Стамбульские метаморфозы
08.02.2018
В двух стамбульских отелях Four Seasons суть Стамбула, великого города метаморфоз и превращений, где переплетаются смыслы, эпохи и религии, познается и переживается особенно глубоко.
Управдом Варвара Сергеевна Плющ из всеми любимого советского фильма «Бриллиантовая рука» все-таки была неправа: Стамбул – не город контрастов, он – город метаморфоз. Здесь постоянно что-то во что-то превращается: христианская базилика в одночасье становится мечетью, если посмотреть на нее под другим ракурсом. Главная мечеть, Голубая с шестью минаретами, вокруг которых каждую ночь чайки совершают свой магический пляс, мечтает превзойти по красоте и размаху базилику. Любая, самая ничтожная сувенирная лавка вдруг оказывается императорскими покоями, ведь на развалинах большого константинопольского дворца лежит половина Султанахмета, старейшего района, и в подвалах здешних лавок всегда можно раскопать дворцовые мозаики, резьбу и колонны. И конечно, Европа тут становится Азией, а Азия готова прикинуться Европой, особенно если смотреть на нее из парадных комнат дворца Бейлербей. Из этого наложения исторических слоев: римских, византийских, османских, ататюрковских, переплетения смыслов, эпох и религий и рождается Стамбул, также известный в истории под именами Константинополь или Царьград. И это еще не все его метаморфозы: как часто в районах Галата или Бейоглу, гуляя в переулках у Галатасарайского университета и площади Таксим, мы вдруг застываем в недоумении, ловя себя на мысли, что идем совсем не по Стамбулу, а чуточку по Праге, Парижу и даже Риму.
Но этот город – не только история. Он – звуки: протяжные завывания муэдзинов, созывающих правоверных на молитву, истошные крики чаек, пытающихся отобрать рыбу у рыбаков на Галатском мосту, гомон толпы, стройным потоком переходящей многополосную дорогу у причала Эминеню, возгласы торговцев, заманивающих покупателей в свои лавки на Гранд-Базаре и Египетском рынке. Стамбул – еще, конечно, и запахи: морской соли и йода, свежеиспеченного хлеба и жареной скумбрии (только ради нее одной надо приехать сюда хотя бы раз), подгоревших каштанов и специй. И, однажды увиденная и пережитая, эта толчея из людей, запахов, криков, историй, солнечных бликов, преломляющихся в водах Босфора, уже никогда не забудется – в этот вечный город хочется возвращаться вечно.
Эту метаморфозную суть Стамбула как города единого во множестве ликов удивительным образом удалось запечатлеть двум здешним отелям Four Seasons. Поэтому останавливаться в них особенно приятно и познавательно. Канадской гостиничной группе, владеющей брендом Four Seasons, вообще повезло – они ухватили себе под гостиницы самые лакомые кусочки: бывшую тюрьму в самом центре Султанахмета и роскошный дворец на берегу Босфора – и приглашают своих гостей сразу в два Стамбула: древний и новый, османский и европейский. И понятно, что побывать надо в каждом.
Узники хорошей жизни
Построенное в 1919 году в турецком неоклассическом стиле здание Four Seasons Hotel Istanbul at Sultanahmet выглядит настолько роскошно, что сложно представить: а ведь когда-то здесь была тюрьма, а не отель! Но этот факт подтверждается надписью на османском языке на главных воротах, а также аутентичными массивными деревянными дверьми, плиткой в лобби и процарапанными рисунками заключенных, кое-где оставленными на мраморных колоннах и стенах после реконструкции здания. Правда, даже в тот противоречивый доотельный период тут побывало немало именитых постояльцев: в этой тюрьме, как правило, содержались диссиденты, коммунисты и оппозиционно настроенные интеллектуалы, например писатели Орхан Кемаль, Кемаль Тахир и Азиз Несин, а еще один мастер пера, американец Грэм Грин, упомянул ее в своем романе «Стамбульский экспресс». В 1992 году ружья и пушки здесь навеки замолкли и заговорили музы хорошего сервиса – здание переделали в отель. А еще через четыре года его купила группа Four Seasons. И теперь тут больше нет никаких запретов, только капризы гостей, пятизвездочный сервис и удовольствие провести несколько дней в самом центре Старого Стамбула.
