Респект с планеты Голливуд
23.04.2011
Голливудский праздник с громким именем «Оскар» – не просто состязание номинантов на всевозможные премии. Это прежде всего шоу планетарного масштаба, которое готовят до десяти тысяч человек. Каждый год мероприятие приносит Калифорнии порядка 800 миллионов долларов прибыли. Ну а если отвлечься от сухих цифр – это день, который в США ждут с нетерпением не меньшим, чем любимые государственные праздники. И само нагнетание интриги, сладкое предвкушение начала, наступление утра «того самого» дня – все фиксируется до мелочей и режиссируется, как хороший американский блокбастер.
Триумф оскаровского состязания – объявление победителя и поднятая над головой золотая статуэтка, принадлежащая лучшему из лучших. Американцы предприняли все возможное, чтобы сделать эту награду по-настоящему бесценной: с 1950 года закреплено правило, гласящее, что ни один обладатель «Оскара» не может продать статуэтку с аукциона, не предложив начальную цену в 1 доллар членам Киноакадемии.
Кстати, с 1929 года, времени своего первого появления на публике в отеле Roosevelt, внешний вид приза не менялся. А вот название ему дали только десять лет спустя, в 1939-м. И есть две версии того, откуда оно взялось. Первая принадлежит библиотекарю Академии Маргарет Херрик, которая, увидев статуэтку, вскрикнула: «До чего же она похожа на моего дядю Оскара!» Рождение другой легенды связано с великой Бэтт Дэвис. При получении награды она назвала ее Оскаром, намекая на сходство со своим первым мужем, которого действительно звали Оскар.
Звездопад на красной дорожке
И вот наступило 28 февраля, день 83-й церемонии вручения премии Американской академии кинематографических искусств и наук – именно так называется «Оскар» официально. Как всегда, по красной ковровой дорожке забегали лучи прожекторов, заливая пространство буйством двух цветов – пурпурного и золотого. Все обещанное публика получила сполна. Награды – это для членов Академии, для зрителей же – звездопад голливудских героев, блеск и лоск платьев и причесок, парад кутюрье, коллекции автографов, улыбки и воздушные поцелуи. Ну а тем, кому по каким-либо причинам не удалось оказаться в тот день в Лос-Анджелесе, – яркое телевизионное шоу и прямые трансляции из города синефильской мечты.
Сначала появились ведущие – Джеймс Франко и Энн Хэтэуэй. За ними один за другим, сопровождаемые восторженными криками толпы, прошли Том Хэнкс, Сандра Баллок, Холли Берри, Кейт Бланшетт, Расселл Бранд, Джош Бролин, Роберт Дауни-младший, Хью Джекман, Скарлетт Йоханссон, Николь Кидман, Гвинет Пэлтроу, Мила Кунис, Хелен Миррен, Джуд Лоу, Джастин Тимберлейк, Риз Уизерспун, Хилари Суонк… А ведь они даже не номинанты, а только гости.
К началу церемонии из числа претендентов выделились три явных фаворита. 12 номинаций набрал фильм «Король говорит», который неожиданно вышел в лидеры в начале нового года. На второй строчке расположился вестерн братьев Коэн «Железная хватка», выдвинутый по 10 позициям. И только на третьем месте «Социальная сеть» Дэвида Финчера, которая долгое время шла в лидерах и казалась недосягаемой для остальных. Но поклонники картины не теряли оптимизма, уповая на главные призы за лучший фильм и режиссуру. Противостояние между этими тремя фильмами и составило главную интригу 83-й церемонии «Оскар».
Плюс – факты, минус – сюрпризы
Сюрпризов на церемониях всегда хватает. Они – золотые страницы летописи Голливуда. Но ожидаемый сюрприз-2011, который мог перевернуть все достижения, не состоялся. Художник-граффитист Бэнкси всерьез грозился посетить церемонию вручения «Оскара». Конечно же, в маске – ведь до сих пор он тщательно скрывает свое лицо. О личности Бэнкси практически ничего не известно: ни его настоящего имени, ни даты рождения. Лента «Выход через сувенирную лавку», одним из создателей которой он стал, претендовала на приз в номинации «Лучший полнометражный документальный фильм». Но волнения академиков были напрасны. Бэнкси не получил награду и на сцену в зловещей маске (под которой мог быть кто угодно!) не вышел.
К состоявшимся же сюрпризам можно отнести следующие события. Так, впервые за последние десять лет среди 20 номинантов в актерских категориях не было ни одного… афроамериканца. Впервые с 1957 года соведущими стали мужчина и женщина. Впервые в истории они вели трансляцию, находясь рядом друг с другом. Событием можно назвать то, что номинировавшиеся на «Лучшую мужскую роль» Колин Ферт и Джефф Бриджес были конкурентами и на прошлой церемонии. В 2010 году победил Бриджес. И еще интересный факт: впервые с 1965 года обе награды за мужские роли (Колин Ферт и Кристиан Бэйл) достались британцам.
На эти факты, конечно, трудно обратить внимание во время праздника. Однако одно событие было отмечено уже в ходе награждения. Церемония ознаменовалась возвращением традиции исполнения песен, номинировавшихся на премию в этом году. Такой ход стал настоящим подарком для зрителей. Еще бы – музыкальные композиции спели любимые актеры Мэнди Мур и Гвинет Пэлтроу. Не отставали от них и ведущие Энн Хэтэуэй и Джеймс Франко, которые тоже пели, шутили, танцевали и гримасничали на протяжении всех трех часов. Кстати, в историю «Оскара» они войдут как самые молодые ведущие церемонии.
