Пока они не исчезли
17.04.2014
Before They Pass Away («Пока они не исчезли») – так называется фотопроект английского фотографа Джимми Нельсона, посвященный малым народам и коренным племенам, находящимся в нашем безжалостном глобализированном мире на грани исчезновения. Чтобы навсегда сохранить память о них в истории человечества, не позволить нам забыть тех, кто по-прежнему отважно сопротивляется нивелирующему всех и вся прогрессу, Нельсон путешествовал три года, за которые посетил 35 племен на пяти континентах. О своем проекте, подлинной красоте человеческого облика и аналоговой крупноформатной камере, способной ее запечатлеть, Джимми Нельсон рассказал WATCH.
Представители малых народностей и коренных племен, запечатленные на моих фотографиях, настолько малочисленны, что в любой момент могут навсегда исчезнуть. Многие из них живут в полной оторванности от цивилизации, благодаря чему и продолжают сохранять свою самобытность. По воле судьбы они находятся на грани вымирания, уступая напору европейской, азиатской или африканской цивилизаций. Мой фотопроект Before They Pass Away – своего рода их завещание потомкам, единственное документальное свидетельство, подтверждающее факт их существования.
Волосы как путь к себе
Для меня это намного больше, чем просто фотопроект. Мой отец был геологом, и, по-видимому, его любовь к путешествиям передалась и мне. Я учился в частной английской школе и практически каждое лето проводил на летних языковых курсах вдали от дома, можно сказать, что за школьные годы я повидал больше, чем некоторые за всю жизнь. Увлечение фотографией – тоже из детства. В общем-то, все началось с довольно банального случая. В подростковом возрасте у меня начали сильно выпадать волосы. Во время пребывания в Африке я подхватил малярию, и, похоже, мне назначили не то лекарство, от которого я неожиданно начал лысеть. Представьте себе ученика обычной школы в обычной школьной форме – и в кепке. Сочетание этих факторов сыграло решающую роль для всей моей последующей жизни. Быть лысым в 1980-е считалось крайне непопулярно. В те годы степень вашей продвинутости и успеха среди сверстников зависела от привлекательной внешности и наличия модной одежды. Так как у меня не было ни того, ни другого, я стал в какой-то степени изгоем, одиночкой, не таким, как все. Но я не мог вести себя иначе, наступая на свое «я», несмотря на неадекватное ко мне отношение со стороны окружающих.
В дополнение ко всему я был весьма творческой личностью, и моя жизненная позиция никак не вязалась с классической системой частной школы-интерната. В один прекрасный момент я подумал: итак, я нестандартно выгляжу, нестандартно мыслю, тогда и вести себя надо соответствующим образом. Взвесив «за» и «против», после окончания школы я решил не получать высшего образования, а выбрал творческую стезю фотографа. Неизвестно, как бы сложилась моя дальнейшая судьба, получи я тогда правильное лечение и сохрани нормальную шевелюру. Думаю, жизнь несомненно стала бы для меня тяжелой ношей. Я бы оказался заложником своих желаний и ожиданий других людей. Вполне возможно, мне никогда не хватило бы духу сделать шаг в сторону, пойти своим путем.
80% фотографий изображают людей в их повседневной одежде, на других 20% вы можете увидеть людей в праздничной, воскресной одежде, но облачиться в нее захотели сами мои герои
Момент истины
Около года я провел в Тибете. Не отличаясь особой религиозностью, я просто хотел понять, что делать дальше, обрести некий смысл в жизни. Но каким именно образом? И я сделал пару снимков – так, для пробы. Это были самые обычные фотографии, ничего особенного. Но то, что на них было изображено, оказалось интересным не только мне и в итоге превратилось в продаваемый товар. Таким образом, несколько лет я работал в качестве свободного фотографа для различных журналов, много путешествовал по странам и континентам. Все бы продолжалось и дальше, если бы 21 год назад я не встретил бы свою будущую жену, уроженку Нидерландов, и не осознал, что в жизни надо что-то менять. Внештатная работа не приносила особого дохода и лишь позволяла кое-как сводить концы с концами. Поэтому я решил попробовать свои силы в рекламной фотографии – и целых 15 лет снимал сигареты, спиртные напитки, машины, делал фото для авиакомпаний. Заработал репутацию успешного фотографа: такой себе типичный англичанин – сдержанный, воспитанный, настоящий джентльмен. Но все это было совсем не то, что мне хотелось. И тут помог мировой финансовый кризис.
