Расчленение обыденного
13.10.2015
Считается, что первым в технике коллажа начал работать Жорж Брак, один из родоначальников кубизма. Использование бумажных наклеек помогло ему четко отделить цвет от формы, что перевернуло суть построения художественного пространства. Сегодня коллаж – один из излюбленных приемов для творческих экспериментов. И это понятно, так как сочетание разнородных материалов почти гарантирует захватывающую игру, ограниченную лишь собственным воображением. В нее играет и Джулия Гейзер – художник из Швейцарии. Ее работы минималистичны и предельно просты, но в то же время скрывают в себе целые миры и множество подтекстов, которые читаются зрителями опять-таки в зависимости от их фантазии: чем она богаче, тем ярче воспринимаются творческие проделки Джулии.
Часто можно услышать, что коллажисты – это неудавшиеся художники, так же как критики – несостоявшиеся писатели. Что вы по этому поводу думаете?
Отличный вопрос! Правда, вряд ли на него существует столь же хороший ответ, потому что для этого сначала надо определить, что же есть искусство. И отвечать на это я предоставлю право другим.
Я обратила внимание, что в ваших работах много звезд. Это какой-то особенный для вас символ?
Может быть… Но я никогда над этим не задумывалась. Они висят у нас над головой каждую ночь, когда гаснет свет. Мы так много и так мало о них знаем. Звезда – поразительная штука. На мой взгляд, очень важно уметь видеть поразительные вещи.
Еще один мотив, который довольно часто встречается в вашем творчестве, – разрезание/расчленение животных и людей. Линии разреза вы открываете и помещаете туда самое разное: других животных, растения, жуков, фрукты или просто одноцветные потеки краски. Что вы хотите тем самым нам сообщить?
А зачем вообще нужно пытаться определить, в чем здесь смысл? Расчленение – это, вообще говоря, основа любого коллажа, равно как и примечательное явление само по себе. Вместо того чтобы пытаться спрятать его, я, напротив, тыкаю пальцем в очевидное. С другой стороны, расчленение – еще и способ спросить, что есть существование, из чего сделаны вещи, что находится внутри них. Быть любопытным и пытаться заглянуть за фасад – всегда хорошо. И не важно, для чего это нужно – чтобы узнать нечто новое или просто убить скуку.
Своим зрителям я хотела бы сказать следующее: не воспринимайте все это слишком серьезноВы работаете только со снимками из интернета. Это подчеркивается во всех материалах и статьях про вас. А свои фотографии использовать никогда не хотелось? Так работы приобрели бы еще большую личную направленность.
Возможно, вы правы, но в ближайшем будущем я этого делать не собираюсь. Смысл моей работы сейчас в том, чтобы играть с тем, что уже есть. Случайность – элемент процесса. И еще таким образом я подпитываю свое желание создавать коллажи.
Ваши работы очень минималистичны – всего лишь несколько штрихов, приковывающих внимание и вызывающих определенные эмоции. И это очень здорово! Как вы пришли к такому минимализму?
Если честно, я не пыталась сознательно искать подходящий мне стиль. Мои работы больше напоминают эскизы, а не детально проработанные, законченные произведения. Мне важно найти способ воплотить идею через визуальные образы. Как только эта идея становится видна в должной степени, я заканчиваю работу над коллажем и приступаю уже к следующему. То, что я делаю, скорее первый шаг на пути к воплощению идеи, неожиданный поворот, способный вас удивить или просто пролить свет на нечто очевидное.
А как вы вообще занялись коллажами? С чего все началось?
Я делала флайеры для небольшого культурного мероприятия, которое организовывала каждый месяц. Однажды флайер получился в виде коллажа. И с тех пор они завладели моим воображением.
Некоторые ваши работы, например календарные, вполне могут быть коммерческими. Делаете ли вы проекты на заказ? Если да, то насколько свободны в таком случае в творческом плане?
Да, я часто делаю коммерческие проекты. Обычно это иллюстрации: флайеры, обложки для компакт-дисков или книг. Степень моей свободы всегда зависит от клиента. Как правило, чем более личное у него отношение к тому, что должно получиться, тем больше ограничений. Но часто бывает верно и другое: чем больше свободы у меня, тем меньше гонорар.
