Обретение Босфора
22.12.2014
Открывшийся в мае этого года отель Shangri-La Bosphorus, Istanbul стал второй неазиатской гостиницей гонконгской сети Shangri-La Hotels and Resorts. Стилистической основой для его дизайна-проекта послужил дворец Долмабахче, последняя и самая пышная резиденция оттоманских султанов. Но как во дворце, так и в отеле главным украшением оказываются не мрамор, хрусталь или красное дерево, а вид на Босфор, самый желанный пролив в истории, душу Стамбула, связующий живой поток между Европой и Азией. Восточное и западное, европейское, китайское и турецкое соединяются и в Shangri-La Bosphorus, Istanbul. И эта мультикультурность интерьера, сервиса, кухни – одна из любопытных особенностей новой гостиницы.
На панорамных окнах номеров с видом на Босфор отеля Shangri-La Bosphorus, Istanbul обязательно имеются толстые, светонепроницаемые шторы для безмятежного, глубокого сна на рассвете. Но пользоваться ими – непростительная глупость. Спать надо там, где нет солнца и моря. На берегу Босфора следует сделать усилие и отдаться радости быть разбуженным сплошным потоком ослепительного света, что рождается от любовных игр солнца и моря, лоснящегося и переливающегося под напористыми ласками солнечных лучей. Может, это и есть тот самый божественный свет? И как же проспать его исцеляющую силу? Надо встать с кровати, открыть окно и пустить свет к себе, а с ним запах йода, соли и рыбы – пьянящий запах моря, который мгновенно разрушит безупречную стерильность вашего пятизвездочного номера. С запахом к вам бесцеремонно ворвется городской гвалт: вопли чаек, гудки паромов, снующих между Европой и Азией, громогласные выкрики торговцев, визги клаксонов на загруженных стамбульских улицах. Так начинается утро на берегу Босфора, в самом шумном и прекрасном городе на Земле. Не проспите его, даже если кровать в Shangri-La Bosphorus, Istanbul будет искушать вас своей мягкостью и удобством.
Абдула-Меджид I остался бы доволен
Признаемся честно, в стамбульский отель гонконгской сети Shangri-La Hotels and Resorts, второй за пределами азиатского континента, открывший только в этом году, мы ехали с особым любопытством. После почти безупречной парижской гостиницы Shangri-La Paris было интересно взглянуть, как именно китайцы обустроились в Стамбуле, как соединили в одном пространстве Азию и Восток, смогли ли найти между ними баланс. Все-таки во Франции шинуазри (увлечение всем китайским в искусстве, интерьере и т.д.) имеет давнюю традицию, поэтому сочленить с азиатской роскошью французский шик, пожалуй, легче, чем оттоманский стиль с характерной для него чрезмерной пышностью. Китайцы, как всегда, поступили мудро, повели себя в своем же отеле скорее как гости, чем хозяева, создав в первую очередь турецкое, а не китайское пространство.
Стилистической основой для оформления отеля стал дворец Долмабахче, находящийся по-соседству, последняя резиденция оттоманских правителей, в дальних покоях которой в 1938 году отошел в мир иной Мустафа Кемаль Атартюк, отец-строитель современного турецкого государства. На берегу Босфора этот дворец появился по воле султана Абдул-Меджида I, западника, реформатора, франкофила и зачинателя Крымской войны, в годы которой и велось строительство. Как правитель прогрессивных взглядов, Абдул-Меджид I тяготился старым дворцом Топкапы, где со времен Мехмеда Завоевателя обитали все оттоманские султаны, и возжелал возвести резиденцию, достойную своего передового правления. Однако новый дворец скорее воплотил в себе противоречивые векторы его политики, колебания между старым порядком и новыми веяниями: за европейским фасадом скрывался гарем и потайной подземный ход, ведущий далеко за пределы резиденции, в пышных же интерьерах западный стиль причудливо смешивался с восточным: 14 тонн золота, ушедших на декор интерьеров, мрамор, латунь, красное дерево, гигантская парадная лестница с хрустальными перилами Baccarat, хрустальная люстра весом две тонны, подаренная королевой Викторией, иранский ковер площадью 88 м2 и десятки полотен Айвазовского, выполненных по заказу султана. К слову, дворец построил армянин Никогос Бальян (им же по происхождению был и главный русский маринист), это маленький факт из истории болезненного для современной Турции армянского вопроса.
Как и положено реформатору, да еще и франкофилу, Абдул-Меджид I изрядно растратил государственный бюджет, и роскошный Долмабахче сыграл в этом деле не последнюю роль: через два года после переезда двора на новое место султан вынужден был объявить о банкротстве. Зато сегодня Долмабахче – одна из топовых стамбульских достопримечательностей, пускают в которую, правда, весьма дозировано: с 9 до 15:00 или 16:00 в зависимости от сезона и только с экскурсоводом. Дело в том, что с 2007 года здесь также располагается резиденция премьер-министра, где стамбулец Реджеп Эрдоган проводит немало времени. Но постояльцы Shangri-La Bosphorus, Istanbul никаких трудностей с визитом во дворец не испытают: консьерж-служба отеля устроит им незабываемое посещение.