Разразившись в 2008-м, он докатился и до мира рекламной фотографии. К тому времени, как известно, она давно уже перестала быть уделом избранных. С появлением цифровых технологий сделать вполне приличный снимок может каждый желающий. Возникает резонный вопрос: зачем платить больше, если имеется возможность этого не делать? То был момент истины, время принятия решения: провести остаток жизни в роли поденщика, зарабатывая на жизнь нелюбимым делом? Остаться в мире рекламы, снизив свои ставки? Мне абсолютно не хотелось делать ни того, ни другого. Это как сказать шеф-повару с 20-летним стажем, что отныне он будет работать в придорожной забегаловке. Тогда я и принял решение: сейчас или никогда. Либо настоящий творческий проект, либо вообще ничего.
Вдумчивое фотографирование
За два с половиной года мы совершили 15 поездок. Это был наиболее интенсивный период моей деятельности. Он дал мне 95 процентов всех фотографий. Остальные пять были сделаны ранее с целью продвижения идеи и поиска потенциальных спонсоров. Цель всей затеи – представление многообразия культур и народностей, о многих из которых мы даже и не слышали. Для того чтобы еще больше подчеркнуть различия между сегодняшним «массовым цифровым продуктом» и традиционной школой фотографии, я использовал обычную аналоговую крупноформатную камеру. Однако техника не должна была накладывать никаких ограничений на возможности съемки. Поэтому репортажные снимки делались непосредственно по ходу действия на «цифровик».
Преимущество крупноформатного фотоаппарата состоит в том, что с любого негатива, если только он достаточно резок, можно получить отпечаток сколько угодно большого размера. Цифровые же фото, даже самого высокого разрешения, прекрасно смотрятся на экране компьютера, но в любом случае остаются мозаикой из пикселей. Кроме того, традиционный, размеренный способ фотографирования предполагает вдумчивый подход к процессу съемки, проникновение в суть явления, уход от второстепенных моментов. Это далеко не просто так, походя, щелкнуть пару раз затвором с нужного расстояния. Хороший фотограф должен быть еще и хорошим психологом. Ему стоит браться за камеру, лишь познакомившись с человеком по ту сторону объектива, установив с ним контакт, убедив его в собственной уникальности, неповторимости и непохожести на других, придав ему уверенности в себе. Если у фотографа это получается, человек будет охотно позировать, раскроется перед камерой.
Многие мои фотографии были сняты на длительной выдержке с интервалом до трех секунд! Это означает, что для получения четкого изображения фотографируемые люди должны были сидеть некоторое время абсолютно неподвижно, чего не так-то просто добиться.
По воле судьбы они находятся на грани вымирания. Мой фотопроект – своего рода их завещание потомкам, единственное документальное свидетельство, подтверждающее факт их существования
Не бояться быть смешным
Труднее всего установить эмоциональный контакт и завоевать доверие местных жителей. Я отправился на поиски последних представителей малочисленных племен, находящихся на грани исчезновения, стараясь не показывать перед ними свое цивилизационное превосходство. Мне приходилось выставлять себя незаметным, отдавая пальму первенства им. Конечно, не всегда все проходило так гладко, как хотелось бы. С представителями одного племени, где-то на севере России, никак не получалось найти общий язык. Они оказались на удивление замкнутыми и некоммуникабельными. И только приличная доза спиртного, употребленного вместе со старейшинами племени, позволила разрядить обстановку.
В какой-то момент, будучи вдрызг пьяным, я свалился на пол юрты и уснул. Вдруг посреди ночи мне очень захотелось в туалет. Рядом со мной мирно посапывали исконные обитатели этих мест, за бортом было -30 °С и стояла непроглядная тьма. Выйти наружу, чтобы справить свою физиологическую потребность, представлялось не очень хорошей идеей из-за лютого мороза. Но терпеть я уже не мог, поэтому пробрался к краю юрты, поспешно стягивая с себя многочисленные слои одежды. Их было не менее девяти. Однако из-за холода мое достоинство уменьшилось настолько, что в буквальном смысле отыскать его под одеждой не получалось. К моему великому стыду, предпринятые поиски не увенчались успехом, и я сделал «это» частично под себя, обмочив штаны. Но делать было нечего, по крайней мере, я почувствовал огромное облегчение. Пробравшись обратно на свое место, я как ни в чем не бывало заснул. Проснулся же от ужасного шума. Вокруг меня царила полная неразбериха. Как оказалось, сметая все на своем пути, на юрту налетело стадо оленей. Животные каким-то образом учуяли запах мочи, и, так как травоядные постоянно ощущают нехватку соли и ищут ее повсюду, на этот раз они выбрали кратчайший путь к ее источнику. Прямиком через юрту. Я оказался среди оленей, тыкающих своими мордами в область моего паха. Это событие растопило лед недоверия между мною и моими хозяевами. Несмотря на бедлам, причиненный оленями, местные жители заливались от души, а я благодаря этому происшествию завоевал их доверие, так необходимое для хороших снимков.
