Особый шик
11.11.2013
Дресс-код финансовых учреждений напоминает выдержки из официального протокола. По мнению специалистов, классический стиль в одежде помогает сосредоточиться на работе и дисциплинирует. Как расположить к себе собеседника, оставаясь в рамках делового костюма, позволительно ли банкиру покупать одежду на распродажах и смогут ли корейские автомобили занять премиальный сегмент рынка, WATCH узнал у банкира и большого поклонника автомобилей Hyundai Булада Субанова.
Не секрет, что в банковской сфере строгий дресс-код. Как можно в этих рамках проявлять индивидуальность и личные пристрастия?
В разных банках и дресс-код разный. Безусловно, на встречах с клиентами мы должны выглядеть консервативно: быть одетыми в строгий деловой костюм. Здесь на помощь приходят аксессуары – часы, запонки и иногда даже телефон. В пятницу допускаются отступления от правил: джинсы, поло или рубашка ярких расцветок. На мой взгляд, официальный банковский дресс-код не мешает проявлять личные стилистические предпочтения в одежде и даже чувство юмора. Можно выбрать какую-нибудь невероятную подкладку пиджака или шутливую монограмму на рубашке. Так, на своем формальном темно-синем костюме я попросил вышить петличку нитками красного цвета. Казалось бы, мелочь, но клиент считывает такие детали, и в переговоры добавляются позитивные человеческие эмоции. Легче экспериментировать с обувью: классические туфли могут иметь ярку подошву. Есть масса таких нюансов, в которых ты можешь проявить себя и даже приятно удивить собеседника. Вообще официальный банковский дресс-код зависит от той аудитории, с которой банк работает. Если ваш клиент убежденный хипстер, то вы должны уметь говорить с ним на его языке – хотя бы на первой встрече.
По каким признакам вы оцениваете ваших собеседников. Какое значения придаете аксессуарам, которыми окружают себя ваши партнеры? Вы их замечаете?
Мелочи не просто важны, они очень важны во всем – когда готовишься к встрече, обдумываешь все возможные детали. Я не скажу, что как-то оцениваю визави, но нюансы гардероба считываю автоматически. В аксессуарах для меня важны не они сами, а как человек их использует. Скажем, слишком дорогая ручка может вызвать ироничное удивление. Но есть несколько приоритетных моментов, на которые я обращаю особое внимание всегда, – умение человека вести беседу, его пунктуальность, органичность и достаточность. Я имею в виду, что в облике или стиле поведения ничего не должно выделяться или кричать. Может быть, за исключением людей творческих профессий, но только если это элемент имиджа. Самое главное, что характеризует человека, – общение, это то, что не спрячешь ни за каким дресс-кодом, ни за какими аксессуарами.
Кто, на ваш взгляд, одевается лучше: российские или западные банкиры?
Думаю, что россияне. И расскажу почему. Мой любимый город Гонконг. Это город банкиров, причем банкиров интернациональных. Там можно встретить представителей чуть ли не всех стран – во всяком случае, всех крупнейших мировых банков, – и именно там я сформировал свое отношение к дресс-коду и сделал интересные наблюдения. Европейцы выглядят так, чтобы всем своим видом продемонстрировать лояльность клиенту, готовность войти в его положение, но как бы чуть свысока. Американский стиль другой: банкиры из США иначе завязывают галстук, носят светлые брюки с темно-синими пиджаками, что у нас редко встретишь, а общение с клиентами строят как соседи или друзья.
Еще одно наблюдение: у многих топ-менеджеров консалтинга туфли на спортивной подошве. Это объясняется тем, что они вынуждены много времени проводить на ногах, презентуя проекты, поэтому обувь должна быть удобная. И на этом фоне, конечно, выделяются россияне: они одеваются с большим вкусом, с некоторым излишним изяществом, более свободны в проявлении индивидуальности, уделяют больше внимания внешности. Вы удивитесь, но в этом мы схожи с банкирами из Гонконга и Сингапура.
Сколько времени вы тратите на шопинг?
Шопингом предпочитаю заниматься сам – я не только экономлю время семьи, но и действительно получаю от него удовольствие. У взрослого занятого человека не так много времени на положительные эмоции. Шопинг помогает необходимость совместить с позитивным результатом. Плюс это возможность покупать подарки для близких и друзей.
Костюмы я предпочитаю шить на заказ – личный портной помогает скрыть недостатки и подчеркнуть достоинства фигуры. Более того, это получается чуть менее дорого, чем покупать готовые модели, а для банкира это важно. Между прочим, для меня шопинг – это еще и экономический квест, когда удается купить что-то во время сезонных скидок.
Какими принципами и правилами вы руководствовались в начале карьеры и как видоизменилась формула вашего успеха с годами?
Если бы у меня сейчас была возможность начать все сначала, я бы с удовольствием попробовал поработать стажером в консалтинговой компании. Интересно, развивалась бы моя карьера иначе, чем сейчас, или все было бы быстрее?