Оказывается, тюремная планировка отлично подходит под гостиницу (не случайно же французский философ Мишель Фуко называл тюрьму прообразом современного общества). Правильный квадрат с четырьмя башнями и внутренним двором идеален для маленького бутика-отеля на 54 номера и 11 сьютов. Во дворике, утопающем в зелени, накрывают завтрак. Расположенный тут же ресторан в стеклянном павильоне (по примеру того, что можно видеть в султанском дворце Топкапы) предлагает в первую очередь турецкую кухню. Дизайном интерьеров занималось агентство Metex Design, хорошо известное на гостиничном рынке не только Турции, но и Ближнего Востока. Оно сделало пространство легким, незагруженным и наполненным светом, но при этом активно использовало в декоре предметы декоративно-прикладного искусства в османском стиле: вазы, подносы, лампы, ковры, украшения и арт-объекты, чтобы у вас не осталось никаких сомнений, что вы находитесь именно в султанском Стамбуле.
Впрочем, таких сомнений и не возникнет, стоит только посмотреть в окно – увидеть пронзительную синеву Мраморного моря, башни и минареты Старого города и, конечно, величественную Святую Софию VI века, один из красивейших христианских храмов, тайна парящего купола которого не разгадана до сих пор. C террасы сьюта St. Sophia и бара A’YA Rooftop Lounge, расположенного на крыше отеля, открывается, пожалуй, лучший вид на Софийский собор, один из главных символов Стамбула-Константинополя. Поднять тут бокал шампанского в его честь – обязательный пункт программы посещения этого города.
Дворцовый переворот
На берегу Босфора, в районе Бешикташ, турецкая знать начала селиться в XIX веке, когда пассионарность уже покинула Оттоманскую империю – потомки Мехмета Завоевателя, превратившего христианский Константинополь в мусульманский Стамбул, больше не хотели воевать и мессианствовать, им больше нравилось развлекаться и нежиться в роскоши. Символ той эпохи – дворец Долмабахче, последняя резиденция оттоманских правителей, в дальних покоях которой в 1938 году отошел в мир иной Мустафа Кемаль Ататюрк, отец-строитель современного турецкого государства. Сегодня Долмабахче – музей, правда, попасть внутрь можно только в составе группы и с гидом. Зато во дворцах по соседству поселиться очень легко – многие превращены в пятизвездочные отели, и один из них – Four Seasons Istanbul at the Bosphorus.
Его здание – исторический дворец Атик-паша, ставший собственностью Four Seasons в 2008 году. Стоящий на берегу Босфора с собственным причалом и бассейном отель показывает нам совсем особый Стамбул – город-курорт с пьянящим запахом моря, освежающим бризом и даже стаями дельфинов, резвящихся поутру в босфорских волнах, – завтракая на террасе, можно наблюдать за их играми хоть каждый день. Дворец Four Seasons на Босфоре светлый и солнечный, номера, оформленные тем же агентством Metex Design, выдержаны в европейском стиле лишь с небольшим вкраплением османских деталей. В интерьере много белого мрамора, красочных мозаик и ярких картин современного турецкого художника Эргина Атлихана, живущего в Германии. Европейскость здесь стала основой и гастрономической концепции – главный отельный ресторан Aqua шеф-повара Саваса Айдемира предлагает средиземноморскую кухню. А перед ужином и после, на аперитив и дижестив, здесь вы будете выпивать шампанское с видом на Босфорский мост, сияющий ночью всеми цветами и соединяющий два континента: Европу и Азию. Которые сошлись и переплелись в Константинополе-Стамбуле, одном из самых поразительных городов на Земле.
Расположен на берегу Босфора
Категория: 5 звезд
Всего номеров: 170,
включая 25 сьютов
Рестораны: средиземноморской кухни Aqua, турецкой Ocakbaşı, ресторан у бассейна The Club, лаундж-бар Yali Lounge
Спа-комплекс площадью 2100 м2 предлагает все виды ухода за телом, включая и банные ритуалы хаммама
Оставить комментарий