведскими автомобилями, собственных правилах нахождения за рулем и значении имиджа и дружбы в бизнесе Александр Гафин рассказал WATCH.
Вы стояли у истоков маркетинга в России, первым через концерты мировых звезд, продвигали бренд Альфа-банка. А как вы оцениваете сегодняшнее положение на маркетинговом рынке? Настолько пристально следите за жизнью индустрии, отмечаете интересные находки?
Конечно, мне очень интересно наблюдать за всевозможными креативными новшествами, которые генерируют компании. Но традиционно меня больше интересует финансовый мир. Нынешний год вряд ли принесет сюрпризы в этой сфере – многие компании сократили бюджеты и заняли выжидательную позицию. Среди последних грандиозных маркетинговых шагов я бы отметил политику Сбербанк, которая за рекордные сроки изменила имидж этого учреждения. Из консервативного, старомодного он превратился в современный и конкурентный бренд. Хотя можете себе представить, что такое Сбербанк? Огромная махина, неповоротливая и нединамичная, и то, что это удалось поменять за весьма короткие сроки, – безусловно, заслуга новой команды банка. Очень интересно себя ведут молодые компании, работающие в сфере интернета. Такова данность времени. И хотя у российских игроков в этом сегменте небольшой опыт, я вижу будущее именно за Всемирной паутиной и связанными с ней продуктами, услугами и сервисами. Вызовы интернета сформируют новые тренды в маркетинге, которые могут кардинально отличаться от традиционных классических подходов.
Вы – один из самых виртуозных нетворкеров российского делового рынка. Просто поражает вашу умение объединять вокруг себя людей из самых разных сфер – банкиров, политиков, ученых, писателей, журналистов. Каков секрет хороших отношений? С кем ваше деловое сотрудничество переросло в дружбу?
Никакого особого секрета нет. Просто моя работа постоянно сводила и сводит меня с интересными людьми, отношения с которыми перерастают в дружеские, поскольку мы проводим много времени вместе, участвуя в различных проектах. Я горжусь дружбой со многими своими современниками. Мне повезло, что когда-то я познакомился с Михаилом Фридманом, одним из самых умных и успешных бизнесменов не только в России, но и в мире, и вот уже много лет мы дружим. Всегда приятно встречаться и посидеть с Леонидом Ярмольником, помню его первые шаги в Театре на Таганке, а сейчас он уже зрелый мэтр, но у нас много общего и всегда есть о чем поговорить. Глубокий, умный, очень нежный Геннадий Хазанов – мне нравится проводить с ним время. Я часто путешествую, и у нас сложилась уже своя команда, куда входят такие же активные путешественники, как Дима Маликов, Валера Сюткин, Игорь Угольников. Мы дружим уже давно, и это приятно.
Дорога не прощает лихачеств и нарушений, поэтому я отношусь к процессу вождения максимально ответственно. Как и марку Volvo, на дороге меня волнует прежде всего безопасность и надежность
Насколько сегодня важен фактор знакомства для ведения бизнеса? Где проходит грань между деловыми отношениями и дружескими?
Вы знаете, я известен в некоторых кругах, и эта известность помогает даже не мне, а моим детям. Если люди относятся ко мне с симпатией, она распространяется и на моих детей, им проще войти в какие-то двери, завязать личные знакомства и прочее. А вообще, конечно, важно иметь отношения более глубокие, чем просто деловые. Это открывает кредит доверия и делает комфортным ведение бизнеса. Ну а грань каждый определяет для себя сам.
Финансовая сфера подразумевает очень консервативный дресс-код. Однако времена меняются, и мы часто встречаем примеры выхода за пределы этих правил. Как вы считаете, нужно ли проявлять таки образом свою индивидуальность в бизнесе?
Для бизнесмена и публичной фигуры очень важно иметь имидж и свой собственный стиль. Причем неважно, какой он будет: консервативный, как у адвоката Добровинского, или гипердемократичный и даже фривольный, как у Чичваркина. Имидж в итоге помогает бизнесу. Существует глубокое заблуждение, что тебя будут оценивать лишь по твоим активам или банковскому счету. Нет, если ты работаешь в серьезной компании и имеешь большое количество бизнес-контактов, то твой имидж должен соответствовать корпоративному и даже в чем-то его превосходить.