А вообще, если откровенно, я думаю не о старте или рестарте, а о финише. Удивлены?
Я полагаю, что у меня есть 5–15 активных лет, после которых кардинальных изменений в карьере не ожидается. И один из сценариев, которые я рассматриваю, – преподавание в бизнес-школе. По образованию я математик, и мне бы хотелось вернуться к своей специальности, но не исследовать, а преподавать практически то, как знания нужно конвертировать в карьеру, как помогают и мешают амбиции и эмоции. В прошлом году я выступал в МГИМО, попробовал себя в качестве лектора. Может быть, я начал чувствовать, что пора делиться знаниями? Потому что для человека очень важно найти своего учителя на старте, а затем найти ученика, с которым он должен разделить свои знания. Для руководителя, топ-менеджера очень важно найти и подготовить смену.
Есть прекрасный термин «профессиональная деформация» – в вашем случае как она выражается?
Когда мы вечером выходим из офиса, моментально становимся клиентами других индустрий. Поэтому находясь в разных странах и городах, я внимательно присматриваюсь к интересному опыту. Смотрю, как устроены банковские отделения в разных странах, удобны ли банкоматы, как реклама обращается к клиенту, – даже на отдыхе автоматически думаю о работе, о том, как новый опыт реализовать в российских условиях. Профессиональная деформация банкира – это совсем не про деньги, а про общение с людьми. По этой причине в банковском бизнесе так важны коммуникации – нам важно слышать, что говорят, а в идеале – что думают наши клиенты. Поэтому я много общаюсь с клиентами, в том числе и в соцсетях.
Как выстраиваете отношения с вашей работой: сохраняете ли контроль над ней? Можете ли выкроить внепланово время на отпуск? Какой вид отдыха на вас действует более расслабляюще?
Отпуск я не очень люблю – стараюсь отдыхать по чуть-чуть, но пару раз в год. Мне хватает этого времени, чтобы почувствовать себя отдохнувшим. Люблю отдых активный, но не экстремальный. Лучшее для меня – приехать в другую страну и пешком пройти по городу, найти кафе, стоящее вдали от туристических маршрутов, и прикоснуться к культуре и истории этой страны, этого города. Сейчас я живу в Москве, и мне проще летать в Европу, а когда жил и работал на Дальнем Востоке – постигал Азию. В отпуске стараюсь о работе не думать, меня замещает коллега, который обязан принимать решения, в рамках переданных ему/ей полномочий. В компаниях, где любые вопросы эскалируются, самое слабое звено – как раз этот руководитель. Поэтому делегирую свои задачи на время отпуска. Конечно, остаюсь на связи, но у нас не принято звонить друг другу во время отпуска (за исключение экстраординарных ситуаций), – максимум SMS. Внимательно слежу, чтобы все мои коллеги достаточно отдыхали, потому что когда человек целый год не берет отпуск, эффективность его работы снижается.
Единственное, что не всегда получается, – это совмещать отпуск со всей семьей. Чем старше становятся дети, тем меньше времени они хотят проводить с родителями, но уверен, что это до тех пор, пока у них не появятся свои дети.
Корейские автомобили уверенно и, я бы сказал, агрессивно входят в премиальный сегмент. Это долгосрочная стратегия, и очень скоро Hyundai будет на равных конкурировать с европейскими представительскими автомобилями. Что для вас имеет первоочередное значение: уровень комфорта при передвижении или бренд и его история?
Я с искренним уважением слежу за успехами Hyundai. И, как банкир, анализирую, что Hyundai дальновидно инвестирует огромные ресурсы в будущее. Компания планомерно и уверенно занимают нишу за нишей. Массовый рынок может быть доходным за счет объемов, но премиальный сегмент – это билет в высшую лигу. И для того чтобы корейцам начать лидировать и здесь, дополнительно нужны только достаточное время и правильные эмоции. Вообще рынок люкса апеллирует к эмоциям. Очевидно, что это автомобиль рассчитан на современного покупателя, который выбирает сейчас и будет выбирать потом, – и в этом сила бренда EQUUS.
Практичность, функциональность и качество – эти понятия становятся нормой, но если к этому добавить комфорт по разумной цене, то получается очень привлекательный продукт. Во всем мире клиенты выбирают те бренды, которым отдают предпочтения другие люди. Hyundai идет совершено правильным путем, привлекая к себе внимание специальным программами, тест-драйвами, рассчитывая на рост узнаваемости у целевой аудитории. Инвестиции в отношения, не рассчитанные на сиюминутную отдачу, вызывают уважение. С качеством все хорошо, с функциональностью тоже, как войти в зону эмоций и сделать их положительными – вот над этим Hyundai работает уже сейчас.
И я с удовольствием порадуюсь успехам компании.
Оставить комментарий