Ручная работа
13.12.2013
Появление в последнее десятилетие независимых часовщиков говорит о росте спроса на действительно уникальные вещи, те, что не могут предложить большие бренды с их тотальной автоматизацией производства и жесткими требованиями инвесторов по увеличению прибыли. Маленькая компания может позволить себе роскошь оставаться собой и делать то, что считает нужным. Большая доля ручного труда, использование старинных станков и техник, узнаваемый дизайн делают молодую немецкую марку Grieb & Benzinger действительно уникальной на рынке.
Начавшая работать всего семь лет назад, в 2006‑м, марка Grieb & Benzinger тем не менее основана по традиционному бизнес-закону, сформулированному в часовом деле еще в XVII веке: сотрудничество часовщика и предпринимателя, фамилии которых, как правило, и составляют название бренда. В данном случае марку учредили: Герман Гриб – часовщик, отвечающий за механизмы, Йохен Бенцингер – декоратор, выполняющий работы по гильошированию и гравировке, и Георг Бартковяк – дизайнер и управляющий компанией. Еще в команде работает талантливый ювелир Альбрехт Больц, мастерски скелетонирующий калибры, и несколько помощников. Все члены команды – опытные и высококвалифицированные специалисты в своей области. Впрочем, мы предлагаем познакомиться с мастерами поближе.
Мастерская в замке Детцинген
В 30 минутах езды на машине от Штутгарта, в тихом местечке Графенау, стоит замок Детцинген, первые упоминания о котором датируются 1075 годом. В основном здании расположены галерея искусств и аукционный дом, а в отдельно стоящем трехэтажном доме – мастерская часовщика Германа Гриба. Около 30 лет он занимает это помещение и прекрасно в нем освоился, пережив реконструкцию и реставрацию замка. На первом этаже есть небольшой музей механических часов – от будильников, банковских часов, настенных и напольных до инструментов, станков и большого числа старинных механизмов. Герман – страстный коллекционер и занимается этим на протяжении не одного десятка лет. После окончания часовой школы он долгие годы работал реставратором – его общий часовой стаж в профессии насчитывает свыше 40 лет.
Второй этаж занимают собственно штаб-квартира Grieb & Benzinger и мастерская с рабочими столами, местами для хранения многочисленных деталей, инструментами и несколькими гильоше-машинами Йохена Бенцингера, но чаще Герман работает один – в тишине, полностью сосредоточившись на очередном механизме. В производстве часов под маркой Grieb & Benzinger есть две линии: основанная на старинных механизмах – Patek Philippe, Vacheron Constantin конца XIX века, которых в его коллекции достаточно, и современных Unitas, подвергающихся переделке исходя из текущих задач. Недостающие либо испорченные детали изготавливаются тут же. Практически каждая деталь облагораживается и подвергается декоративной обработке Йохеном. Настройка, регулировка уже преображенного механизма и его сборка выполняются руками Германа.
Мастера не пользуются компьютерами, все эскизы и расчеты производятся, как и сто лет назад, вручную – карандашом на бумаге, опираясь на собственный опыт и память
Инопланетяне в золотом корпусе
В портфеле ателье с ежегодным объемом производства около 100 экземпляров есть действительно уникальные экземпляры: White Dragon Pavé с инкрустацией циферблата и безеля бриллиантами, выпущенный в количестве одной штуки, Grey Tulip из индивидуальной коллекции Shades of Grey с родированным скелетонированным механизмом, Blue Whirlwind, также выпущенный в единичном варианте. Лимитированность моделей зависит не только от физических возможностей, но и от пожеланий заказчика: формат ателье позволяет работать с клиентом максимально плотно и учитывать все его пожелания. Так, один из ценителей немецкого тандема заказал для своего 12‑летнего сына уникальную модель с инопланетянами на циферблате – Area 51. Задача представлялась сложной, интересной и довольно веселой, поэтому мастера с удовольствием взялись за реализацию заказа. В итоге работы появились часы в цельном корпусе из белого золота, циферблат которых выполнен в виде лунного рельефа с кратерами, украшенными бриллиантами. Кульминацией дизайнерской задумки стало трехмерное изображение инопланетных существ серого металлического цвета с рубиновыми глазами. За ювелирную работу в проекте отвечал Альбрехт Больц.
Но чужими механизмами, пусть и безупречными, компания не ограничивается – в следующем году будет представлен собственный турбийон, который сейчас проходит этап тестирования. Калибр призван показать возможности Grieb & Benzinger как часовщиков и привлечь новых клиентов, тех, кто ищет в каждых часах неповторимую самобытность.
У немецких часовщиков главные конкуренты – заводы Mercedes и Porsche, где предпочитает работать молодежь на более высокой зарплате – оценить престижность и материальную выгоду профессии часового мастера молодым людям сегодня сложно
Коллекция гильош-машин
В Пфорцхайме – ювелирной столице Германии – расположена мастерская Йохена Бенцингера, чья задача – украшать мосты и платины, гильошировать циферблаты. Причем делает он все это точно так же, как и сто лет назад: на станках с ручным приводом. Йохен не только уникальный и редкий специалист гильоше, его страсть к коллекционированию распространилась на станки – в мастерской находится около 15 машин, самой старшей из которых почти 130 лет. Все машины в рабочем состоянии, и их ресурс рассчитан еще на столько же. В случае поломки Бенцингер сам выполняет ремонт.
Помимо различных видов гильоше, скелетонирования, гравировки в мастерской Йохена также осуществляется отделка частей механизма методом золочения, родирования, воронения. А еще применяется секретная технология серебрения циферблатов, рецепт которой упоминался еще в записках Бреге. Воссоздание формулы позволило Grieb & Benzinger оставить конкурентов далеко позади, ведь посеребренный циферблат со временем не теряет цветовой насыщенности, что можно прекрасно видеть по циферблатам Абрахама-Луи.
На гильоширование одного циферблата уходит день – из-за сложности настройки станка, а еще гравировка и скелетонирование – в год вручную мастер может сделать около 100 циферблатов. Поэтому ценность настоящего гильоше столь высока. Распознать рисунок гильоше, выполненный на ручном и автоматическом станках, можно невооруженным глазом: заметно место, куда устанавливается резец, резьба более глубокая, углы острые. В этом скрывается очарование ручного труда: нет безупречных, идеальных предметов – каждый отражает настроение, мысли, чувства мастера.
Уже готовый экземпляр часов помещают в кожанный футляр, конечно же, сшитый вручную. А его, в свою очередь, – в подарочный портфель с тисненым названием марки. В таком виде клиент получает свою долгожданную модель.
Оставить комментарий