Один день из жизни Аиды
15.04.2015
Музыкальный театр им. К. С. Станиславского и В. И. Немировича-Данченко в том виде, в котором мы знаем его сейчас, был основан в 1941 году, но его история началась гораздо раньше. В 1919-м возникли Оперная студия под руководством Станиславского и Музыкальная студия МХТ, где экспериментировал Немирович-Данченко. Они развивались параллельно и шли разными дорогами, пока в 1926-м судьба не свела их под одной крышей на Большой Дмитровке. А в 1941-м труппы окончательно объединились. С тех пор в этих стенах часто можно было увидеть и услышать самые смелые постановки и музыку. Нынешний директор театра Ара Карапетян идет по тому же пути, приглашая к сотрудничеству Джона Ноймайера, Начо Дуато, Иржи Килиана, Йорму Эло и осуществляя постановки опер Дарийса Мийо, Эрика Сати или Владимира Кобекина. Одна из последних громких премьер – «Аида» в постановке немца Петера Штайна. WATCH побывал на монтаже декораций перед исполнением оперы специально в рамках «Золотой маски».
Для театрального режиссера Петера Штайна, 21 год назад потрясшего российский театральный мир своей семичасовой эсхиловской «Орестеей», «Аида» – первая опера, поставленная в России. И главным в штайновской интерпретации самого популярного произведения Джузеппе Верди стало возвращение к истокам.
«Мы с дирижером договорились о том, что будем соблюдать все авторские указания, чтобы “Аида” из пышного шоу вновь стала тем, чем была задумана – интимной психологической драмой, – объяснил свой замысел Штайн. – Перед нами классический любовный треугольник: две женщины любят одного мужчину. Все остальное – политика, война, религия, интриги – фон, на котором разворачивается действие».
И как это часто бывает, традиционность и возврат к истокам получились сенсацией и чуть ли не новаторством. Об «Аиде» заговорили, номинировали на «Золотую маску» сразу в пяти категориях и перенесли российскую премьеру в миланскую La Scala – теперь опера идет на двух сценах одновременно.
Когда Штайна спросили, что для него важнее – типаж или голос, он ответил, что не может ответить однозначно, но посетовал на то, что «громадные толстые тенора ничего не умеют играть», а ведь сам Верди во многом ориентировался не только на красоту и диапазон голоса, но и на актерский талант. Поэтому для российской «Аиды» кастинг был продолжительным и тяжелым. В результате чего на главные роли были выбраны Ирина Ващенко, Анна Нечаева и Мария Пахарь (Аида), Николай Ерохин и Нажмиддин Мавлянов (Радамес), Лариса Андреева и Ксения Дудникова (Амнерис), номинированная за эту роль на «Золотую маску». Всего же в опере задействованы более 100 актеров.
Но масштабное действо с эффектными декорациями и костюмами у Штайна также вполне получилось. «Аида» – удивительное по красоте зрелище. Декорации, элементы сцены и костюмы созданы художником-постановщиком Фердинандом Вегербауэром и художником по костюмам Наной Чекки, обладающей целым рядом престижных наград. Эта же команда вместе со Штайном поставила в январе этого года в театре Et-Cetera спектакль «Борис Годунов» по роману Пушкина.
Оставить комментарий