Последний император
01.12.2010
Споры о том, насколько эффективно сможет существовать Swatch Group без своего основателя, продолжаются. Но все мнения сходятся в одном: часовая индустрия, Швейцария и весь мир потеряли выдающегося человека, имя которого достойно встать в один ряд с великими мастерами прошлого: Христиан Гюйгенс, Авраам-Луи Бреге, Джордж Грэхам и Николас Хайек.
Беда из Азии
Несмотря на то что первый кварцевый механизм был разработан в Швейцарии в 1967 году, именно он чуть не погубил всю часовую промышленность этой альпийской страны. В середине 1970-х мировой рынок заполонили дешевые, но достаточно точные и надежные модели из Японии и Гонконга. За год швейцарская доля мирового рынка часов снизилась до 20 процентов. Аналитики предрекали крах индустрии, потому как дешевая рабочая сила Азии была более конкурентоспособной. Именно в этот момент банк UBS пригласил специалистов из Hayek Engineering во главе с Николасом Хайеком для оценки перспективности или бесперспективности отрасли.
Спаситель с Востока
Николас Хайек родился 19 февраля 1928 года в Бейруте в семье Джорджа Николаса Хайека, имеющего двойное – американо-ливанское гражданство, и уроженки Ливии Линды Тамер. Через несколько лет семейство переехало во Францию, где Николас получил образование инженера-металлурга в Лионском университете. А в 1949-м Хайеки перебрались в Швейцарию.
Николас женился рано, в 20 лет, но удачно. Отцом невесты был Эдуард Метцгер – известный производитель обуви. С его помощью молодой Хайек впервые вступил в бизнес. Позднее, взяв в банке кредит в три тысячи франков, он открыл собственное бюро инженерных исследований и смог заключить контракт с автоконцерном Mercedes. Сотрудничество со столь именитым партнером принесло внушительный доход в 10 тысяч франков. Так со временем Хайек превратился в одного из ведущих специалистов в своей отрасли.
Правда, миру он более известен как спаситель швейцарской часовой индустрии, которая является для страны не просто бизнесом, но и полноценной национальной идеей. Изначально банкиры UBS надеялись на спасение крупных производителей SSIH (Société Suisse de l'Industrie Horlogère) и ASUAG (Allgemeine Schweizerische Uhrenindustrie AG), куда входили ведущие бренды: Omega, Tissot, Rado, Longines. К тому времени Hayek Engineering была уже хорошо известна в Европе благодаря исследованиям и разработкам в металлургии, автомобилестроении, электронике, телекоммуникациях, стратегическом планировании и консалтинге. До обращения часовщиков компания осуществила успешную реорганизацию швейцарского радио и телевидения, а также парламента страны и железных дорог.
Кварц в помощь
Первое, что сделал Хайек, – снизил стоимость производства за счет слияния двух компаний. Следующим его шагом стало основание новой марки: в самый разгар кризиса главе Hayek Engineering удалось победить японцев их же оружием – организовать производство дешевых пластиковых часов с кварцевым механизмом Swatch. Они быстро завоевали мир, так как были все же швейцарскими, что во все времена считалось гарантией качества. На недорогие Swatch польстились даже королева Великобритании и глава FIAT Джованни Аньелли. Изначально планировалось продавать 5–6 миллионов экземпляров часов в год, но на деле в период с 1983-го по 1990-й ежегодные продажи составили 20–25 миллионов. Таким образом, дешевый кварц стал союзником именитых брендов с многовековой историей – прибыль от Swatch шла на поддержку великих марок, продолжались разработки в области механических усложнений.
Сегодня Швейцарии принадлежат 55 процентов мирового часового рынка. И это, безусловно, заслуга Николаса ХайекаВладея 51 процентом акций компании SMH, созданной в 1986-м и переименованной в Swatch Group в 1998-м, Хайек начал скупать бренды, постепенно занимая все ценовые сегменты рынка. Он сосредоточил в своих руках основное производство – сегодня более 80 процентов деталей создаются на предприятиях Swatch Group, которые затем раскупаются другими марками и выдаются за «мануфактурные» механизмы. Между прочим, в последние годы Хайек начал борьбу с этими «производителями», провоцируя их на строительство собственных мощностей. Однако под давлением недовольных часовщиков правительство Швейцарии в судебном порядке обязало фабрику ETA, входящую в Swatch Group, продолжать поставку оборудования. Хотя некоторые фирмы все же запустили собственное производство, тем самым обретя независимость и способствуя дальнейшему развитию национальной часовой индустрии.
