Проект одного обещанного мира
11.01.2021
В 2020 году легендарный советский ВХУТЕМАС отмечает 100-летие. Вместе с немецким Баухазом его традиционно называют школой современного дизайна. Однако, получив статус легенды и первоэлемента, ВХУТЕМАС так и остался непознанным: его наследие не изучено. Музей Москвы подготовил к вековому юбилею масштабную выставку. Но из-за пандемии коронавируса она закрылась через два дня после открытия и вновь станет доступна для посещения только после 15 января. Столетие ВХУТЕМАСа перенеслось. Выставка из реальности отправилась в виртуальность. Там же пребывает и большинство дизайнерских разработок этой советской институции, которые никогда не были пущены в серии, не выходили из сферы духа и мысли в жизнь. ВХУТЕМАС был проектом нового мира, который так и не наступил. Но его ожидание, предчувствие новых времен точно изменили реальность, поменяли ее визуальный язык. И в этом отношении ВХУТЕМАС и сегодня живее всех живых.
Искусство – миру
Русский авангард – самый значительный вклад России в мировое искусство XX века. Это художественно-политическо-космологический проект преобразования мира, его проектирования практически с нуля – с нулевой формы, поисками которой, в частности, занимался родоначальник супрематизма Казимир Малевич. Супрематизм вообще первым из «измов» XX века вышел за пределы плоскостной живописи – шагнул в предметный мир и пространство. В начале 1920-х в Витебске Малевич с Элем Лисицким и художниками группы УНОВИС («Утвердители нового искусства») перенесли супрематические композиции в городскую среду: расписали и декорировали фасады, интерьеры, ораторские трибуны и трамваи. Так рождался новый образ города и мира. Для создания новой среды и нового человека, о котором мечтал как авангард, так и революция 1917 года, требовался новый художник. Его формированием и занялся ВХУТЕМАС – Высшие художественно-технические мастерские.
Преображение исходя из потребностей
ВХУТЕМАС родился из духа революции и на основе декрета Совнаркома, подписанного Лениным. Новое учебное заведение было образовано путем слияния московских Первых Свободных художественных мастерских (на базе Строгановского художественного училища) и Вторых Свободных художественных мастерских (на базе Училища живописи, ваяния и зодчества). Так в рамках ВХУТЕМАСа объединились две концепции чистого искусства и ремесла, тем самым стиралась грань между умственным трудом и физическим, техникой и природой. Этот стык и есть пространство существования современного дизайна. Художник наделялся невиданными до того полномочиями: он больше не изображал мир, а преображал его, но делал это не исходя из субъективной категории возвышенного или прекрасного, но руководствуясь объективными потребностями общества. Он проектировал новую среду в ответ на политический запрос. Собственно, этим и занимается сегодня дизайн. ВХУТЕМАС не был единственным, кто замахнулся на разработку единого визуального проекта мира. Тем же самым озаботился и немецкий Баухауз, что в переводе означает «дом строителей», учебное заведение, основанное в Веймаре архитектором Вальтером Гропиусом в 1919 году. Между двумя институциями шел активный творческий диалог. Так, Кандинский сначала преподавал в Москве, а потом уже получил приглашение от Гропиуса и отравился в Баухауз. Эля Лисицкого направили в четырехлетнюю командировку в Германию для установления контактов с прогрессивными художниками Европы. Присоединившись к группе «Де Стейл» голландских художников-абстракционистов, он оказал довольно сильное влияние на Мондриана, подарившего миру декор в виде крупных цветных клеток, который долгие годы был логотипом L’Oréal. Обе школы возникли на волне революционных событий в своих странах (в Германии это была Ноябрьская революция 1918 года), стали мировыми центрами формирования дизайна и не пережили последующее наступление политической реакции – ВХУТЕМАС был реорганизован в 1930-м, а Баухауз разгромлен в 1933-м.
Инженеры вещей
Чтобы сделать мир прекрасным, как обещали революция и авангард, его надо было не украшать, а конструировать, причем с чистого листа. Именно этому в первую очередь учили студентов ВХУТЕМАСа. Курс проектирования с самого его основания в 1922-м и до конца в 1930-м вел Александр Родченко. «Цель состоит в том, что студент будет выпущен не пассивным исполнителем своей специальности, а современным инженером вещи, всегда готовым дать новое, ясное предложение на спрос, потребность и задачи советского потребителя и умеющим эту вещь выполнить в массовом производстве», – писал он в программе 1924 года. ВХУТЕМАС разработал новаторскую структуру учебного процесса и уникальную методику подготовки художников-производственников. Сначала два года студенты учились на основном отделении, без специализации, где проходили единые пропедевтические дисциплины «Цвет», «Объем», «Пространство» и «Графика». Тем самым создавалась общая пластическая основа для всех видов пространственных искусств. Затем уже начиналась специализация по восьми факультетам: древообделочному, полиграфическому (графическому), металлообрабатывающему, текстильному, керамическому, живописному, скульптурному и архитектурному. Так во ВХУТЕМАСе сформировалась одна из ранних систем дизайн-образования. Важным достижением советской школы стал макетный метод проектирования. Сегодня все дизайнеры используют макет как наиболее удобную форму поиска и подачи идей. Высшие художественно-технические мастерские были очень громоздкой структурой по сравнению с немецким Баухаузом: 2000 студентов против 150. Преподавателями во ВХУТЕМАСе успели побывать все главные художники своего времени независимо от того, на авангардных или более традиционных позициях они стояли: от Кандинского, Малевича, Степановой, Удальцова, Лисицкого, Клюна, Татлина, Матюшина до Жолтовского, Щусева, Веснина, Фаворского, Новицкого.
Утописты вещей
Самая удивительная особенность ВХУТЕМАСа заключается в том, что, задумав тотальное конструирование предметной среды, он не оставил после себя вещей как таковых. Многие дизайнерские разработки и проекты не шли дальше формальных экспериментов, существовали в единичных экземплярах или только на бумаге. Придуманное во ВХУТЕМАСе никогда не было реализовано в серийной практике. И это отличие московской школы от немецкого Баухауза. Возможно, причина утопизма ВХУТЕМАСа не только в хозяйственной разрухе 1920-х, но в общей антивещной направленности русского авангарда, в его трансцендентальной беспредметности. Изменив художественный язык и визуальный образ мира, разработав методику, как именно реальность можно конструировать средствами искусства, ВХУТЕМАС так и остался теоретической лабораторией, не превратился в фабрику по производству вещей. Проект прекрасного и удобного мира так и не был реализован.
Выставка в Музее Москвы
Выставку, посвященную столетию ВХУТЕМАСа, видимо, можно будет посетить только после 15 января, когда нам обещали снять введенные 13 ноября коронавирусные ограничения. Над этим масштабным выставочным проектом работали 10 сокураторов – искусствоведов, историков архитектуры и дизайна – во главе с основным куратором Александрой Селивановой. Среди предметов экспозиции – живопись, графика, скульптура, архитектурные проекты, макеты, промышленный и графический дизайн, фарфор, текстиль, мебель, созданные студентами ВХУТЕМАСа. Произведения взяты из собраний Третьяковской галереи, ГМИИ, Исторического музея, Музея архитектуры им. Щусева и других институций. Выставка показывает связь между авангардным образованием столетней давности и тем, что происходит в художественных вузах сегодня. Так получается удивительная история про то, как одна школа заложила принципы художественного мышления на несколько поколений вперед.
Оставить комментарий