Продолжая тему стиля, насколько вы подвержены влиянию брендов? Есть ли для вас предметы, чье происхождение не имеет большого значения, и какие вещи вы не купите, если они не будут выпущены известной маркой?
Я не ощущаю какой-то зависимости от брендов, особенно, если говорить о популярных. Для меня важно, чтобы часы, запонки, ручки – у мужчин не так велик выбор того, с чем можно поиграться – были узнаваемы. То есть зажигалка, предположим, Dunhill или ремень Hermes, помимо всего, служат еще и этаким опознавательным знаком «свой-чужой». А с другой стороны, иногда мы совершаем покупки для того, чтобы продемонстрировать свою оригинальность, и здесь уже популярность бренда скорее вредит. Но вообще я не люблю совсем уж модные бренды, особенно если логотип написан крупными буквами и ты обязан на себе такое носить.
Когда у вас проснулся вкус к хорошей жизни – отелям, винам, автомобилям и прочим аксессуарам красивой жизни? От чего из вышеперечисленного вы легко отказались бы, а от чего – никогда?
Каждому человеку понятно, что хорошо жить – это хорошо. Летать бизнес-классом приятнее, чем экономом, пятизвездочный отель с бассейном и спортивным залом привлекательнее хостела и так далее. Но со временем у меня появилось осознание того, что я могу пожертвовать комфортом по каким-нибудь причинам. Если будет выбор ехать еще километров 200 до хорошего отеля, то предпочту остановиться в менее роскошном и просто выспаться отдохнуть. И билет в эконом-класс возьму, тем более что по некоторым европейским направлениям этот тариф мало отличается от бизнеса.
Помните свои первые заработанные деньги? На что вы их потратили?
Зарабатывать я начал довольно рано – в 16–17 лет и на первые большие деньги купил машину. Потому что в 1970-е годы самой высшей мерой успеха и важным показателем имиджа был автомобиль. Мне на тот момент было 18 лет. После нее у меня было много других, но первая запомнилась тем, что она ни минуту не простаивала – на нее существовала очередь из друзей, которые катали в ней подружек. Это были «Жигули» 11-й модели. Сейчас же мои вкусы немного изменились, и я предпочитаю Volvo и их последнюю новинку – XC 90.
Каждый гражданин СССР мечтал о покупке любой модели шведского производителя. Кстати, Юрий Никулин всегда ездил лишь на Volvo – это было его фирменным стилем
Сегодня большую часть времени вы проводите в Москве или в Юрмале? Что привлекло вас в Латвии, почему выбор пал на эту маленькую страну?
Действительно, сейчас у меня в жизни наступило интересное время – я живу в двух странах: Латвии и России. Причем недвижимость у меня там была довольно давно, так получилось, что я купил ее, поддавшись на уговоры друзей. Семья не очень хотела там жить, и мы проводили лето в основном в Италии, а Юрмала оставалась запасным аэродромом. Когда меня пригласили работать в крупнейший частный банк Прибалтики Rietumu Banka, квартира оказалась наконец-то востребованной. Со временем и жена, и дети полюбили это место. Теперь мы с удовольствием приезжаем туда не только летом, но и зимой. В Юрмале и правда другой уровень жизни: лететь чуть больше часа, 15 минут от аэропорта до дома, жизнь на берегу моря, иметь на ужин только свежие продукты и не страдать от плохой экологии и неудобной инфраструктуры. К тому же это русскоговорящая страна, где достаточно лояльное отношение к русским. В Риге очень хороший театр и опера, постоянная череда гастролей российских трупп и музыкальных коллективов, там я хожу в театры чаще, чем в Москве. Поэтому не ощущаю какой-то оторванности. Нужно сказать, что и Москва сегодня изменилась – ее ритм жизни очень стремителен при том, что я не хочу проводить большую часть времени в пути. Вот и выбрал более размеренный и спокойный прибалтийский стиль жизни.
Москва и Юрмала – города совершенно разные по всем параметрам, как вы предпочитаете передвигаться в них?