Претенденты и победители
За «Оскары» в этом году боролись сильные картины и, как всегда, замечательные актеры, так что шоу в целом было интересным, хотя и предсказуемым. А все потому, что почти все номинанты еще осенью 2010 года были отмечены кинокритиками и профессиональным цехом премиями «Золотой глобус».
Лучшей актрисой академики признали Натали Портман за роль в ленте «Черный лебедь». А лучшим актером – Колина Ферта («Король говорит!»). Им критики «вручили» свои награды задолго до церемонии. Среди актеров второго плана фаворитами стали исполнители из ленты «Боец» Кристиан Бэйл и Мелисса Лео, которые также ранее получили свои «Золотые глобусы».
Правда, Мелиссе удалось слегка возмутить предсказуемую атмосферу. Во время вручения приза она невольно (или вольно) выругалась. И сотворила еще одну сенсацию, став первой актрисой в мире, которая сказала неприличное слово во время церемонии.
Увы, но появление на церемонии награждения Бэнкси в зловещей черной маске так и не состоялосьЛучшим фильмом на иностранном языке была названа датская лента «Месть». А самым выдающимся мультфильмом признали «Историю игрушек: Большой побег». И лишь сценаристам удалось вернуть церемонии хотя бы видимость интриги. В двух сценарных категориях была настоящая конкуренция, а «золото» в результате досталось Дэвиду Сайдлеру за фильм «Король говорит!» (лучший оригинальный сценарий). А вот Аарон Соркин заслуженно получил приз за лучший адаптированный сценарий фильма «Социальная сеть».
Британский флаг над Голливудом
Когда же дело дошло до объявления лучшего фильма – интрига вернулась вновь. Фаворитом в номинации была «Социальная сеть» Дэвида Финчера. Он уже успел отхватить награду за режиссуру от кинокритиков и от Американской гильдии режиссеров. Но лучшей режиссерской работой академики признали картину Тома Хупера «Король говорит!». Оба британца – талантливые и незаурядные личности. На этот раз Том Хупер нарушил гегемонию Дэвида Финчера, уже в прошлом году признанного лучшим режиссером. И это стало явным поражением гильдии, которая лишь в пятый раз за 63 года отметила не тех, кто через месяц получит «Оскар».
Лента «Король говорит!» ворвалась в списки номинантов одной из последних и в результате отодвинула от наград многие крепкие и весьма незаурядные работы – «Железную хватку», «Черного лебедя», «Начало», «Социальную сеть», «Бойца» и «127 часов». Томас Хупер снял историческую картину. Проделал серьезную работу, основанную на многих реалиях, не позволив себе практически никаких вольностей и домыслов в трактовке. А это действительно дорогого стоит. Настоящий английский юмор. Пример добротного костюмного фильма, созданного британцами про британцев и для британцев. Мастерская, тонкая, полная интересных наблюдений, метафор, аналогий картина. Блестящий актерский состав, в котором никто не выделяется и никто не прячется в тень.
Наконец, еще одно преимущество фильма – блестящая фабула у вполне тривиального сюжета. Незадолго до Второй мировой войны старый король Георг V оказывается перед трудным выбором: кому передать трон? Старший сын, прямой наследник престола, связался с американской авантюристкой и не собирается отказываться от нее ради трона. А младший – герцог Йоркский – с детства заикается, да так сильно, что, волнуясь, перед публикой не может произнести ни слова. Жена герцога водит его по врачам, но никто не в силах предложить больному действенный способ. Пока она не находит достаточно экстравагантный вариант – полусумасшедшего австралийского логопеда.
Фильм смешной до колик и грустный до слез. Все гармонично и внутренне обусловлено. Никаких вмешательств извне. А главный герой только собственной силой воли и упорством изживает свои детские комплексы и их последствия, добиваясь истинно королевского величия.
Финал – еще не конец
В общем, праздник удался и без скандалов. Загадочного Бэнкси предсказуемо обошли вниманием. Разве что развеселил Джастин Тимберлейк, вышедший к микрофону и сказавший: «Я – Бэнкси». Голливудские звезды были как на подбор милы, изобретательны, в меру саркастичны и аполитичны. Как всегда, на высоте – оркестр Голливуда, блестяще отыгравший тему «Звездных войн» как самый узнаваемый мотив в истории кино.
И все-таки прощание с Голливудом было слегка скомканным. Может быть, оттого, что смех как-то резко ведущие оборвали торжественной речью. Или оттого, что кто-то свистнул: мол, не всем по заслугам воздали. Так, многие мечтали увидеть в лауреатах Кристофера Нолана с «Началом» – картиной, которую тот делал десять лет и которой, по мнению критиков, действительно обозначил начало новой эры кинематографа.
Впрочем, все технические номинации фильм заслуженно забрал. А члены его команды, получавшие статуэтки, с таким пафосом и чувством благодарили своего режиссера, что, казалось, для них он – почти бог кино. И этот факт вселяет надежду на то, что не все решают академики. Стать лауреатом – еще не самая большая победа. Другое дело, когда вас сравнивают с Богом. Эти признания действуют посильнее.
Оставить комментарий