Сны о чем-то большем
22.04.2013
17 февраля в Москве в последний раз дали скандальную оперу Бенджамина Бриттена «Сон в летнюю ночь», поставленную английским режиссером Кристофером Олденом. Спектакль, заподозренный в педофилии, наркомании, алкоголизме и других пороках, вернулся в Англию – время эксплуатации этой продукции на территории России истекло. Нам остается лишь сожалеть о его недолгом визите и искать в московских афишах не менее провокационно-блистательные постановки.
Конечно же, Кристофер Олден ставил прежде всего спектакль о своем, сугубо личном и давно наболевшем: его версия «Сна в летнюю ночь» – чисто английский ночной кошмар. Закрытая школа для мальчиков, эти самые мальчики-эльфы в безликой серой униформе, безжалостные учителя-мучители со скрытыми и явными садомазохистскими наклонностями и взирающая на все это с парадного портрета Королева, ревниво охраняющая веками заведенный порядок. Как не вспомнить здесь, что автор музыки Бенджамин Бриттен в детстве подвергался сексуальному насилию, а главный англичанин всех времен Уинстон Черчилль называл годы, проведенные в престижной школе-интернате, самыми страшными в жизни. А еще можно перечитать детективы Агаты Кристи, где маньяками и убийцами оказываются самые что ни на есть благочестивые подданные, и романы той же Айрис Мердок, в которых любые отношения полов перверсивны по определению. Еще не забудем, что «Сон в летнюю ночь» – самая загадочная и зашифрованная пьеса Шекспира (наряду с «Бурей»), провоцирующая странные трактовки и интерпретации. И, как англичанин, Кристофер Олден, безусловно, имел на них полное право.
Но так получилось, что на сцене Музыкального театра им. Станиславского и Немировича-Данченко Олден поставил пьесу про всех нас: про московскую публику и ее готовность позволить режиссеру быть с ней откровенным. Публика экзамен с треском провалила. Хотя если бы Олден явил свой сон где-нибудь в другом месте, на сцене другого театра, на него бы могли просто не обратить внимания. Но большая часть публики, которая ходит в «Стасик», лучше любого режиссера знает, как именно должна выглядеть та или иная постановка (чтобы убедиться в этом, достаточно почитать комментарии к спектаклям на официальном сайте театра). Конечно, вся шумиха вокруг оперы Олдена: анонимное письмо на имя главы Синодального отдела по взаимоотношениям Церкви и общества Всеволода Чаплина с просьбой проверить ее на предмет возможной педофильской пропаганды, вмешательство уполномоченного по правам ребенка Павла Астахова и министра культуры Владимира Мединского – не только борьба за нравственность одного конкретного театрального коллектива, но и часть общей дискуссии о том, каким позволено быть в России серьезным академическим театрам.
За право быть новаторскими, злыми и современными они точно должны побороться изо всех сил. «Стасик» в этом сезоне рискнул и в ответ получил не только возмущение благонравной публики, но и признание в профессиональной среде: выдвижение на премию «Золотая маска» в четырех номинациях (лучший спектакль в опере, лучший режиссер, лучший дирижер, лучшая мужская роль, лучший художник), а также номинирование на международную премию The International Opera Awards в категории «Оперный театр года», церемония вручения которой пройдет в Лондоне 22 апреля. Так что «Сон» Олдена явно оказался в руку.
Аплодируем и скандалим
Для тех, кто так и не успел воочию увидеть снятый с репертуара «Сон в летнюю ночь» Кристофера Олдена, мы нашли в апрельской афише московских театров не менее безнравственно-скандальные спектакли, посмотреть которые тем не менее стоит всем пытливым театралам.
«Служанки» Романа Виктюка
Вспомним о былой неискушенности
Когда-то с этого спектакля началось интеллектуальное раскрепощение московских театров и их публики. Своими шокирующими «Служанками» Роман Виктюк в одночасье сокрушил все запреты. Не читать отныне Жана Жене, а с ним Жана Кокто и даже больше – Жан-Мишеля Фуко, этих блистательных деконструкторов Табу и Запрета, казалось после невозможным. Кстати, именно с именем Жене связан один из самых громких скандалов в истории европейского театра – в 1966 году постановка его пьесы «Ширмы», осуществленная Роже Блэном в театре Odeon, обсуждалась на заседании французского Национального собрания. В 1988 году «Служанки» на сцене московского «Сатирикона» никто не запрещал и не подвергал цензуре. Самое удивительное, что спектакль существует и поныне, пережив в 2006 году третью редакцию. Конечно, сегодня он не производит столь же ошеломляющего впечатления – мужчинами, играющими женские роли, уже никого не удивишь, да и нынешний актерский состав значительно уступает тому первому блистательному квартету во главе с Константином Райкиным. Но если вам хочется понастальгировать о былых неискушенных временах, проведите как-нибудь вечер в обществе Клер, Соланж, Мадам и Месье.
