Сеанс самоанализа
09.06.2014
Каждую композицию она создает много дней и недель, делая все декорации вручную и никогда не пользуясь специальными графическими программами. Потому что творчество для корейской фотохудожницы Джи Янг Ли – прежде всего сеанс самоанализа, а весь подготовительный процесс – рефлексивное копание в себе, своих переживаниях и страхах. И только так, разложив себя на множество деталей, мысленно разрушив и вывернув наизнанку, можно собрать себя заново, обрести свою реальность. Которая, кстати, будет оценена и мировым художественным сообществом – сегодня Джи Янг Ли заслуженно называют одной из самых ярких корейских художников, что подтверждается международными наградами, в частности, престижной Sovereign Art Prize 2012 года. Об обретении себя и творчестве как лучшем способе лечения болезней физиологических и ментальных мы и поговорили с Джи Янг Ли.
Неужели вы и правда не пользуетесь Photoshop и другими подобными программами? И если да, то почему предпочитаете настоящие декорации компьютерной графике, у которой столько возможностей?
Говорить, что я вообще не использую Photoshop, не совсем верно. Но я не искажаю и не модифицирую изображения. Декорации в действительности выглядят точно так, как на фото. Однако с помощью Photoshop я удаляю леску, которой крепятся к потолку висящие предметы.
Я не пользуюсь Photoshop, потому что эта программа не вписывается в мою концепцию. Думаю, мне следует пояснить, в чем именно она заключается и почему не предполагает использования графических программ. Мое творчество сюрреалистично, это визуализация моего ментального ландшафта – картины, существующей только в воображении. Отражение моего видения реальности, вдохновением для которого служат переживания и эмоции, так что для меня это очень «реалистичные» картины. Инсталляции – прекрасный способ вдохнуть жизнь в существующие в голове образы. Фотография снимает слепок с действительности и служит доказательством реальности происходящего. Посредством фотографии я трансформирую родившиеся у меня образы в реальность. Если подумать, тем же самым занимаются все, кто берет в руки фотоаппарат, – с его помощью они навсегда фиксируют какие-то мгновения. Те особые минуты, к которым отныне можно всегда вернуться. То же самое можно сказать о моем ментальном ландшафте, который я запечатлеваю. По сути, это фрагменты моего личного архива, с помощью которого я могу вновь и вновь оглядываться на пережитое. Поэтому я и не использую Photoshop. Итогом работы является фотография, но я считаю, что весь подготовительный процесс – тоже часть творчества. Моя работа – это своего рода самоанализ.
Ваши сны, воспоминания, знакомые с детства сказки и легенды служат вашим источником вдохновения. Расскажите об этом. Есть ли у вас какие-нибудь особенно дорогие вашему сердцу работы? О чем они?
Мой главный источник вдохновения – собственный жизненный опыт и моя память. Интересные темы иногда приходят ко мне во сне. Я стараюсь не ограничиваться сегодняшним днем. Так, часто мысленно возвращаюсь в школьные годы. Вплетаю корейские легенды в творчество, потому что это тоже фрагмент моих детских воспоминаний.
Моя любимая работа – «Беспокойство» (Anxiety). Ее главная тема – мои страхи и переживания. Это произведение состоит из двух частей: фотографии и видео. Фото отражает мое внешнее «я», а видео представляет мой ментальный мир. Иными словами, один элемент «Беспокойства» изображает сферу сознательного, а второй – сферу подсознательного. Звуковая дорожка на видео также напрямую трактует предмет этой работы. В то время, когда создавалась эта композиция, я испытывала постоянное давление. Мне тогда приходилось думать над миллионом разных проблем. Рациональнее всего было бы их потихоньку решить, одну за другой, но проблемы меня тогда совсем одолели. Казалось, они множатся в геометрической прогрессии. Думаю, именно тогда у меня развилась эта страсть к повторяющимся мотивам и объектам, очень быстро отразившаяся и в фотографиях. В то время у моего близкого друга вследствие хронического стресса развилось тяжелое заболевание кожи. И это меня все время тяготило.
Видимое, все возрастающее отклонение от нормы глаз воспринимает как болезнь, как нечто, несущее смерть. Возьмите, к примеру, раковые клетки. Они растут и распространяются в виде окружностей. Я подумала, что лучший способ визуализации моего беспокойства и чувства неопределенности – это сыпь и волдыри. Как видно на фотографии, ими покрыта привычная домашняя утварь. Думаю, такой образ прекрасно передает мое эмоциональное состояние в тот момент. Может быть, вы обратили внимание на то, что я придала волдырям легкое сияние жемчужин. Как известно, жемчуг формируется в раковинах в течение долгих мучительных лет. В Корее есть пословица: «нужно переболеть корью». Смысл ее в том, что чего-то добиться можно только потом и кровью. И хотя «Беспокойство» возникло прежде всего как реакция на тяжелую ситуацию в жизни, я также хотела с ее помощью проиллюстрировать старую народную мудрость: результат приходит, только если тебе удается преодолеть собственные страхи и беспокойства.
Все, что случается со мной, – случаи, эмоции, воспоминания, связь с миром – все это темы моих фотографий
Вы, наверное, в детстве были очень мечтательным ребенком. Скажите, насколько вам взрослой сейчас труднее или, может быть, просто иначе мечтать? Насколько изменились мечты тогда и сейчас?
