18+

«Справочник грез-2016»

24.03.2016

Grez_12x18_16

В субботу, 2 апреля, в кинотеатре «Ролан» пройдет 8-й ежегодный фестиваль «Справочник грез», куратор которого - один самых авторитетных российских кинокритиков Юрий Гладильщиков. Фестиваль назван по одноименной книге Юрия - путеводителю по современному кино, его модам и тенденциям, открытиям и заблуждениям.

«Справочник грез» - уникальный пример однодневного кинофорума. Его цель - сопоставить логику и объективность, реальную ценность и честность различных кинонаград. Ведь в кино нет единых критериев. Это не спорт. У каждого фестиваля, каждой кинопремии (у Каннского, Берлинского, Венецианского фестивалей, «Оскара», у Европейской киноакадемии) свои идеология, интриги, игры, собственная система ценностей. Но главная задача «Справочника грез»: показать лучшие фильмы года, которые вы могли по тем или иным причинам пропустить, и объяснить, как и зачем их смотреть.

Все фильмы представляет куратор фестиваля Юрий Гладильщиков. После каждого сеанса – обсуждение (кроме самого последнего: поздний час препятствует серьезным дискуссиям).

Куратор фестиваля считает программу-2016 одной из самых интересных за последние годы.

Программа

14.00 – «Убийца (Сикарио)»
Режиссер Дени Вильнёв, США, 121 минута, дубляж.

Оригинальное название фильма Дени Вильнева – Sicario. В Мексике это синоним английского hitman: наемный убийца. Фильм - о секретной операции американских спецслужб против наркокартелей, в том числе на территории Мексики, где американцы действовать не имеют права.

Один из самых жестких, честных, впечатляющих (иформацией, психологией, политическим цинизмом, геополитическими откровениями) фильмов уходящего года. Оказывается, мексиканский Север, граничащий с США, это зона беспредела. Там похищают людей. Там можно увидеть на улицах публично повешенных наркомафией за провинности. Оттуда под американской границей прорыт охранямый автоматчиками тоннель, через который доставляют наркотики.

Особенность Sicario, однако, в том, что тут не поймешь, где хорошие парни, а где – плохие. С этим сталкивается идеалистка из ФБР. Когда она кричит своим напарникам, что незаконно действовать на территории чужой страны, ей популярно объясняют: тут один закон – нет закона. Правило одно: либо ты, либо тебя.

Режиссер Вильнев – канадец из Квебека. Его фирменный ход – обострять моральный конфликт до предела. Один из лучших фильмов Вильнёва «Пленницы» был про то, до какой степени преступного зверства способен дойти любящий отец, стремясь отыскать похищенного маньяком ребенка. Главный вопрос Sicario: можно ли с преступниками, которые нелюди и не признают никаких законов и моральных ограничений, бороться по закону? Или их надо просто мочить? Но где, в таком случае, тот поворот, за которым закон обернется беззаконием, а демократия – диктатурой спецслужб?

Десять различных кинонаград (но не первого ряда) и более ста двадцати номинаций, включая три «Оскара», три награды Британской кинотелеакадемии BAFTA и отбор в самую престижную в мире конкурсную программу Каннского кинофестиваля.

16.15 – «Молодость»
Режиссер Паоло Соррентино, Италия-Франция-Швейцария-Великобритания, 124 минуты, русские субтитры

Соррентино – один из ведущих режиссеров мира. Особенно после того, как его предыдущая «Великая красота» (вызвавшая пару лет назад восторг на нашем фестивале в «Ролане») получила «Оскар» за лучший иноязычный фильм.
«Красота» - удивительная картина о Риме прошлого и настоящего, о радости и печали обитать в Вечном городе, о трагедии оставаться последними могиканами римской элиты. Ее принято хвалить за то, как искусно, порождая массу ассоциаций, она взаимодействует со «Сладкой жизнью» и «Римом Феллини».

«Молодость» заранее смущала тем, что это «Великая красота» № 2, пусть и снятая не по-итальянски, а по-английски и в другом месте – в дорогостоящем санатории у подножия швейцарских Альп. Герои, однако, все те же представители культурной элиты. В главных ролях – легенды мирового кино Майкл Кейн и Харви Кейтель, хотя тут появляется и Джейн Фонда.

Но именно альпийский отель радикально разделяет «Великую красоту» с «Молодостью». Это фильм не про культуру. Это фильм на кажущуюся близкой, но совсем иную тему: про уходящих людей культуры. Про их старение. Про то, как они это старение воспринимают. Это фильм про всех нас. Ведь ты элементарно не замечаешь, как пролетают годы и наступает время, когда тебе нужно думать не о продолжении карьеры, а о том, как бы сладить: а) с былыми надеждами, которых уже не осуществить, и б) с перспективой вообще больше ничего не сотворить. Это фильм о том, что стареть – естественно. Хотя и очень трудно. Героям фильма помогает то, что они воспринимают свое старение, и творчство, и культуру (при всем уважениии к ним) очень-очень иронично.

Фильм-соискатель главного Каннского приза 2015 года. Двенадцать частных кинопобед и еще тридцать серьзных номинаций, в том числе на «Оскар» за музыку.

