Пятый элемент Парижа
26.09.2011
В переводе с французского его имя означает просто «пятый». С одной стороны, все очевидно: такое название ресторан Le Cinq отеля Four Seasons George V получил потому, что расположен на авеню Георга V. Но с другой – отужинав в этом заведении, обязательно начинаешь искать в его имени потайной смысл. Как знать, а может быть, Le Cinq и есть пятый элемент Парижа, гастрономическая суть и квинтэссенция этого города.
Авеню Георга V, названная так в честь британского монарха, союзника Франции в годы Первой мировой войны, с архитектурной точки зрения малопримечательна. Но в топонимике города она занимает свое, особое место. Вместе с Елисейскими Полями и авеню Монтень улица образует так называемый «золотой треугольник», самый фешенебельный квартал французской столицы. В его сердце и расположен отель Four Seasons George V с рестораном Le Cinq.
Рожденный в золотые двадцатые
Париж конца 1920-х бурлил и веселился. «Потерянное поколение», пережившее ужасы Первой мировой, спешило наверстать упущенное в бесконечных развлечениях. Неслучайно именно тогда, после Парижской выставки 1925 года, родился стиль ар-деко с его чрезмерной декоративностью и всепоглощающей страстью к роскоши. Беззаботная атмосфера тех лет прекрасно описана у Хемингуэя в романе «Праздник, который всегда с тобой». Его главные герои – молодые американцы (как, например, Скотт Фитцджеральд и его супруга Зельда, с которыми был дружен Хемингуэй), нашедшие себе в Париже временное пристанище.
Именно на богатых заокеанских туристов и ориентировался Джоэл Хиллман, сам приехавший во Францию из США, когда в мае 1928-го открыл на авеню Георга V одноименный отель, потратив на его строительство рекордную сумму в 31 миллион долларов. Новая гостиница, оснащенная по последнему слову техники, поражала шиком и великолепием. Несмотря на удачный старт, Хиллман быстро разорился и продал свое детище Франсуа Дюпре, одному из самых известных французских отельеров, владевшему также и легендарным Plaza Athénée. Смена хозяина только укрепила статус George V: теперь он стал по-настоящему парижским отелем, местом паломничества королей и президентов, голливудских звезд и богатых наследников. Будучи страстным коллекционером антиквариата, Дюпре превратил гостиницу в хранилище своего собрания. Все, что мы видим сегодня в George V: гобелены, люстры, мебель и часы, – подлинное. Эксперты Sotheby’s официально признали, что по количеству произведений искусства отель не имеет себе равных в Париже.
В гостях у Людовика
Швейцар открывает тяжелые парадные двери, и вы оказываетесь в просторном лобби, декорированном мрамором и утопающем в цветах. Минуя кафе La Galerie с великолепными гобеленами XVIII века на стенах, вы подходите к резным дверям в стиле ар-деко. За ними –
территория Le Cinq. Мраморные колонны, позолоченные статуи, антикварная мебель и белоснежный лиможский фарфор Philippe Deshoulieres – все здесь напоминает скорее обеденный зал в королевских покоях, чем современный, пусть и классический ресторан. Два массивных зеркала в стиле регентства расширяют и без того огромное пространство. Удваивая все предметы обстановки, они стирают грань между реальностью и волшебным зазеркальем. Официант подводит вас к столику и отодвигает стул, чтобы было удобнее его занять, – конечно, вы усаживаетесь не куда-нибудь, а в знаменитое кресло со спинкой «медальон», из тех, что так любил Людовик XVI, последний французский монарх. И всё – по крайней мере на ближайшие три часа вы окончательно потеряны во времени.
Целая армия служителей
Официант, отодвинувший вам кресло, станет одним из многих, кто в этот вечер будет вам всячески угождать. Сколько именно человек обслуживают одного клиента в Le Cinq, посчитать почти невозможно. Три-четыре официанта, два-три сомелье, менеджеры зала и еще несколько служителей, которые сопроводят вас в туалетные комнаты и обратно. Заместитель директора ресторана Франк Паншо (по-французски его фамилия звучит более чем красноречиво: pain chaud – это «горячий хлеб») заверил, что от своего персонала он требует умения читать мысли гостей. И, судя по всему, каждый, кто здесь работает, действительно мастерски владеет этим искусством: персонал буквально предвосхищает ваши желания, оставаясь при этом незаметным и ненавязчивым.
Винные богатства
Главная ошибка, которую совершают почти все гости Le Cinq, – с умным видом они просят винную карту. И получают в ответ многостраничный талмуд, разобраться в котором и дочитать до конца может, пожалуй, только Эрик Бомар, директор ресторана и один из лучших сомелье мира (в его честь даже выпущен именной штопор из серии Sommelier Chateau Laguiole).
Винный погреб – особая достопримечательность Le Cinq. Он расположен на глубине 14 метров в старинных каменоломнях, которые в начале XIX века снабжали строительным материалом работы по возведению Триумфальной арки (именно на их месте потом и построили отель George V). В годы Второй мировой войны этот погреб даже стал своеобразным участником французского Сопротивления: именно в нем прятали от немецких оккупантов коллекцию лучших вин. Сегодня в его недрах хранится 50 тысяч бутылок, 20 из которых обновляются еженедельно. Самое старое вино в закромах Le Cinq – Madeira 1850 года, а самое дорогое – Romanée Conti 1983 стоимостью 36 тысяч евро.
Если вы не совсем готовы к подобным тратам, то можете выбрать бутылку и за 40 евро (это самое низкое ценовое предложение в меню Cinq). Но мы настоятельно рекомендуем не заказывать одно вино под все блюда, а попросить сомелье подобрать индивидуального винного спутника к каждому кулинарному шедевру Эрика Бриффара.
Икра и карамель
Свою первую звезду Michelin ресторан Le Cinq получил спустя два месяца после открытия, вторую – в течение первого года. А в 2003-м, по прошествии трех лет, был удостоен третьей. Тогда им руководил прославленный Филипп Лежендр.
В июне 2008-го его сменил не менее известный Эрик Бриффар, обладатель титула Meilleurs Ouvrier de France («Лучший мастер Франции»). И сегодня в портфолио Le Cinq две звезды Michelin.
Вместе с командой, состоящей из 70 поваров, Эрик Бриффар предлагает одно из лучших гастрономических меню Парижа. Роскошь, царящая в Four Seasons George V, получает на тарелках гостей Le Cinq своеобразное продолжение. Бриффар явно не скупится на продукты, активно используя почти в каждом блюде самые дорогие и редкие деликатесы. Так, в меню появляются равиоли с черной икрой, тартар из все той же черной икры с желе из зеленого яблока и множество трюфелей в самых невероятных сочетаниях. При этом средний счет за ужин составляет здесь 250 евро (без учета спиртного). Если вы закажете облегченное дегустационное меню, то потратите не более 135 евро.
Каждый настоящий гастрономический ужин всегда являет собой хорошо срежиссированный спектакль с многократной переменой блюд. В Le Cinq вас будет ждать не менее четырех больших выходов: закуски, основное блюдо, сырная тарелка и десерт, не считая многочисленных комплиментов от шефа, призванных перебить вкус и подготовить вкусовые рецепторы к новым ощущениям. Но обязательным пятым и завершающим элементом всего процесса станет карамель – набор вкуснейших конфет здесь дарят каждому гостю, чтобы он взял их собой и на следующий день мысленно опять оказался в Le Cinq.
Оставить комментарий