Вы правы, я все время о чем-то мечтала. Впрочем, с тех пор ничего не изменилось, и, будучи взрослой, я занимаюсь тем же самым. Честно говоря, мне кажется, что я все еще ребенок, пытающийся найти свой путь в мире взрослых. В детстве я хотела много кем стать, в том числе и художником. И я ни дня не сожалела о том, что выбрала именно этот путь. Мне нравится моя работа, она позволяет экспериментировать с самыми разными вещами и оставаться мечтателем.
Что вы чувствуете, погружаясь в свой собственный мир, такой отличный от реальности?
В моем мире я сама создаю свою реальность. Представляю себя единственным жителем воображаемого королевства. Я самоутверждаюсь, мысленно разрушая и заново создавая свое «я». Реальности, которые я формирую, – это мое видение мира, воссозданное в моей голове.
Сколько времени вы тратите на создание одного снимка? Расскажите о том, как идет процесс работы, начиная от возникновения идеи и до готовой фотографии. Должно быть, это чрезвычайно увлекательно!
На одну фотографию у меня обычно уходит два месяца. Мне нравится следовать одной и той же процедуре. Когда у меня появляется тема или идея, которую хотелось бы развить, я рисую черновой набросок и приступаю к поиску нужных образов и материалов. Затем продумываю декорации. Это самый важный этап творческого процесса, потому что именно в этот момент определяются основные композиционные элементы будущей фотографии: цветовая гамма, расположение предметов, угол зрения и поза модели. В моей студии есть деревянная декорация размерами 360x600x240 см. У нее подвижные стены, и ее можно сужать или расширять – в зависимости от того, что требуется для конкретного проекта. Когда я четко представляю себе, как должна выглядеть будущая фотография, то выставляю камеру под определенным углом и начинаю создавать элементы декорации. Иногда итоговый результат слегка отличается от чернового замысла. Когда декорация готова, делаю несколько пробных снимков без модели и внимательно их изучаю. Я присутствую на многих своих фото, так что в некотором смысле это мои автопортреты. Итоговый снимок производится широкоформатным аппаратом 4x5. Когда фотография готова, декорация разбирается.
А кто-нибудь вам помогает с подготовительными декорациями – с вырезанием, раскрашиванием, склеиванием?
Я почти все делаю сама. Поэтому у меня и уходит по два месяца на один снимок. Это тяжелый физический труд, но я получаю от него большое удовольствие. Помощников нанимаю, только если у меня слишком напряженный график.
Каждому из нас приходится переживать нелегкие времена. Свет не бывает без тени
Почему вы не используете моделей во время съемки?
Как видите, на большинстве фотографий моделью являюсь я сама. Серия «Состояние ума» (Stage of Mind) – это история обо мне, поэтому автопортрет – наиболее подходящий для нее формат. Модели на фотографиях олицетворяют мое эго. Иногда прошу позировать знакомых, если считаю, что они удачно вписываются в ту или иную декорацию. Но если задуматься, не так уж и важно, кто именно изображен, ведь любая модель – это все равно мое alter ego. Замечу, что я не планирую приглашать профессиональных моделей для своих работ.
Ни на одной из ваших фотографий у героини – у вас – не видно лица. Что вы хотите этим сказать?
Персонажи на моих фотографиях – это элементы декорации. Если модель смотрит в объектив, то ее присутствие в кадре становится чересчур сильным и заметным. Это не то, что мне нужно. Я хочу, чтобы герои не были слишком заметны. Мне важно, чтобы зрители воспринимали получившийся образ как некую сцену, рассказ. Я решила не показывать лицо героини на некоторых фото, потому что в отображаемой на них реальности я вела себя пассивно.
Вы не чувствуете себя одинокой? Потому что глядя на ваши работы, несмотря на все их буйные краски, волшебно-сказочную атмосферу и необыкновенность, лично я ощущаю исходящую от них какую-то тоску и даже страх.
Все, что случается в моей жизни, – чувства, которые я переживаю, заурядные эпизоды, случаи, меняющие мою жизнь навсегда, эмоции и воспоминания, связь с окружающим миром – все это темы моих фотографий. В своем творчестве я описываю события собственной жизни. Чаще всего это какие-то сложные моменты, переживания, а не счастливые и радостные эпизоды. Думаю, так получается потому, что грусть имеет привычку дольше задерживаться в наших сердцах. Комната, которую я создаю, олицетворяет мой внутренний мир. Каждому из нас приходится переживать нелегкие времена. Свет не бывает без тени.
Я знаю, что многие художники предпочитают творить в особой атмосфере, которую они создают себе сами: кто-то приглушает свет, кто-то выставляет вокруг себя портреты кумиров, кто-то включает музыку. А как любите работать вы?
Я люблю работать одна у себя в студии. В этом состоянии мои мысли текут свободно. Обычно я всю ночь до рассвета слушаю музыку. Всегда включаю радио, когда тружусь много часов подряд.
Где, помимо интернета, вас можно увидеть? Совершенная выставка для вас – какая она?
Мои работы можно увидеть в галерее Opiom Gallery во Франции. В этом году у меня планируются две выставки – в Гонконге и Нью-Йорке. Я считаю, что идеальная выставка дает художнику возможность реализовать свои желания. При виде выставочного пространства у меня должно появляться чувство гармонии. Очень важно продумать сочетания, в которых будут располагаться произведения. Ну и, конечно, главное украшение любой экспозиции – большое число благодарных посетителей.
www.opiomgallery.com/en/artistes/oeuvresphotographe/17/jeeyoung-lee
Комментарии (1)
Анна 10.06.2014 12:37
Жутко красиво! Точнее не так: Жутко, но Красиво! Вот уж действительно, Света без Тени не бывает.
Оставить комментарий