18+

Родом из Гласхютте

Константин Старцев

06.08.2012

Als_finishpoli_4c_m_a4

Маленький немецкий городок Гласхютте с населением меньше 10 тысяч жителей знаменит на весь мир, в большей степени – часовой. Как и почти двести лет назад, его экономическое благополучие создают руки часовых мастеров. Здесь плодотворно работают бок о бок сразу несколько мануфактур, среди которых особое место занимает A. Lange & Söhne, возрожденная в 1990 году.

За свою долгую историю Гласхютте переживал взлеты и падения. Когда к середине XIX века серебряные рудники, кормившие регион, истощились, остро встал вопрос о новых рабочих местах. Чтобы предотвратить вымирание города, часовой мастер саксонского королевского двора Фердинанд Адольф Ланге выступил с инициативой создания здесь независимого часового производства. Близость Гласхютте к европейскому центру точных наук в Дрездене и опыт работы местных жителей с металлами создавали для этого отличную основу.

Получив монаршую поддержку, Ланге с энтузиазмом принялся за дело. Благодаря знаменитой немецкой аккуратности, настойчивости и трудолюбию вчерашние шахтеры довольно быстро переквалифицировались в часовых мастеров. Их учителями были лучшие часовщики, приглашенные Ланге. Основанная школа и налаженное производство позволили Гласхютте не только стать достойным конкурентом своим швейцарским соседям, но и внести существенный вклад в развитие всего региона.

После окончания Второй мировой войны в жизни Гласхютте, как и во многих городах Европы, произошли существенные изменения: оборудование было вывезено в Советский Союз. Однако на этом часовая история города не прекратилась. В 1951 году независимые часовые компании образовали единый конгломерат, произведенные им часы поставлялись во все страны Восточного блока. После объедирнения Германии на свою родину вернулся Вальтер Ланге, правнук основателя мануфактуры, с одной-единственной целью: возродить семейный бизнес. В 1994 году свет увидели первые часы, получившие характерное имя – Lange 1. Сегодня модели A. Lange & Söhne заняли прочную нишу в haute horlogerie наравне с Patek Philippe, Vacheron Constantin и Breguet. Спустя два года после презентации первой модели марка вошла в состав Richemont Group. Сегодня на мануфактуре работают 550 специалистов.

Совершенство декорирования

Ценовая политика A. Lange & Söhne далека от демократичной: стоимость моделей начинается от 15 тысяч евро. И дело тут не только в материалах – исторически марка использует лишь благородные металлы, – сколько в большом объеме ручного труда, оригинальных технологиях и полном цикле производства. Последнее означает, что даже балансовую спираль производят в стенах мануфактуры.

Производственные помещения отвечают самым современным требованиям индустрии. Станки для изготовления платин используются как швейцарские, так и немецкие. Окончательная обработка деталей производится вручную. Колоссальное внимание марка, конечно же, уделяет контролю. На каждом этапе все элементы механизма тщательно тестируются, тем более что имеющееся оборудование позволяет проводить измерения с точностью до 10 микрон. Программы для измерительных машин пишутся для каждого конкретного случая. Оптимальная величина допуска для отверстий преду­смотрена в 4 микрона. После анализа деталь отправляется либо на доработку, либо переходит на следующий этап. Любопытно, что до возрождения часового производства в главном помещении A. Lange & Söhne выпускали калькуляторы. А в соседнем здании производились будильники и кварцевые часы.

Даже балансовую спираль производят в стенах мануфактуры

Высшая эстетика механизмов марки достигается за счет декорирования мостов и платин. На мануфактуре признаны шесть видов полировки, в числе которых есть и своя фирменная – «гласхюттовские волны». Полировка осуществляется вручную при помощи куска бузины (это мягкое дерево не царапает детали) и наждачной бумаги трех видов – с бриллиантовым напылением толщиной 3, 1 и 0,5 микрона. Зубчатые колеса полируют движением «восьмерка», что дает равномерный рисунок. Интересно, что в полировочном цехе работают в основном женщины.

Для полировки фасок на рынке существуют всего три размера штифтов, самый маленький диаметром 0,45 мм, большой – 5 мм, в компании самостоятельно разработаны еще 17, что позволяет доводить этот процесс до совершенства.

Предельно персонализированный мост

Помимо большой даты и трехчетвертной платины, модели A. Lange & Söhne имеют еще один фирменный знак: гравированный мост баланса. Эта традиция насчитывает не один десяток лет. Каждый из шести мастеров-граверов обладает собственным стилем, и по рисунку гравировки всегда можно определить, кто именно ее выполнял. В основном здесь используют цветочные мотивы. Однако при желании можно заказать и авторскую гравировку с инициалами. Правда, она обязательно должна сочетаться с общими эстетическими принципами саксонского бренда. Между прочим, декорирование не несет за собой никаких функциональных задач и служит лишь воплощением особенной часовой эстетики, которая развивалась на протяжении всей истории haute horlogerie.