Парадная лестница, люстра и картины есть и в Shangri-La Bosphorus, Istanbul. Из центрального лобби с зоной регистрации белоснежная лестница с коваными перилами змейкой вздымается к стеклянному куполу трехэтажного атриума. В противовес ей с середины купола каскадами спадает огромная богемская люстра, ее хрусталики «стекают» почти на два этажа. Проникающий из купола солнечный свет, тот самый исцеляющий босфорский, беззастенчиво играется с этим хрустальным потоком, разбрызгивая по всему атриуму свои блики. К лестнице и люстре, навеянным дворцом Долмабахче, добавлен один чисто китайский предмет – 18-метровая картина на шелке «Цветение персикового сада», созданная специально для отеля. Искусство шелковой вышивки – одно из древнейших в Китае, шелковая нить не выцветает и сохраняет первоначальный вид десятилетиями, так что даже яркий босфорский свет, царствующий в атриуме, не способен ее повредить. Помимо этого громадного полотна отель украшает более 100 предметов искусства, созданных европейскими и азиатскими художниками. Самый выдающийся висит прямо над стойкой регистрации, так, чтобы его видел каждый вновь прибывающий гость: лаковая резьба с бытовыми сценами на Босфоре, выполненная мастерами из Южного Китая.
Найденный горизонт
Дизайн 186 номеров Shangri-La Bosphorus, Istanbul навеян скорее пейзажами за окном, чем интерьерами дворца Долмабахче. В пространстве преобладают светлые тона: зеленовато-голубые босфорские, карамельно-кремовые предзакатные. Пышность чувствуется только в Shangri-La Suite (площадью 366 м2 с тремя террасами, обращенными к морю), но на то это и сьют, особенно если самые частые его гости – богатые клиенты с арабского Востока. Во всех номерах отеля, независимо от категории, установлены мраморные ванны – в каких же еще следует плескаться в городе, бережно сохранившем римские термы, превратив их, правда, в турецкие хаммамы?
Помимо мраморных ванн во всех без исключения номерах, на прикроватной тумбочке, обязательно имеется книга Джеймса Хилтона «Потерянный горизонт», где описан затерянный мир Шангри-Ла, литературная аллегория Шамбалы. Но прочитать ее мы посоветуем вам как-нибудь в другой раз: остановившись в одноименном отеле на берегу Босфора, надо гулять по окрестностям, центру и окраинам Стамбула. Как сказал однажды Орхман Памук: «Не такая уж плохая штука – жизнь. В конце концов, всегда можно прогуляться по Босфору».
Чайное кунг-фу
Превращая историческое здание начала XX века в пятизвездочную гостиницу, архитекторы столкнулись с целым рядом ограничений: при реставрации фасада надо было сохранить два дерева сикаморы возрастом 150 и 350 лет и придумать, как увеличить этажность отеля, не изменив его высотности (все строения на берегу Босфора должны быть определенной высоты, чтобы не нарушить исторический вид береговой линии). Как и требовалось, сикаморы сберегли, а отель разросся вниз, а не вверх – часть гостиничных помещений разместили под землей, на цокольном этаже. Там расположили и ресторан Shang Palace, пожалуй, самое китайское место в отеле.
Резные панно из серого мрамора, лаковые панели, янтарь и позолота – пространство Shang Palace явно оформлено в угоду поднебесным императорам, а не оттоманским султанам. В заведении подают прежде всего кантонскую, южно-китайскую кухню, прославившуюся своими димсамами и обилием морепродуктов (что естественно на берегу Босфора). Но, конечно же, в меню присутствуют и знаменитые блюда северной императорской кулинарной традиции, главное из которых – пекинская утка с тонкой, хрустящей корочкой, она в Shang Palace – лучшая в Стамбуле.
Но настоящее китайское представление ждет гостей в конце – на десерт, с чаем, конечно же, китайским (в отличие от общего интерьера отеля, в чайном вопросе китайцы не уступили туркам: даже турецкие сладости здесь норовят подать с китайским чаем). Этот живительный напиток разливает в Shang Palace настоящий мастер боевых искусств. Вооруженный чайником с длинным ручкой и таким же горлышком, он сначала совершает какие-то невиданные пируэты, несколько раз оборачиваясь вокруг своей оси, затем прицеливается и точно отправляет чайную струю в маленькую пиалу под неизменные аплодисменты всех присутствующих. И такое чайное кунг-фу можно увидеть в Стамбуле точно только в Shangri-La Bosphorus, Istanbul, самым мультикультурном отеле этого города.
Shangri-La Bosphorus, Istanbul
- Расположен в районе Бешикташ, на европейском берегу Босфора, между дворцом Долмабахче и Военно-морским музеем
- Всего номеров и сьютов 186, все 17 сьютов имеют террасы с видом на Босфор
- Два ресторана: IST TOO с интернациональным меню и Shang Palace, предлагающий прежде всего кантонскую, южно-китайскую кухню
- Spа-комплекс CHI, в котором доступны как азиатские, так и традиционные турецкие процедуры
Оставить комментарий