Сразу признаюсь, я не спускался в метро вот уже 35 лет, хотя этот вид передвижения по нашему загруженному мегаполису становится все более популярным. А в Юрмале у меня есть возможность ездить на велосипеде или скутере. А еще я люблю олдтаймеры. Но в Москве на них не поездишь – они смотрятся каким-то инородным телом среди мчащихся современных авто, а вот в атмосферу Юрмалы старые машины вписываются идеально – я с удовольствием на них катаюсь. Там есть, кстати, и хороший ретроклуб, но в ралли пока не участвовал.
Как бы вы охарактеризовали ваш собственный стиль вождения?
Мой собственный стиль уже сформировался – и он абсолютно консервативный. Я считаю, что главное в вождении добраться из точки А в точку Б в запланированное время, не создав на пути аварийных ситуаций и не нарушив правил. Дорога не прощает лихачеств, ни нарушений, поэтому я отношусь к процессу вождения максимально ответственно. Как и марку Volvo, на дороге меня волнует прежде всего безопасность и надежность.
А какие еще вас ассоциации и эмоции вызывают у вас автомобили этого шведского автопроизводителя?
В свое время в СССР было мало иномарок, те, что пригнали после войны, уже выработали свой ресурс, а новые, как вы понимаете, купить не представлялось возможным. Большинство иностранных машин, колесящих по столице, были посольскими, собственно благодаря им мы и приобщались к мировому автопрому. Так вот, в 1970-е чаще всего встречались именно Volvo, потому что эти авто были рекомендованы для дипломатического корпуса при МИД как наиболее подготовленные к местным климатическим и дорожным условиям. Volvo всегда были символом надежности. Даже сотрудники американского посольства, несмотря на собственную мощную автопромышленность, ездили именно на них. Поэтому каждый гражданин СССР мечтал о покупке любой модели этого шведского производителя. Кстати, Юрий Никулин всегда ездил лишь на Volvo – это было его фирменным стилем.
Что привлекает вас в модели XC90?
Машина практичная, удобная для большой семьи, имеет прекрасную проходимость в условиях бездорожья, но выглядит при этом элегантно для города.
Пять особенностей абсолютного нового Volvo XC90
Дизайн. В скандинавском автомобиле XXI века чистые строгие линии, неброская элегантность и простота сочетается с тщательно продуманными деталями. Визитной карточкой внедорожника стал «Молот Тора» – фирменная светодиодная вставка в передних фарах, имеющая форму положенной набок буквы Т.
Управление. Приборная панель больше не механическая – она полностью выполнена на основе последних электронных разработок. На ней располагается большой сенсорный экран диагональю 9,5 дюймов. Прикосновение или голос открывает доступ к информационно-развлекательной системе, функциями безопасности и другим системами. Можно просматривать информацию в интернете и даже создать точку доступа Wi-Fi в салоне автомобиля.
Комфорт. В салоне установлена аудиосистема Premium Sound от Bowers & Wilkins, чье программное обеспечение воссоздает акустику концертного зала Гетеборга, где расположена штаб-квартира Volvo. Двухзонный климат-контроль с системой многофункциональной очистки воздуха CleanZone создает здоровую и приятную атмосферу в автомобиле, а система подсветки освещает путь от машины до дома. Эргономика салона позволяет всем пассажирам – как взрослым, так и детям – разместиться с максимальным удобством.
Мощность. Автомобиль предлагает пять вариантов силовой установки. Дизели D4 и D5 имеют мощность 190 и 225 л. с. (400 и 475 Нм), бензиновые моторы T5 и T6 развивают 254 и 320 л. с. (350 и 400 Нм соответственно). Все четыре мотора имеют турбонаддув, а самый мощный T6 еще и компрессор. В пятом варианте – 402-сильный плагин-гибрид с индексом T8 (640 Нм суммарного момента), который заряжается от бытовой сети и способен проехать до 40 км на электротяге.
Безопасность. Многоступенчатая система активной и пассивной безопасности IntelliSafe, в которой каждая функция взаимосвязана с другими, позволяет не только защитить водителя и пассажиров во время столкновения с препятствием или опрокидывания автомобиля, но даже предупредить инциденты на дороге, которые могут произойти по вине других участников дорожного движения.
Комментарии (1)
Робот 02.08.2015 22:42
Никулин предпочитал Волгу. Зачем писать, что ВСЕГДА vovlo?
Оставить комментарий