Обязательный элемент украшения моста – декорирование обратной, невидимой глазу стороны в стиле perlage. Уникальность работы мастера здесь состоит в том, чтобы расположить круги в правильном геометрическом порядке. Этим рисунком украшается и платина.

Технологический процесс производства часов подразумевает двойную сборку. После изготовления всех деталей механизма и корпуса, после их обработки и сборки модели тестируются на точность хода и разбираются. На этом этапе некоторые элементы калибра декорируются, полируются и бережно собираются вновь. В финальной сборке используются вороненые винты, которые также служат украшением механизма. После этого часы отправляются в отдел окончательного контроля на тестирование точности хода, водонепроницаемости и проверку других параметров, включая краш-тесты на ударопрочность.

Затем модели уходят в один из шести бутиков по всему миру: в Дрездене, Шанхае, Токио, Сеуле, Гонконге и Абу-Даби. В ближайшее время планируется открытие бутика в Дубае, в планах и Москва.

Три выдающихся гласхюттца

В новинке нынешнего года Lange 1 Tourbillon Perpetual Calendar совмещены два классических усложнения, причем турбийон закрыт циферблатом, что могут позволить себе лишь немногие марки. Однако в данном случае это сделано не из рекламных побуждений, а с целью обеспечить на несимметричном циферблате, характерном для коллекции Lange 1, максимально удобный вид индикации всех показателей вечного календаря. В турбийоне применяется мануфактурная спираль Lange, гарантирующая чрезвычайно высокую точность хода. Корректировать указатели календаря просто: для этого предназначены размещенные на боковой поверхности кнопки, позволяющие переключать указатели календаря как вместе, так и по отдельности.

Сложные механизмы собирает один мастер высокой квалификации, в сборке других калибров участвуют несколько

Richard Lange Tourbillon Pour le Mérite, которую представили на SIHH в 2011 году, – четвертая модель в коллекции A. Lange & Söhne, которой выпала честь носить имя Pour le Mérite. В новом механизме использованы цепная передача с фузеей и турбийон с запатентованной конструкцией остановки секундной стрелки. Приоритетная цель двух сложных устройств механизма – улучшение стабильности и точности хода. Дизайн циферблата необычен: это так называемый стиль «регулятор с окошками», полученными пересечениями окружностей шкал. В окошке секундной шкалы, которое пересекают минутная шкала и утоп­ленный мост турбийона, виден ротор турбийона. Но полным его видом можно насладиться только с 12 до 6 часов. Ровно в шесть в окошке мгновенно появляется сегмент часовой шкалы с метками «VIII», «IX» и «X», который дополняет шкалу часов. Вращением этого сегмента управляет хитроумное переключающее устройство, гарантирующее его угловое перемещение на 90 градусов раз в 6 часов. Турбийон снабжен запатентованным Lange устройством остановки секундной стрелки, поэтому он замирает каждый раз, когда для коррекции времени вытягивается заводная головка часов.

Особая гордость компании – модель Lange 31, презентованная в 2007-м и требующая завода всего лишь раз в месяц. Для обеспечения такого рекордного запаса хода мастера саксонского бренда использовали два массивных наложенных друг на друга заводных барабана, в которых надежно упакована пара 1850-миллиметровых (в 5–10 раз длиннее обычной пружины) ходовых пружин. Стабильную подачу энергии в процессе раскрутки ходовой пружины обеспечивает фузея с цепным приводом. Сама 25-сантиметровая цепь состоит из 635 деталей, каждая из которых полируется вручную. Часы заводятся напрямую заводным ключом, вставляющимся в небольшое отверстие в задней стенке, а механизм ограничения натяжения не дает закрутить пружины слишком туго.

Фото по теме
Комментарии (1)

Khalene 23.08.2012 23:36

Appaernlty this is what the esteemed Willis was talkin' 'bout.


Оставить комментарий

532da381789adb5e5a1039e26efbd2ebf74639e4



 
22.01.2021
Otkr
Художества на запястьях
Пожалуй, абсолютно все часовые бренды уверены: делая часы, они творят высокое искусство. чтобы убедиться в этом, надо хотя бы...
18.01.2021
Shutterstock_1718886205_for_web
Люкс спешит на помощь
2020 год стал не только годом карантина и закрытых границ, но и удивительным временем объединения против общей опасности...
01.12.2020
4
Русские часы из Альценау
Александр Шорохов переехал в Германию в начале 1990-х и через 10 лет основал в городке Альценау, неподалеку от Франкфурта,...