Сам себе режиссер
25.06.2013
Как и предрекали некоторые кинокритики, прекрасно разбирающиеся в правилах «большой оскаровской игры», главную награду за «лучший фильм» в этом году получил остросюжетный политический триллер «Операция “Арго”», ставший пятой режиссерской работой актера Бена Аффлека. Фильм основан на реальных событиях и рассказывает о спецоперации по освобождению американских заложников в Тегеране в 1979 году, сразу после исламской революции. Помимо фабулы и политической подоплеки, связанной с очередным витком напряжения в ирано-американских отношениях, картина примечательна еще и крепким актерским составом, а также правдиво воссозданной атмосферой 1970-х, что доставляет огромное эстетическое удовольствие. Как именно Бен Аффлек добился такого эффекта, нам удалось расспросить его лично.
«Я убил жену-лесбиянку, повесил ее на мясной крюк, и теперь у меня контракт с Диснеем на три фильма» – так назывался его первый режиссерский опыт, снятый, как и положено, в коротком метре в далеком 1993 году. Однако после этого Бен Аффлек отложил камеру на целых 14 лет, предпочитая появляться в кадре, а не быть его демиургом-постановщиком. Хотя актер продолжал писать сценарии и даже получил премию от Гильдии сценаристов Америки за фильм «Умница Уилл Хантинг» Гаса Ван Сента. Свой второй по счету и первый полнометражный фильм Аффлек сделал в 2007-м и сразу же заслужил высокие похвалы Национального совета кинокритиков США (картина «Прощай, детка» была признана лучшим режиссерским дебютом). Выступив в нем режиссером и сценаристом, главную роль Бен отдал младшему брату Кейси. Но в своем пятом режиссерском эксперименте Аффлек не устоял перед соблазном снять самого себя. И, судя по всему, оказался совершенно прав. Его «Операция “Арго”» была удостоена сразу трех «Оскаров» как «Лучший фильм», «Лучший адаптированный сценарий» и «Лучший монтаж». Правда, не взять верх хотя бы в одной из них эта картина об антииранской операции американских спецслужб точно не могла. Тем более что победа Аффлека была торжественно объявлена не кем-нибудь, а самой первой леди США Мишель Обамой, что еще больше усилило подозрения в политической ангажированности всей процедуры. Но как бы то ни было, Аффлек снял очень неплохое кино, которое навсегда останется в истории и обязательно станет одним из лидеров проката не только в Америке, но и других странах.
Об особенностях работы над картиной, о самокастинге и возвращении в 1970-е мы и поговорили с создателем главного оскаровского фильма – 2013.
Что является для вас основным критерием при работе над новым фильмом: ваше чутье мегаопытного актера или начинающего режиссера?
У меня один очень простой критерий: качество сценария. Задевает ли он за живое? Интригует? Держит в напряжении? Заставляет ли сопереживать героям? Дает ли пищу для размышлений? Имея ответы на эти простые вопросы, решение, снимать или нет, приходит само. Сценарий ленты «Операция “Арго”» попал ко мне в руки совершенно случайно, и меня в первую очередь привлекло интересное смешение жанров: он содержал комедийное начало, хотя по духу был более близок к политическому триллеру или шпионскому детективу. Я прочитал его просто одним махом, не отрываясь. Несмотря на всю кажущуюся невероятность этого события, оно действительно имело место в реальной жизни, в чем я и удостоверился, проведя поиск доказательств в Интернете. Это было как предзнаменование свыше, и я, не раздумывая, согласился принять участие в этом проекте.
Самое обидное, что одинаково трудно работать как над успешными фильмами, так и над откровенно провальнымиГлавную роль в фильме Бена Аффлека исполняет Бен Аффлек. Классический пример самокастинга?
Я не собирался лезть в кадр, изначально предполагалось мое участие в проекте исключительно в качестве режиссера. Однако, прочитав сценарий, мое желание сыграть эту роль оказалось настолько велико, что не смог ему противостоять.
И это у вас неплохо получилось! Легко ли быть одновременно и режиссером, и исполнителем главной роли в одной и той же ленте?