Запечатлеть правдиво и возвышенно
Каждый человек по-своему тщеславен. Он имеет свое представление о том, как он выглядит, или о том, как он бы хотел выглядеть. Фотограф должен поддерживать в нем эти чувства. Именно такими я хотел запечатлеть моих героев – как свободолюбивых, гордых и сильных духом людей, имеющих мужество жить так, как они хотят. Моя искренняя заинтересованность в них, то место, которое я для них определяю, являются более важным фактором, чем само фото. В этом смысле мои снимки сродни уникальной коллекции фотографий Эдварда Кертиса, сделанных 100 лет назад. В своем масштабном проекте он задокументировал повседневную жизнь американских индейцев, еще не попавших под влияние западной культуры. К началу XX века большинство коренных жителей Америки переселили в резервации и межплеменные войны давно закончились. Кертис понимал, что времени у него немного. Отправившись в экспедицию на Дикий Запад, он сфотографировал более 40 тысяч представителей восьми десятков индейских племен. После публикации сборника Кертиса подвергли критике за якобы предвзятое отражение быта коренных народов, и он умер без гроша в кармане. Сегодня же мы понимаем, что его снимки – единственное документальное свидетельство существования тех племен.
До сих пор к творчеству Кертиса бытует неоднозначное отношение. Все дело в том, что он излишне ретушировал снимки, приукрашивая быт индейцев, а также совершал иные манипуляции, искажавшие действительность. Например, удалял с фотографий многие современные предметы, которыми пользовались индейцы, заставлял их перед съемкой излишне принарядиться, устраивал постановки, причем за деньги. Я исповедовал другой подход: 80 процентов моих фотографий изображают людей в их повседневной одежде, без ретуши и какого-либо приукрашивания, на других 20 процентах снимков вы можете увидеть людей в праздничной, воскресной одежде, но облачиться в нее захотели сами мои герои. Все аксессуары – будь то часы, мобильные телефоны, оружие или что-то еще – остаются в кадре. То есть мои фото – правдивое отображение объективной реальности.
Но надо признать: отчасти во мне живет рекламный фотограф. Поэтому, выбирая моделей для съемки, я предпочитаю красивых людей. Хочу, чтобы зритель насладился подлинной красотой человеческого облика. Всем нам хорошо известны фотографии несчастных детей из бедной, голодной Африки с мухами, скопившимися у их рта и ампутированных конечностей. Это жестокая правда жизни. И она существует на самом деле. Мне же больше по душе альтернативный способ показа мира.
Успеть вписать в историю
Во время своих путешествий по самым отдаленным уголкам Земли я сделал фотозарисовки 35 коренных племен Тихого океана и Крайнего Севера. Мой интерес к ним объясняется разнополярностью среды их обитания. На моих снимках во всем своем величии перед зрителями предстают невероятные по красоте горные пейзажи, знойные пустыни, восхитительная дикая природа самых заповедных и малоизученных уголков нашей планеты.
Но есть и другие малые народы – Средней Азии, Китая и, само собой разумеется, Австралии. Рассказ о них должен стать второй частью моего проекта. Не секрет, что на австралийском континенте по-прежнему царит ненависть между коренным населением и пришлым белым. Поэтому, видимо, мне будет нелегко завоевать доверие аборигенов, чтобы получить возможность сделать хорошие снимки их повседневного существования. Но до сих пор так или иначе мне это удавалось, так что я полон надежды. Только если к этому времени они не исчезнут из нашего мира окончательно.
Приобрести коллекционное издание фоторабот Джимми Нельсона Before They Pass Away можно на сайте www.beforethey.com. Фотоальбом объемом в 464 страницы предлагается в подарочной упаковке. Стоимость лимитированного выпуска с автографом автора в комплекте с прозрачной подставкой составляет 6500 евро.
Обычное же издание, опубликованное TeNeues по лицензии Джимми Нельсона, доступно по цене 128 евро на сайте www.teneues.com.
Оставить комментарий