Художник от бизнеса
Николас Хайек не любил, когда его называли бизнесменом, предпочитая более изящные эпитеты – артист или философ-антрепренер. И действительно, вряд ли бизнесмен отказался бы от выгодного контракта с американцами на поставку микрочипов только потому, что Соединенные Штаты начали войну в Ираке. А глава Swatch Group сделал это, пойдя на потерю прибыли и выплату неустоек. Хайек-артист объяснил свой поступок тем, что такая страна, как Швейцария, должна чувствовать свою ответственность за то, что происходит в мире.
Много времени и средств он тратил на исследования в области солнечной энергии и других альтернативных видов. Именно Хайеку принадлежит авторство проекта Smart, который расшифровывается довольно просто: «Swatch, Mercedes и чистый art». Затевая его, Хайек мечтал о выпуске по-настоящему народного электромобиля, однако у Daimler-Chrysler были другие планы, и в 1998-м Swatch Group вышла
из проекта. Но несмотря на это, Швейцария до сих пор гордится, что именно ее гражданин был одним из разработчиков знаменитой малолитражки.
Империя Swatch
Одним из последних приобретений группы стал бренд Jaquet Droz. Это марка с удивительной историей, уходящей корнями в XVIII столетие, к талантливому мастеру Жаку Дро. Он изготавливал автоматоны – заводные куклы, умеющие рисовать, играть на клавесине, писать и сдувать пылинки с бумаги.
Половина всех часов, создающихся в Швейцарии, и 10 процентов, выпускаемых за ее пределами, оснащаются механизмами ЕТАСегодня в Swatch Group входит 19 брендов, 162 фабрики в Швейцарии, три – во Франции, две – в Италии, четыре – в Германии, 24 800 работников, которые трудятся на Swatch Group по всему миру. Кроме того, империя насчитывает несколько производств, не относящихся к часам: выпуск компонентов для телефонных систем, комплектующих для автопромышленности, собственную ювелирную компанию и т.д.
Вплоть до 2003 года Хайек оставался генеральным директором компании, осуществляя маркетинговую политику и сосредоточив в своих руках всю полноту власти. Даже оставив пост сыну Николасу-младшему, Николас-старший продолжал возглавлять совет директоров и лично управлял брендом Breguet.
Трудно переоценить вклад Хайека в экономику его страны. Согласно данным Федерации швейцарской часовой промышленности, ежегодно Швейцария экспортирует около 26 миллионов часов. Конечно, по сравнению с Китаем, где показатели зашкаливают за 2 миллиарда, эти цифры ничтожны, однако тот же самый источник говорит, что средняя цена китайских часов – 2 доллара, в то время как швейцарские стоят 563 доллара. В денежном выражении Швейцарии принадлежат 55 процентов мирового часового рынка.
Такое наследство Николас Хайек оставил своим детям и всему миру.
Масштаб личности
В знак благодарности за сохранение и создание новых рабочих мест и производственных центров в Швейцарии и по всей Европе, а также за разработку бренда Swatch в июне 1998 года Николасу Хайеку присвоена степень почетного доктора факультета культурного наследия Болонского университета (Италия). Этому событию предшествовало присвоение степени почетного доктора юридических и экономических наук университета Невшателя (Швейцария) в 1996 году.
В начале 1995-го бывший канцлер ФРГ Гельмут Коль назначил Николаса Хайека членом Совета научных исследований, технологии и инноваций для будущего Германии и Европы. Председателем совета был сам Гельмут Коль, а в его состав входили важные представители политических, экономических, промышленных и научных кругов Германии. Николас Хайек оказался единственным иностранцем среди 17 членов совета.
В 1996 году правительство Франции утвердило Николаса Хайека на пост президента группы Groupe de réflexion, инновационного совета по будущей экономической стратегии Франции. Кроме того, он являлся консультантом правительств многих европейских стран.
За более чем 30 лет Николас Хайек обрел репутацию бесспорного профессионала во многих областях: он входил в советы директоров более 20 крупнейших компаний мира – от Nestle, Всемирного банка и US Steel до BMW, Siemens, Krupp и Alfa-Romeo.
Оставить комментарий