Снимать кино – вообще чрезвычайно сложное дело. Для меня съемочный процесс неизбежно сопряжен с муками творчества. Самое обидное, что одинаково трудно работать как над успешными фильмами, получившими признание критиков и публики, так и над откровенно провальными. В этом плане между ними нет принципиальной разницы. В процессе съемок вы пытаетесь выжать все возможное, будучи, однако, абсолютно незастрахованным от возможной неудачи. Это аксиома, с которой надо просто смириться. Этот полнометражный фильм – моя третья режиссерская работа и, похоже, лучшая из них, самая эффектная. Те, кто будет смотреть картину на DVD, смогут найти в приложении еще и интервью с участниками тех событий. В самом фильме его, конечно, нет, иначе просмотр затянулся бы на все 10 часов. Этим интервью я хотел бы дать зрителю возможность погрузиться в атмосферу тех событий, услышать рассказ о них из первых уст, от самих участников происходившего, словно побывать за кулисами съемочной площадки, то есть предоставить зрителю несколько расширенных возможностей для воприятия.
Реальных прототипов имеют буквально все персонажи фильма? Или кто-то все же выдуман?
В большинстве – да. Их имена сохранены без изменений. Они ведут себя так же, как и тогда. Все показанное нами на киноэкране – правда. Как и то, что люди с такими именами действительно работали в посольстве США в Иране в то время, стали заложниками, а также прятались в доме канадского посла. Одного из них звали Кент Тейлор. А Тони Мендес, агент ЦРУ, придумал план их спасения. Все это было на самом деле.
Прочитав сценарий, мое желание сыграть эту роль оказалось настолько велико, что я не смог ему противостоятьКогда вы подыскивали актера на роль продюсера Лестера Сигела, вы сразу же подумали об Алане Аркине?
Да, все так и было. Прочитав сценарий, сразу же подумалось именно об Алане. Более того, я и представить не мог, кому другому еще бы смог доверить эту роль, откажись он от нее. Алан Аркин как нельзя лучше подходит на роль авторитетного голливудского кинопродюсера. Лично я просто никого, кроме него, в этом амплуа вообще себе не представлял.
Давайте поговорим о съемках фильма. Вам с поразительной точностью удалось воссоздать дух 1970-х. Погружение зрителя в атмосферу тех лет начинается с заставки, в которой использован логотип Warner Bros образца прошлого столетия. Насколько сложно воспроизвести историческую достоверность событий? Порой складывается впечатление, что мы смотрим документальную хронику тех лет.
В ленте широко использовались архивные киноматериалы. Постоянное ретроспективное обращение по ходу ленты к документальным кадрам заставляло нас быть предельно точными в деталях. Конечно, не обошлось без визуальных спецэффектов, наподобие тех, которые мы видим в «Гарри Поттере». Однако в «Операции “Арго”» большая часть из них не видна невооруженным глазом. Так, например, чтобы сделать некоторые вещи на вид более старыми, соответствующими той эпохе, мы намеренно внешне делали их такими. Визуальные эффекты трансформации малозаметны, однако именно благодаря им нам в значительной степени удалось удивительно точно воссоздать атмосферу тех лет.
«Операция “Арго”»
Режиссер: Бен Аффлек
Продюсеры: Джордж Клуни, Грант Хеслов, Бен Аффлек
Автор сценария: Крис Террио, Джошуа Бирмен (статья), Тони Мендес (книга)
В главных ролях: Бен Аффлек, Брайан Крэнстон, Алан Аркин, Джон Гудмен
Оператор: Родриго Прието
Композитор: Александр Депла
4 ноября 1979 года революция в Иране достигает своего апогея. Разъяренная толпа исламистов штурмует посольство США и врывается на его территорию. 52 сотрудника остаются в плену, шестерым же удается покинуть посольство и найти убежище в доме канадского посла. Исламисты могут найти их там очень скоро, и сотрудники Государственного департамента спешно ищут пути разрешения создавшейся ситуации. Эксперт ЦРУ по вопросам эксфильтрации Тони Мендес (Бен Аффлек) пытается спасти заложников и предлагает рискованный план их безопасного отхода...
Оставить комментарий