Пункт назначения: Cartier, 5-я авеню
30.09.2011
Завоевав континентальную Европу и Британские острова, братья Картье устремили свои амбиции за океан. Средний, Пьер, с детства мечтавший стать послом, был отправлен в США с грандиозной миссией: вывести позиции французского Дома на первое место по ту сторону Атлантики. Завоевание сердец и кошельков заокеанских миллионеров началось с главной торговой улицы Нью-Йорка – 5-й авеню.
Во второй половине XIX века большая часть 5-й авеню принадлежала одному-единственному человеку – Корнелиусу Вандербильту, одному из богатейших людей Америки. Он владел несколькими домами на западной стороне 5-й авеню – от 51-й до 57-й улицы – и категорически отказывался сдавать эти помещения под офисы или магазины. Однако после смерти могущественного олигарха в 1877 году его наследники нарушили завет и распродали все участки земли. Так 5-я авеню превратилась в одну из самых престижных торговых улиц мира.
Золотая медаль для особняка Cartier
Мортон Ф. Плант, купивший землю у Вандербильтов, возвел здесь огромный особняк, ставший последним частным зданием в этом районе. Спроектированный архитектором Робертом Гибсоном, он был признан «архитектурным чудом 5-й авеню». Но стремительный XX век сделал свое дело: вскоре Плант обнаружил, что по соседству с ним располагаются отнюдь не элитные апартаменты,
а розничные магазины. И решил продать недвижимость. Покупатель нашелся быстро – Пьер Картье приобрел особняк за 100 долларов. Казалось бы, смехотворная сумма, ведь Плант купил этот участок за миллион.
Но секрет в том, что, помимо денег, бывший владелец попросил для своей жены жемчужное ожерелье стоимостью как раз миллион долларов, так что внакладе американец явно не остался.
Для перестройки жилого дома пригласили архитектора Уильяма Уэллса Босуорта. Практически сразу после завершения реконструкции Комитет архитектурной гармонии при Ассоциации 5-й авеню наградил особняк Cartier золотой медалью за «художественный подход при изменении облика здания».
Завоевание Америки
Время для открытия бутика на 5-й авеню было выбрано как нельзя кстати. Именно в середине 1910-х Америка переживала очередной экономический бум, особенно заметный на фоне европейского кризиса, вызванного последствиями Первой мировой войны. Появление американского представительства стало завершающим этапом по завоеванию Cartier самых важных рынков мира. Как знать, будь братьев больше – посольств Дома в мире также оказалось бы намного больше.
Показательно, что фирменный магазин Пьер Картье решился открыть только после десятилетнего пребывания в США. За это время он обзавелся нужными связями, получил доступ в финансово-промышленные круги, познакомился с Рокфеллерами, Вандербильтами, Гульдами, Фордами и даже удачно женился на дочери крупного магната из штата Миссури Эльме Рамзей. Немалую помощь оказывал ему и Жюль Глензер, сын известного антиквара, среди клиентов которого было много политиков, магнатов, банкиров и голливудских знаменитостей. Именно Глензер правильным образом преподнес американцам философию Cartier, рассказал об инвестиционной привлекательности творений Дома, ведь прагматичные заокеанские клиенты всегда умели считать деньги.
Одними из самых преданных поклонников марки стали Вандербильты, на бывших землях которых и располагался бутик Cartier. По личному заказу представителей этого семейства мастера французской марки изготовили немало впечатляющих шедевров. Так, например, украшение для прически из платины оказалось настолько гибким и эластичным, что могло облегать голову.
Но самую потрясающую американскую сделку Пьер Картье совершил в 1910 году, когда продал миллиардерше Эвелин Уолш Маклин знаменитый голубой алмаз Хоупа весом 44,5 карата, сделав его частью роскошного бриллиантового колье. Сегодня украшение хранится в Музее естественной истории при Смитсоновском институте в Вашингтоне.
Эпохальные обновления
Здание бутика подвергалось нескольким глобальным реконструкциям – в 1917-м, 1970-м и 2001-м. После первого открытия посетителей поразили чистые элегантные линии комнаты продаж, где каждый продавец сидел за резным столом. Как и в парижском бутике, некоторые ювелирные изделия были выставлены в высоких стеклянных витринах, словно музейные экспонаты.
В 1972 году, с выходом концепции Les Must de Cartier, бутик был переоформлен в новом стиле, заданном Аллен-Домиником Перреном и Робертом Хоком. Новый эстетический язык марки повлиял не только на внешний вид бутиков Cartier, но даже и на ассортимент выпускаемой продукции – к коллекциям часов и ювелирных изделий добавились предметы кожаной галантереи, ручки и парфюмерия.
В августе 2001 года бутик претерпел очередную масштабную реконструкцию. Его ремонтом занимались два архитектора: француз Жан-Мишель Вильмонт и американец Батлер Роджерс Баскетт. Стоящая перед ними творческая задача требовала при сохранении оригинальных архитектурных элементов придать внешнему облику здания современное звучание. Площадь торгового зала решили увеличить на 77 процентов за счет освоения пространства второго этажа – теперь она составляет 160 квадратных метров. В Овальном кабинете, который когда-то, во времена Планта, был прихожей, посетителей встречают витрины с украшениями из бриллиантов и жемчуга. За Овальным кабинетом следует Комната изящных украшений (ранее – столовая), где представлены изделия из бриллиантов, рубинов, изумрудов, сапфиров. Отдельное пространство посвящено наследию Cartier – здесь собраны винтажные украшения и часы. Как и во многих бутиках мира, на 5-й авеню предусмотрена специальная зона для невест с обширной коллекцией обручальных колец, украшений и подарков. А вот основное пространство второго этажа полностью посвящено изделиям из кожи и аксессуарам.
Экстерьер здания также претерпел изменения: вход с 52-й улицы перенесли в третий пролет, два отреставрированных фонаря 1917 года отныне торжественно освещают вход на территорию Cartier. В этом же году Нью-Йоркский комитет по городским достопримечательностям наградил Cartier cпециальной наградой за «заботу о сохранении исторического наследия».
Комментарии (1)
Tori 19.10.2011 05:30
I actually found this more entertaniing than James Joyce.
Оставить комментарий