Ближайшее исполнение: 9 (на сцене ММДМ) и 15 апреля (на сцене Театра Киноактера)
«Руслан и Людмила» Дмитрия Чернякова
Вся правда про Людмилу
Как и «Сон в летнюю ночь» Кристофера Олдена, опера «Руслан и Людмила» Дмитрия Чернякова стала заложницей места и времени – она была первой премьерой на исторической сцене Большого театра в 2011 году, и понятно, что от такого спектакля ждали полного соответствия высокому классическому канону. Однако режиссер-новатор Чернышев честно предупреждал, что «сказочности в спектакле будет немного, а скандала он не боится». Зрители все равно были шокированы и трансформацией замка Наины в публичный дом, и стриптизом пьяного Фарлафа, и тайским массажем Людмилы, и полчищами голых статистов. В зале свистели и кричали «позор!», а после представления на Большой обрушились судебные иски граждан, требовавших возместить ущерб «за испытанные в ходе просмотра спектакля нравственные страдания» (как говорилось в иске москвички Светланы Ворониной, просившей Тверской суд Москвы обязать Большой театр снять с репертуара эту оперу и выплатить ей 1 миллион рублей компенсации). Однако постановка Чернякова в репертуаре главного театра страны все же осталась и номинирована на «Золотую маску – 2013» аж в восьми категориях.
Ближайшее исполнение: 11, 12 ,13 ,14 апреля
«Анархия» Гарика Сукачева
Пора спасать репутацию
Если депутатская инициатива, озвученная в начале февраля, о полном запрете нецензурной брани не только в СМИ, но и в искусстве (художественных фильмах, театральных постановках, книгах), примет форму закона, тогда Галине Борисовне Волчек придется снимать этот спектакль из репертуара «Современника». Герои «Анархии» Гарика Сукачева не выбирают выражений и смачно матерятся на протяжении всего действа. Говорят, правда, сама Волчек изначально весьма скептически отнеслась к обильному использованию в спектакле ненормативной лексики, но в итоге согласилась, признав, что в данном случае мат служит высокохудожественным целям: он помогает передать панк-эстетику. В целом же «Анархия» примечательна не своими героями, их диалогами и режиссурой, а теми, кто все это изображает на сцене «Современника», – изрядно потасканными экс-бунтарями из 1980-х. И как раз, возможно, если бы вокруг спектакля разразился настоящий скандал с цензурой и запретами, они могли хотя бы ненадолго почувствовать себя вновь молодыми и независимыми. Так что в данном случае запретить – это во многом спасти спектакль. И как не вспомнить здесь знаменитую цитату Белинского о Ленском: «В нем было много хорошего, но лучше всего то, что он был молод и вовремя для своей репутации умер».
Ближайшее исполнение: 19 марта. На момент подписания номера в печать афиша на апрель не была доступна
«Идеальный муж. Комедия» Константин Богомолов
Самое что ни на есть актуальное искусство
Именно этот спектакль сегодня претендует на звание «самой скандальной премьеры сезона». И действительно, смешав Уайльда, Чехова, Шекспира, Сорокина, Мисима и еще неизвестно кого, Константин Богомолов явно навлечет на себя целую волну критики поборников классики. Помимо нескрываемого пренебрежения к высокой английской литературе, режиссер позволяет себе еще много чего: публично раздевает актрис, рассказывает о любви мужчин к мужчинам, высмеивает звезд шансона, выставляет в неприглядном виде представителей церкви и госаппарата. И прямо заявляет, что действие спектакля происходит здесь и сейчас – в феврале 2013 года. Какая судьба ждет эту работу Богомолова, узнаем уже совсем скоро, пока же лишь напомним, что его спектакль «Турандот», поставленный в Театре Пушкина осенью 2010-го, сняли с репертуара после нескольких показов, а не менее скандальный «Лир», идущий на сцене питерского «Приюта комедиантов», номинировали на «Золотую маску – 2013».
Ближайшее исполнение: 17 и 25 марта. На момент подписания номера в печать афиша на апрель не была доступна
Оставить комментарий