У вас есть работа с котенком с человеческим лицом и надписью «You are a true kitten please smile». Рассматривая ее, я почему-то вспомнила страшную короткометражку Роберта Моргана The Cat with Hands и тут же захотела узнать, чем вы живете, есть ли у вас кумиры и идеалы, которые провоцируют на создание коллажей?
Обычно у меня нет источников для вдохновения. Нет ни героев, ни героинь, но я слоняюсь по интернету, часто залезаю в незнакомые галереи, смотрю увлекательные блоги и так далее. Наверное, что-то меня вдохновляет, но это все очень необычно. Бывает, смотришь на изображение, и хочется создать что-нибудь такое же сильное. Иногда захватывает текст, мелодия или ситуация – все это провоцирует визуальные образы.
Расчленение как основа любого коллажа – еще и способ спросить, что есть существование, из чего сделаны вещи, что находится внутри них. И не важно, для чего это нужно – чтобы узнать нечто новое или просто убить скуку
Вы где-то выставляетесь или используете для продвижения только интернет?
Цифровое искусство уже представлено на арт-рынке. И я тоже всячески продвигаю свои работы иногда через экспозиции, иногда через онлайн-дистрибуцию – любым удобным способом. Но выставка традиционного типа, пожалуй, могла бы обидеть покупателей, поскольку коллажи существуют при помощи и исключительно благодаря возможности бесконечного копирования. На выставке в La Caja Blanca в Пальма-де-Майорке мы как раз попытались исследовать эту противоречивость цифрового искусства.
А если говорить о технической стороне вашего творчества – в каких программах вы работаете? Сколько времени занимает процесс создания одного коллажа? Что именно привлекает в работе больше всего: идея, создание или шлифовка уже готового продукта?
Я использую Photoshop. Ненавижу все, что касается этапа постпродакшн. Вот, пожалуй, и все, что можно сказать по этому поводу. Иногда из одной идеи получается три коллажа. Иногда на одно изображение уходит несколько часов или даже несколько дней. Я работаю, пока мне не наскучит. Большую часть времени провожу в поисках подходящего материала. На это обычно уходят долгие часы. Очень часто первоначальная идея начинает развиваться в совершенно ином направлении. У меня было множество замыслов, которые так и не реализовались или остановились где-то на полпути. И я очень люблю, когда ко мне возвращается, казалось бы, забытая идея.
Есть ли у вас любимая работа или, может быть, серия? Расскажите о ней: что вы в нее вкладывали, как создавали, что чувствовали, когда она, готовая, предстала перед вами на экране монитора? А самый первый коллаж – вы его помните? Ведь говорят, что первая работа – это как первая любовь – никогда не забывается.
Уф, это больше, чем один вопрос. Дайте подумать… Да, я помню свой первый коллаж. Это был Menopause, но я не стала бы сравнивать его с первой любовью. Скорее с юношеским увлечением, когда ты весь покрыт прыщами, у тебя отвратительная прическа, и ты получаешь первое и весьма общее представление о том, что такое любовь. У меня нет любимой работы. Обычно мне нравится что-то из последнего. Точнее, есть несколько произведений, которые мне не надоедают. Как правило, это те коллажи, за которыми стоит простая и очевидная идея, и ты создаешь их легко и весело. Я счастлива, когда меня способны развлечь собственные задумки. Такие, например, как та картинка, где пингвин скатывается с айсберга из мороженого, вырастающего из вафельного рожка. Но чаще всего через некоторое время мне перестает нравиться все, что было сделано.
Я готова все разрезать на кусочки, чтобы заглянуть внутрь и посмотреть, что там за ерунда происходит
А как бы вы поступили, став вдруг одним из своих персонажей?
Черт! Я бы все разрезала на кусочки, чтобы заглянуть внутрь и посмотреть, что там за ерунда происходит.
И напоследок: задайте вопрос сами себе и дайте на него ответ. Вдруг я что-то упустила, а вам бы очень хотелось донести это до своего зрителя.
Мы снова вернулись к мастерству задавать вопросы. Это весьма непростой навык. И я в нем не очень сильна. Но своим зрителям я хотела бы сказать следующее: не воспринимайте все это слишком серьезно.
julia-geiser.ch
Оставить комментарий