Страшная-страшная сказка
05.08.2013
В той реальности, которую она создает в своих фотоработах, сама Саролта Бан жить бы не хотела. И такую реакцию можно понять – в мире этой венгерской фотохудожницы можно утонуть на пляже, посидеть на носу у великанской собаки и натолкнуться в лесу на гигантскую лампочку, растущую прямо из земли. Но всем нам хотя бы иногда очень хочется вдруг очутиться в сюрреалистическом зазеркалье, немного страшном и завораживающем, – побродить по волшебному лесу с деревьями-ключами и послушать, как играет на трубе его хозяйка шимпанзе. И лучшим нашим проводником в этом путешествии, конечно же, станет Саролта Бан. Добро пожаловать в мир ее странных фантазий!
Чаще всего в ваших работах можно встретить три символа – ключ, электрическую лампу, телевизор. Каким смыслом вы наполняете эти неодушевленные предметы?
Мне нравится использовать милые старинные вещицы. Я сама придумываю им историю и характер. Может быть, поэтому до такой степени люблю то, чем занимаюсь. Ключи обычно символизируют решение, лампочки – идею, а телевизорам у меня нет никакого объяснения.
Другая сторона вашего творчества – живая природа: животные, птицы, деревья, вода. Ваша собственная интерпретация этих символов отличается от классической?
Я считаю, что дикие животные, птицы и деревья обладают мудростью. Они мне нравятся. Наверное, они символизируют меня и других людей. Всех людей вообще.
Вы создали необычный мир – если бы эта реальность стала возможной, вам самой захотелось бы там жить?
Какой интересный вопрос. Первая мысль – ответить «нет». Я бы не стала в нем жить, потому что там довольно страшно. Может быть, я бы заглядывала в тот мир, но не решилась бы остаться в нем надолго.
Какой творческий процесс занимает у вас больше времени: фотографирование или компьютерная обработка?
Разумеется, на работу с компьютером времени уходит больше. У меня нет возможности много фотографировать. Обычно я быстро делаю снимки, а потом долго выбираю, доделываю некоторые из них на компьютере.
Дом-фотоаппарат – это ваше видение идеального дома? А где вы живете сейчас?
Я живу в Будапеште. Родилась и выросла в Пеште, а несколько лет назад переехала на противоположный берег Дуная – в Буду, мой дом стоит на холме над городом. На столицу здесь не очень похоже, скорее на деревню.
Любопытно, как тесно переплелись цифровые технологии и искусство, а ведь вы родились, когда персональные компьютеры только-только стали доступны. Какими специальными программами и гаджетами для работы вы владеете?
Давным-давно, на моем первом компьютере, я начала работать в программе Paint. Сейчас я использую Photoshop, но каких-то особых профессиональных устройств, вроде графического планшета, у меня нет. Все еще пользуюсь только мышью и клавиатурой.
Стоит ли ожидать от вас проекта, так или иначе затрагивающего ваш первоначальный род деятельности – дизайн ювелирных изделий, или вы окончательно отошли от этой темы?
Не думаю. Не потому что я слишком далеко отошла от дизайна ювелирных украшений, а потому что не знаю, как преобразовать свои сюрреалистические образы в изделия из драгоценных камней. Любопытно, что в венгерском слово «ювелир» означает человека, занимающегося изготовлением вещей из разных материалов, то есть именно тем, что я делаю с фотографиями. Получается, что я никуда и не ушла от своей профессии.
Где, в какой стране, какие люди делают вас успешной – кто ваш поклонник? Вы довольны развитием своей творческой карьеры?
У меня было несколько выставок в Европе: во Франции, Польше и Ирландии, в Венгрии мне вручили приз. Я сотрудничаю с разными европейскими музыкальными группами и писателями, но, как ни странно, большинство моих работ покупают коллекционеры из США и Канады. Я вполне довольна тем, как складывается моя карьера.
Недавно получила очень доброе письмо от молодого пожарного из маленькой венгерской деревушки, который лестно отозвался о моих фотографиях. Он спросил, не хочу ли я сделать цикл работ о пожарных. Ужасно приятно получать такие письма.
Оставить комментарий