18.45 – «Новейший Завет»
Режиссер Жако Ван Дормель, Бельгия-Франция-Люксембург, 113 минут, русские субтитры

Один из самых непредсказуемых (и, кстати, малоизвестных у нас) европейских мэтров бельгиец Жако Ван Дормель решил доказать, что женщины в роли богов умнее и толерантнее мужчин. И создал фильм-сатиру о том, что ветхозаветный Бог обитает не где-нибудь, а на скрытой брюссельской квартире. Собственно, Бог и создал-то изначально не свет, не ночь, не человека – он сотворил современный Брюссель со всеми его офисными высотками и торговыми центрами, а потом стал думать, чем бы наполнить придуманные им неодушевленные архитектурные пространства. Так он изобрел человека со всеми его жадностью, завистью и пр. комплексами и уродствами, включая войны. Придумал шута себе на потеху.

В наши дни Бог – пивной алкоголик, и на своем компьютере, который заправляет миром, выписывает человечеству все новые рецепты несчастья. Например, создает закон, по которому всякая очередь рядом с вами будет непременно продвигаться быстрее.

Ван Дормель – самый малоизвестный у нас из европейских классиков. Снимает редко – и всегда фильмы необычные, которым не найдешь аналоги. Первый прославившийся – «Тото-герой» 1991 года. Один из последних – Господин Никто» 2009-го: его любят наши кабельные каналы.

«Новейший завет», как и «Молодость», фильм о человеке и смысле жизни. Но по жанру он сюрреалистическая сатира – прежде всего на патриархальный мир, которым заправляют мужчины (впрочем, мучаются в нем не меньше женщин). В итоге против Бога-Отца восстают сначала его неизвестная людям дочь (которую поощряет к бунту и эмиграции в живой мир старший брат, существующий на ее полке в качестве статуэтки-Христа), а потом и казавшаяся покорной и безмолвной жена.

Дети Бога – оппозиционеры, принявшие сторону человечества. Причем, в отличие от Отца, который без своего особого компьютера никто, они реально одарены: способны ходить по воде и не только. Отцу не остается ничего, кроме как поставить детей на мето, устремиться в погоню за дочерью, сбежавшей в живой Брюссель. И на него тут же сваливаются все те пакости, какие он миру уготовил.
Короче, это во многом шутка, если кто еще не понял.

Интереснее, однако, то, что фильм не о богах – о людях. И что в нем осмелилась сыграть – в рискованной роли – сама Катрин Денев.

Он - оптимистический. Но наполнен печалью по человеческому одиночеству и безысходности человеческой судьбы.

Самый громкий фильм модной параллельной программы Каннского фестиваля «Двухнедельник режиссеров». После одного из сеансов фильму устроили 40-минутную овацию. Номинации на «Золотой глобус» и на французский «Сезар» за лучший иностранный фильм 2015-го.

21.00 – «Кэрол»
Режиссер Тодд Хейнс, Великобритания-США, 118 минут, русские субтитры

В начале 1950-х молодая продавщица из отдела игрушек дорогого универмага знакомится с обеспеченной буржуазной дамой. У девушки - жених, у дамы – муж, но она в ситуации развода: достала тирания супруга (который при этом ее обожает). Девушка не примитивна – вскоре становится знаменитым фотографом. Дама – завораживает загадочностью и душевными глубинами. Даму играет Кейт Бланшетт, девушку – Руни Мара, в которой не узнать суровую готку-хакершу из голливудской версии «Девушки с татуировкой дракона».

Между женщинами, опытной и молодой, возникает странное притяжение, переходящее в любовь. Между тем, действие развивается в средневековые для Америки годы маккартизма, когда такая любовь запретна. Поэтому подруги, таясь от сторонних взглядов, отправляются в автопутешествие по континенту. Вот тут-то фильм, который поначалу казался классически скучноватым, становится по-настоящему интригующим. Само по себе путешествие, наконец-то продемонстрированная постельная сцена, случайный малый, который оказывается нанятым мужем шпионом, пистолет, найденный младшей подругой в чемодане старшей (зачем он тут?), машины, одежды, гостиничные номера 1950-х – попросту завораживают. Как и самая последняя сцена, когда героини глядят друг на друга издали, при этом девушка уже стала звездой фотожурналистики. Сцена обещает многое. Ее можно трактовать по-разному. Слава режиссерам, умеющим ставить в фильмах финальную точку – эти даром обладают далеко не все. Финальная сцена разъясняет смысл фильма. Он не о том, как скверное время и несвободное общество разрушили отношения двух замечательных женщин. В фильме нет упреков обществу. Он - о любви.

Основан, кстати, на одном из ранних романов мастера криминального жанра Патриции Хайсмит «Цена соли», который впервые был опубликован под псевдонимом. Это ее единственный некриминальный роман, вдобавок, считающийся автобиографическим.

Приз Руни Мара за лучшую женскую роль на Каннском фестивале. Пять номинаций на «Золотой глобус» - все из числа самых престижных. Шесть номинаций на «Оскар» - в том числе для Руни Мара и Кейт Бланшетт (у которой уже есть два «Оскара»). Всего – 56 различных кинопризов и более двухсот номинаций.


Оставить комментарий

53a538e7ced68d29deb90aab5817b42eddca28c4