Страсти по вину
12.08.2010
Сколько может стоить бутылка хорошего вина? Иногда более 100 тысяч долларов, если это редкий образец, выставленный на торги Christie’s или Sotheby’s. Но, покупая столь дорогой раритет, вы не всегда можете быть уверены в его подлинности. Громкий скандал вокруг четырех бутылок из коллекции Томаса Джефферсона, инициированный коллекционером Уильямом Кохом, не утихает уже несколько лет.
Скандальная история началась в 2006 году, когда американский бизнесмен Уильям Кох, входящий, по версии Forbes, в тысячу самых богатых людей планеты, усомнился в подлинности четырех бутылок вина, купленных им на аукционе Christie’s за общую сумму полмиллиона долларов. Все злополучные «раритеты» – Branne-Mouton 1784 и 1787 годов и Lafitte 1784 и 1787 годов – имели инициалы Th.J. и якобы принадлежали третьему президенту США Томасу Джефферсону. Кох подверг эти «шедевры» ревизии, готовя выставку своей весьма разнородной винной коллекции в Бостонском музее изящных искусств. Опасения бизнесмена подтвердил и Мемориальный фонд Томаса Джефферсона в Монтичелло, также однозначно не признавший оригинальность бутылок. Шокированный результатами анализа, Кох подал в суд на Аукционный дом Christie’s, обвиняя его в сговоре с продавцами поддельных вин. К расследованию громкого дела привлекли сотрудников ФБР. Однако свет на эту темную историю по-прежнему не пролит.
Гарантии от авторитетных экспертов
Первой жертвой скандала пал Харди Роденшток – немецкий коллекционер и один из самых уважаемых винных экспертов планеты. Именно он в далеком 1985 году взорвал мир коллекционного алкоголя сообщением об обнаружении клада: в одном из парижских подвалов нашли старую коллекцию французских вин XVIII века. Остроты добавляла гравировка Th.J. на бутылках. Эксперты расшифровали ее как Thomas Jefferson и объявили, что некоторое время собственником этого вина был один из отцов-основателей и третий президент Соединенных Штатов Америки. Реалистичности всей истории добавлял и тот факт, что, будучи послом во Франции, Джефферсон действительно много времени проводил в Бордо и Бургундии, где неоднократно покупал вино для себя и своих друзей. Не доверять Харди Роденштоку никто бы и не подумал. Тем более что дополнительным гарантом выступил Майкл Броадбент, бывший глава винного департамента Christie’s, а ныне главный консультант Аукционного дома. К тому же проведенное расследование Роденштока относительно одной из бутылок той коллекции – Chateau Lafitte 1787 – показало: возраст вина – 1830-е годы (плюс-минус 35 лет), то есть его создали между 1795-м и 1865-м; возраст пробки – между 1825-м и 1895-м. Сам Майкл Броадбент, член совета директоров Christie’s и автор лучших справочников, посвященных винным коллекциям, свою репутацию профи доказал, выиграв в суде иск против издательства Random House, опубликовавшего книгу Бенджамина Уоллеса «Уксус миллиардера» (The Billionaire’s Vinegar). В ней писатель не лучшим образом представил Броадбента, также затронув тему продажи поддельной продукции.
Цезиум-137 и секреты гравировки
Но вот что не давало покоя Уильяму Коху: ни одно из расследований не отвечало прямо на вопрос – настоящее вино или подделка? Это вынудило его начать собственное следствие, ведь затраченные на приобретение четырех бутылок вина в общей сложности 500 тысяч долларов обязывали отстоять и честь покупки. Еще во время истории с Бостонским музеем Кох провел ревизию своей коллекции, насчитывающей около 35 тысяч экземпляров и общей стоимостью свыше 12 миллионов долларов. Для этой цели он пригласил главу винного департамента Sotheby’s Дэвида Молино-Берри. Тот проинспектировал огромный погреб Коха в Палм-Бич и выразил сомнения в подлинности некоторых бутылок, либо в разное время попавших сюда напрямую от Роденштока, либо как-то иначе связанных с этим именем. 30 августа 2006 года был подан иск в федеральный суд в Манхэттене «Кох против Роденштока». Исследования содержимого бутылок на содержание радиоактивного изотопа цезиум-137 показали, что вино произведено после 1952 года – именно тогда была испытана первая водородная бомба. Но этого мало. Экспертиза же гравировки Th.J., проведенная силами сотрудников ФБР, дала однозначный ответ – сделать инициалы такого качества можно было только современным оборудованием, а во времена Джефферсона еще даже не открыли электричество. Но все специалисты, привлеченные к делу, единодушны: если Кох купил подделки – то подделки высочайшего класса и уровня, к производству которых привлекались огромные средства и технические возможности (не исключено также, что сработала целая преступная группа). Как именно изготавливалась фальшивка, не столь важно: это могла быть старая бутылка с каким-то количеством подлинного вина, разбавленного более молодым и закупоренная пробкой, имитирующей старинную; или старая бутылка с молодым вином и настоящей, искусно извлеченной пробкой и поддельной этикеткой. Возможны еще варианты и комбинации – ясно одно: рынку коллекционного алкоголя нанесен серьезный урон, многие просто остерегаются вкладывать деньги в вино, рискуя нарваться на псевдораритет. Судебные баталии еще далеко не закончены, в деле появляются новые свидетели – немецкие граверы, имена которых не разглашаются, признались, что они выполняли гравировку на тех самых бутылках из коллекции Джефферсона. Уильям Кох обвиняет Аукционный дом Christie’s в том, что он вовлечен в преступный бизнес контрафактного элитного алкоголя, и требует запретить последнему продавать вина старше 1962 года. На установление истины американский бизнесмен из Флориды потратил уже больше, чем на те самые бутылки, а ведь конца тяжбе и не видно.
Оставить комментарий